Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Танец как метод тренировки на занятиях капоэйрой

Ионов Олег Анатольевич,
методист Государственного бюджетного учреждения
дополнительного профессионального образования
«Санкт-Петербургский центр оценки качества образования
и информационных технологий», Санкт-Петербург

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
DANCE AS A TRAINING METHOD IN CAPOEIRA LESSONS
Oleg Ionov
Methodist of State budget institution of additional professional education «Saint-Petersburg assessment center of education quality and information technologies»
АННОТАЦИЯ
Целью написания данной статьи является определение места и роли танца как метода тренировки на занятиях капоэйрой, а также выработка рекомендаций по включению танцев в занятия капоэйрой. Для достижения этой цели в статье была рассмотрена специфика танцевальных направлений, используемых на занятиях капоэйрой, приведены особенности их использования, а также дана оценка эффективности их применения в тренировочном процессе.
Ключевые слова: танец, капоэйра, метод, тренировка.
ABSTRACT
The main goal of this article is to determine the role of dances used in capoeira lessons and it’s efficiency as a training method as long as making recommendations for implementing dances in the training process of capoeira students. In order to reach this goal a kind of dancеs used in capoeira lessons is presented and its’ efficiency in the training process is evaluated.
Key words: dance, capoeira, method, training.
 
Обоснованность использования танцевальных техник на занятиях капоэйрой не трудно предположить, если вспомнить, что капоэйра широко использует концепцию танца, являясь по своей сути «боем, маскирующимся под танец». И действительно, многие качества, присущие капоэйре – взаимодействие с партнёром, музыкальность, задор и веселье – можно найти в современных танцах, и тем более – в танцах, которые пришли вместе с культурой капоэйры из Бразилии, таких как самба и форро. Вместе с тем следует понимать, что тренировочный процесс в капоэйре предполагает овладевание предметными знаниями и навыками выполнения технических элементов капоэйры, и что танцевальные элементы не должны заслонять собой движение к этим знаниям и навыкам, тем более подменять их, а лишь обогащать. Поэтому при построении плана тренировочных занятий целесообразно определить, в какой мере следует использовать танцевальные элементы на тренировках по капоэйре.
Используя международный практический опыт занятий по капоэйре, можно выделить несколько наиболее часто встречающихся танцевальных направлений, которые используются на тренировках в большинстве современных школ по капоэйре. Прежде всего это «самба-регги», музыкальное направление, сочетающее в себе бразильскую самбу и ямайское регги [1]. Самба-регги исполняется, как правило, на перкуссионных инструментах (главным образом, барабанах) в среднем темпе около 90-120 ударов в минуту. Музыка самба-регги породила стиль танца с африканским влиянием, заимствованный из афро-бразильских танцевальных движений. Движения характиризуются принципом «следование за лидером», когда один или несколько опытных танцоров начинают движение в такт музыке перед группой людей, а группа одновременно повторяет их до тех пор, пока «лидер» не начнёт следующее движение. При этом большое значение имеет ритмичность повторений движений, обусловленная тактом и темпом музыки.
Вторым популярным танцем, который используется на занятиях по капоэйре, является «самба ди рода» или круговая самба [2]. Это афробразильский танец, где исполнители составляют круг, в который мужчины и женщины входят парами и танцуют самбу под аккомпанемент живых инструментов. Танцующих в кругу сменяют по одному, остальные участники хлопают в ладоши и подпевают песням, которые исполняют музыканты. Движения в этом танце, с одной стороны, задаются техникой бразильской самбы, с другой стороны, строго не ограничены и носят импровизированный характер.
Также существует ещё один танец, который повсеместно используется в капоэйре, но который мало известен за её пределами. Это танец «макулеле́», парный воинственный танец с мачете, имитирующий схватку защитника племени со своим врагом. Танец исполняется под аккомпанемент «атабаке» - барабана африканского происхождения. До наших дней этот танец дошёл в качестве стилизованной хореографии и является частью афро-бразильских традиций, а капоэйристы танцуют макулеле ради развлечения или представляют его на показательных выступлениях [3]. Для обучения и тренировок в кругу вместо мачете используют деревянные палки. Макулеле характеризуется последовательностью движений под ритм барабана в четыре четверти, сопровождающейся неизменным ударом палки (мачете) о палку партнёра на первую четверть ритма.
За исключением самбы-регги, танцы самба и макулеле требуют тщательной проработки и освоения новичками, поскольку используют собственную технику танцевального шага. Иными словами, занятие по самбе или макулеле вполне может стать самостоятельным полноценным занятием, которое можно провести в качестве факультатива. Капоэйрист, посещающий такие занятия, учится лучше понимать своё тело и получать удовольствие от движения. Кроме того, он становится более подготовленным при включении танцевальных блоков в рамках занятий по капоэйре. Такие танцевальные «перемены» можно проводить в качестве разминки, а также для отдыха и внесения разнообразия деятельности на основной тренировке. При этом самбу и макулеле можно включить в круговую игру после основной игры капоэйристов. Самба-регги прекрасно подходит как разминочный комплекс в начале тренировки и как танцевальное соревнование команд в середине или конце занятия. Движения самбы-регги развивают пластичность и улучшают координацию всего тела. Самба прорабатывает мышцы голеностопа, а макулеле активно развивает верхний плечевой пояс за счёт использования движения рук с палками.
Продолжительность танцевальных блоков на занятиях капоэйрой может варьироваться в пределах 10 – 15 минут: тем меньше, чем быстрее и интенсивнее будет танец. Что касается частоты включения танцевальных элементов в тренировку по капоэйре, то это зависит, в том числе, и от того, насколько данные танцы понятны и интересны занимающимся. Самба будет представлять больший интерес для взрослых учеников, реже для подростков и почти не заинтересует детей младшего школьного возраста. Макулеле в меньшей степени подвержено возрастным ограничениям, а самба-регги и вовсе их лишена. Это, впрочем, не означает, что каждый ученик любит танцевать. Однако, следует помнить, что любая новая двигательная активность стимулирует работу головного мозга и способствует развитию опорно-двигательного аппарата, что, в свою очередь, положительно сказывается на обучении капоэйрой.
Включение перечисленных танцев в тренировки по капоэйре способствует всестороннему развитию двигательных возможностей ученика, обеспечивая эффективную тренировочную нагрузку на организм. улучшая координацию и пластичность движений, а также чувство ритма, необходимое для освоения музыки в капоэйре. Повышается и культурный уровень капоэйриста от знакомства с танцами, составляющими часть национального достояния Бразилии и тесно переплетёнными с развитием поиска и осмысления форм движения в капоэйре.  
Список литературы:
  1. https://tftwiki.ru/wiki/Samba_reggae
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Самба_(танец)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Макулеле

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»