Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Миссия учителя

Кудрявцева Любовь Юрьевна

Если вы зададите кому-либо вопрос: в чем заключается миссия учителя? То с большой вероятностью получите ответ: в любви к детям. Но что значит «любить ребенка»?  Важный вопрос, ответ на который таится глубоко в душе, и найти его порой совсем не просто. Это очень большое и трудное понятие, всего в нем не уместить. Кто-то скажет, что любовь к ребенку в заботе,  другой заявит – в защите. Определенно, любить ребенка, это и заботиться о нем, и оберегать, и поддерживать, и помогать, но чего-то не достает. Это что-то более глубокое и важное, до чего нельзя достигнуть в одно мгновение.  
В попытке ответить на этот вопрос, необходимо обратить свой взор на самого ребенка, на того, к кому мы направляем нашу, пока еще неопределенную,  любовь. Ребёнок, какой он? Кто он? В чем он нуждается? Или, может быть, в ком он нуждается? 
 Об этом пишет Януш Корчак: «Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни…. Ребенок не глуп; дураков среди них не больше, чем среди взрослых. У ребенка есть будущее, но есть и прошлое: памятные события, воспоминания и много часов самых доподлинных одиноких размышлений. Так же как и мы – не иначе, – он помнит и забывает, ценит и недооценивает, логично рассуждает и ошибается, если не знает. Осмотрительно верит и сомневается….» 
Я. Корчак  словно говорит нам, что ребенок – это тот же взрослый, он почти не отличается от нас, он взрослый по-своему: «…Играю ли я или говорю с ребенком, – переплелись две одинаково зрелые минуты моей и его жизни…» Он признает в ребенке иностранца, который не может ориентироваться в окружающем мире, поэтому ему необходим гид, который грамотно и доступно подскажет ему верный путь. 
Еще одной первостепенно важной идеей, над которой нам предлагает поразмышлять Я. Корчак, является идея уважения к ребенку, признания его права «быть тем, что он есть». Мы можем рисовать себе образы будущего, которого желали бы ребенку, каким бы хотели его видеть, но иногда упускаем то, что он уже тот, кем является, и дальнейший путь он вправе выбирать самостоятельно. Наша задача лишь в том, чтобы помочь ему, подтолкнуть на первых шагах. Помочь ему стать не кем-то другим, а собой. Гид лишь указывает дорогу, но пункт назначения выбираем сам человек. «Так что же делать? Растить. Не тех детей, которых нет, а тех, которые родились и будут жить». 
В этой идее я отчетливо вижу принцип уважения к правам и свободе другого человека, и не имеет значения, будь то ребенок или взрослый. Человек свободен, и мы не имеем ни малейшего права забирать у него эту свободу, лишь он сам может ею распоряжаться. И то же самое пишет Я. Корчак о ребенке: «Ни в месяцы беременности, ни в часы родов ребенок не бывает твоим» Он уже живет, он уже свободен, мы не распоряжаемся им или его будущим. Аналогичным образом мы можем отметить, что и учителю не принадлежит ученик, учитель не имеет власти над его судьбой. Однако, употребить понятие «мой ученик», как мне кажется, допустимо. Все зависит от того, когда именно, при каких условиях, мы делаем это. Очевидно, что речи не идет о принадлежности одного человека другому, здесь, на мой взгляд, позволительно установить такое отношение, которое смело можно назвать отношением ответственности. Когда мы говорим: «Это мой ученик», - мы берем на себя ответственность за то, что мы являемся его учителем и, следовательно, за то, чему мы его научили или не научили.  
И в этот момент мы на шаг приблизились к тому, чтобы определить любовь к ребенку. Любить ребенка – это значит не только заботиться о нем и оберегать его, но и уважать его свободу, не посягать на нее, не обесценивать. Помнить, что единственное, что разделяет его со взрослыми – это опыт. Мы всего лишь родились немного раньше, поэтому знаем о мире вокруг нас немного больше. Гид всего-навсего узнал дорогу раньше человека, которому он указывает путь, поэтому миссия учителя – поделиться своим знанием и направить, научить навыкам, которые помогут ребенку на его пути в его будущее
Литература: 
1. Корчак, Я. Любовь к ребенку : практическое руководство / Я. Корчак. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 288 с. - (Серия «Родителям о детях»). - ISBN 978-5-496-01334-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1836792  
2.Корчак, Я. Уважение к ребенку : научно-популярное издание / Я. Корчак. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 224 с. - (Серия «Родителям о детях»). - ISBN 978-5-496-01333-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1836796  
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»