Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

История развития института усыновления в России

Харина Дарья Александровна
          В любой культуре усыновление является попыткой обеспечить человеку полноту существования, за счет  формирования института усыновления
Усыновление - это социокультурное восполнение семьи (восполненное родство), связанное с принятием в дом нового члена (как правило, ребёнка) и изменением родственных отношений, социальных ролей и статуса всех участников процесса усыновления.
         В истории формирования усыновления в России можно выделить четыре этапа: дохристианский, христианский, советский и постсоветский. В дохристианской культуре Руси усыновление регулировалось обычаем, соотносимым с обрядоворитуальными проявлениями жизни людей. Дети-сироты считались собственностью общины, которая несла за них всю ответственность. Рождение детей вне брака не осуждалось. Считалось- чем больше в семье детей, тем крепче и сильнее будет община.
        С принятием христианства на Руси усыновление перешло в ведение церкви. Вводя понятие греха, церковь положила начало стигматизации (осуждению) рождения детей вне брака, а также взяла на себя обязательства по воспитанию брошенных детей. Вплоть до XVIII века соблюдался церковный обряд – «сынотворение», которое утверждалось епархиальным архиереем. Позднее усыновление «незаконнорожденных» детей не допускалось во избежание посягательств на собственность усыновителя. Однако, в разных местностях, с учетом этнического разнообразия состава населения, действовали и сохраняли свое значение и другие правила усыновления детей[1].
    Общественное мнение формировалось под сильным влиянием православной церкви.  В начале XVIII века усыновление попадает в поле зрения светских властей.
         В течение XVIII-XIX вв. начинают активно формироваться правовые нормы, регулирующие усыновление. В 1839 г. в качестве возможных усыновителей впервые начинают рассматриваться иностранцы. Законодательное закрепление усыновление получило лишь в начале XIX в. Особое внимание обращалось при этом на необходимость соблюдения принципа сословности. Был обозначен запрет на усыновление детей людьми, уже имеющими собственных детей[2].
        Большое значение для российской культуры усыновления имел закон от 12 марта 1891 года  «О детях усыновленных и узаконенных». Этот закон «разрешил» не только узаконивать, но и усыновлять «незаконнорожденных» детей. Его действие распространялось на всех детей, независимо от их сословной принадлежности и вероисповедания. Усыновителями могли быть все лица, за исключением обречённых по своему сану на безбрачие и женщин. Несмотря на то, что Россия превращалась в светское государство, православная этика продолжала оказывать существенное влияние на процесс усыновления. Сохранялся судебный порядок усыновления для лиц привилегированных сословий. Усыновление мещанами и сельскими обывателями осуществлялось за счет приписки усыновляемого к новой семье. Оговаривались возможности прав на фамилию усыновителя, поднимался вопрос о разнице в возрасте между усыновителем и ребенком. Особые правила существовали для усыновления питомцев Императорских воспитательных домов[3].
         С переменой государственного строя в 1917 году,  процесс усыновления формируется в рамках государственной идеологии. Интерес государства к усыновлению возникает периодически и, как правило, связан с ростом числа сирот и беспризорных детей. Усыновление продолжало носить сословный характер.
      В советский период проблема бездетных родителей не привлекала внимания общественности и государства. Тайна усыновления как норма права стала актуальной в российской культуре во времена массовых репрессий, когда у детей репрессированных родителей в метриках в графе «Отец» и «Мать» ставился прочерк. Тайна усыновления Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 года «Об усыновлении» закреплена законодательно[4].
      После Великой Отечественной войны, когда государство оказалось не в состоянии обеспечить местами в детских домах всех сирот, чьи родители погибли на фронте, возросла актуальность обращения к усыновлению при помощи СМИ, стала формироваться идеология помощи детям, «чьи родители положили свою жизнь за Родину». Повсеместным явлением становится интернационализация усыновления.
Встречались случаи усыновления советских детей иностранцами, хотя международные усыновления носили единичный характер и осуществлялись, прежде всего, не в России, а в странах соцлагерей.
       В начале 1950 года, когда среди контингента воспитанников детских домов все чаще появляются дети матерей-одиночек и родителей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, как следствие послевоенных репрессий, упоминания о сиротах практически исчезают из официальных источников. Тайна усыновления становится не только законодательной нормой, но и нормой культуры. Дети-сироты, чьи родители не соответствовали представлениям о «советском человеке», не имели права быть усыновленными и воспитываться в семье. В 1969 году Кодекс о браке и семье РСФСР достаточно подробно и тщательно урегулировал отношения, связанные с усыновлением, в тексте этого кодекса стал фигурировать помимо термина «усыновление» термин «удочерение»[5]. Основной идеей усыновления становятся интересы не только усыновляемого, но и лиц, желающих обрести родительские права и обязанности, стремящихся к тому, чтобы их семья была полной, а под интересами усыновляемого стали понимать, прежде всего, благоприятные условия его воспитания.
        В  90 годы XX  столетия, в России начинают работать международные агентства по усыновлению. Из-за незнания традиций, культуры, неразработанности юридической базы в области усыновления все чаще возникают проблемные ситуации при усыновлении российских детей иностранными гражданами. В 1996 году административный порядок усыновления был заменен на  судебный, а так же был принят целый ряд нормативных документов, регулирующих международное усыновление. Из-за концентрации внимания СМИ к проблемным ситуациям, возникавшим в семьях зарубежных усыновителей, в российской культуре стало формироваться стойко негативное отношение к международному усыновлению и иностранным усыновителям.
      Остро стоящая проблема социального сиротства, рост числа беспризорных и безнадзорных детей, рост интереса, даже негативного, к международным усыновлениям, привели к проблеме поиска форм стимулирования внутреннего усыновления в России, обращению внимания к проблемам семей с усыновленными детьми, к поиску причин, по которым дети оказываются вне семьи. Заметным становится переход от государственного устройства детей к государственно-общественному, что способствует  росту числа организаций, помогающих не только детским домам, на так же  женщинам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации,  что способствовало росту числу программ в СМИ, направленных на привлечение внимания общественности к проблемам семьи и детей, находящихся вне семьи, начинают активно работать  школы «Приемных родителей», целью которых является не только устройство детей в семью, но и социокультурное сопровождение семей, контроль за успешностью усыновления.
         Обзор основных этапов развития законодательства об усыновлении в России наглядно демонстрирует, как время и своеобразие того или иного отрезка истории Государства Российского сказались на усыновлении, которое, казалось бы, носило частный характер. Тем не менее, именно усыновление во все времена как зеркало отражало особенности государственного воздействия на семейные отношения. И, что не менее важно, глава 19 Семейного Кодекса, посвященная усыновлению, позволяет утвердиться в понимании сути усыновления как способа устройства нуждающегося в том ребёнка[6].
 
[1] Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVII вв. — М.: Педагогика, 1985
[2] Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVII вв. — М.: Педагогика, 1985
[3] Закон  «О детях усыновленных и узаконенных». 12 марта 1891 г. Интернет-ресурс- Юридическая научная библиотека издательства «Спарк». URL: http://www.lawlibrary.ru/izdanie46878.html
 
[4] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 года «Об усыновлении». Интернет-ресурс- Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических республик. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4450.htm
 
[5] Кодекс о браке и семье РСФСР. Интернет-ресурс- Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических республик. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7124.htm
 
[6] Семейный Кодекс Российской Федерации. : -«Библиотечка «Российской Газеты»» - М.,2012 г.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»