Миссия учителя в современном мире
Топехина Ольга Николаевна
Американский писатель и историк Генри Адамс писал: «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние». Действительно, можно смело заявить, что учителя создают будущее, они формируют завтрашний облик общества, страны, мира, ведь они сегодня учат и воспитывают тех, кто завтра будет управлять государствами, делать научные открытия, создавать красоту вокруг нас, то есть определять развитие человеческой цивилизации. Учитель – это живое звено между прошлым и будущим, это спортсмен с эстафетной палочкой, это проводник тока человеческого опыта, знаний и свершений.Я уверена, все согласятся с тем, что искренняя увлеченность своим предметом – это важная составляющая мастерства учителя. Но этого мало, поэтому мне хотелось бы поговорить о том, как учителю оставаться актуальным в своей профессии, успевать следовать за изменениями в жизни. Мы сталкиваемся с такими чертами современного мира, как неопределенность будущего, отсутствие канонов в культуре и искусстве, множественностью культур, стремительным развитием технологий, динамичным изменением жизни в целом. К нам приходят ученики, для которых происходящее на экране планшета порой реальнее, чем живое слово учителя в классе. Ученики, которые смотрят на учителя не снизу вверх, как это было еще десятилетие назад, а как на равного партнера. Сегодня на смену культу успеваемости и дисциплины приходит ориентация на личность с её притязаниями на своё место в новом мире.
Становление успешной, саморазвивающейся личности, успешность и компетентность профессионалов – залог процветания страны. В связи с этим определяются основные задачи: дать знания, которые помогут ученикам свободно существовать в современном информационном обществе; формирование у учащихся самостоятельности в учебном процессе, это тот инструмент, который поможет в будущем приобретать новые знания; развивать культуру речи, которая поможет доказывать и пояснять свою точку зрения. Учитель может и должен развивать личностные качества учеников в нужных для общества направлениях. Направлять их жизненную энергию по нужной траектории, которая приведет к развитию личности и профессиональной компетентности. Вооружить инструментами, которые помогли бы ученику найти свое место в этом сложном мире и ответственно относиться к тому, что делаешь. Помочь осознать ученику, чем он профессиональнее, компетентнее и грамотнее, тем и общество, в котором он находится, будет прогрессивнее. Значит, уровень развития общества и учителя находятся в прямой пропорциональной зависимости. Со стороны государства к личности учителя предъявляются высокие требования. Остановлюсь на некоторых из них: активно применять в своей работе новые информационные технологии и ресурсы; быть активным профессионалом, который может поделиться своим опытом и помочь своим коллегам найти пути развития в педагогическом творчестве; повышать свою профессиональную компетентность, без которой невозможно работать с современными детьми и в современной школе; быть нравственным примером для окружающих. Нравственность учителя, моральные нормы, которые являются главными в его деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакое воспитание не будет эффективным, если учитель не будет примером для детей. Не только примером, но и настоящим другом. Какое счастье, если к тебе приходят твои ученики за советом не только по учёбе, но и, будучи выпускниками школы, продолжают поддерживать связь. Значит, ты стал частью их жизни, ты им нужен. Как стать таким, что сделать, чтобы тебе доверяли твои ученики? Работая с детьми, я пришел к следующему выводу: главное, надо быть искренним и не бояться признавать свои ошибки, вместе с ребятами искать ответы на вопросы, которые ставит перед ними жизнь, уметь слушать и слышать, всячески помогать ученикам обрести веру в свои силы. Учитель в некоторой степени должен жить жизнью своих учащихся. Радоваться и переживать вместе с ними. Тепло учительской души должно дойти до самых скрытных, застенчивых, неуверенных в себя. Лёд должен растаять.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» (американский писатель 19 века Э. Хаббард)
Дать интересный урок – прекрасно, блестяще знать свой предмет – прекрасно. И все же главное – умение обратиться к душе и сердцу своего подопечного. Миссия учителя – заботиться не столько о передаче знаний, сколько о внутреннем развитии ребенка. Стремиться к тому, чтобы ребята не просто понимали, а прочувствовали, пропускали через свою душу.
Я глубоко уверена, что ученик не проникнется любовью к учебе, если видит, что учитель безразличен к своей профессии. Педагог должен быть источником любви, излучать только свет и тепло, так как никакая сумма знаний без доброты и порядочности не принесет пользы. Только настоящий профессионал может зажечь в сердце ребенка искорку знаний.
Считаю, важность и уникальность миссии учителя – в нескончаемости этой миссии. Учитель – связующее звено между поколениями. Весь путь учителя полон радости, неожиданности, побед и поражений. А самое главное – желания продолжать начатое, начинать с возможного и продвигаться к невозможному.
«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.» Константин Дмитриевич Ушинский