Танец как метод тренировки на занятиях капоэйрой
Ионов Олег Анатольевич,
методист Государственного бюджетного учреждения
дополнительного профессионального образования
«Санкт-Петербургский центр оценки качества образования
и информационных технологий», Санкт-Петербург
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
DANCE AS A TRAINING METHOD IN CAPOEIRA LESSONSметодист Государственного бюджетного учреждения
дополнительного профессионального образования
«Санкт-Петербургский центр оценки качества образования
и информационных технологий», Санкт-Петербург
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Oleg Ionov
Methodist of State budget institution of additional professional education «Saint-Petersburg assessment center of education quality and information technologies»
АННОТАЦИЯ
Целью написания данной статьи является определение места и роли танца как метода тренировки на занятиях капоэйрой, а также выработка рекомендаций по включению танцев в занятия капоэйрой. Для достижения этой цели в статье была рассмотрена специфика танцевальных направлений, используемых на занятиях капоэйрой, приведены особенности их использования, а также дана оценка эффективности их применения в тренировочном процессе.
Ключевые слова: танец, капоэйра, метод, тренировка.
ABSTRACT
The main goal of this article is to determine the role of dances used in capoeira lessons and it’s efficiency as a training method as long as making recommendations for implementing dances in the training process of capoeira students. In order to reach this goal a kind of dancеs used in capoeira lessons is presented and its’ efficiency in the training process is evaluated.
Key words: dance, capoeira, method, training.
Обоснованность использования танцевальных техник на занятиях капоэйрой не трудно предположить, если вспомнить, что капоэйра широко использует концепцию танца, являясь по своей сути «боем, маскирующимся под танец». И действительно, многие качества, присущие капоэйре – взаимодействие с партнёром, музыкальность, задор и веселье – можно найти в современных танцах, и тем более – в танцах, которые пришли вместе с культурой капоэйры из Бразилии, таких как самба и форро. Вместе с тем следует понимать, что тренировочный процесс в капоэйре предполагает овладевание предметными знаниями и навыками выполнения технических элементов капоэйры, и что танцевальные элементы не должны заслонять собой движение к этим знаниям и навыкам, тем более подменять их, а лишь обогащать. Поэтому при построении плана тренировочных занятий целесообразно определить, в какой мере следует использовать танцевальные элементы на тренировках по капоэйре.
Используя международный практический опыт занятий по капоэйре, можно выделить несколько наиболее часто встречающихся танцевальных направлений, которые используются на тренировках в большинстве современных школ по капоэйре. Прежде всего это «самба-регги», музыкальное направление, сочетающее в себе бразильскую самбу и ямайское регги [1]. Самба-регги исполняется, как правило, на перкуссионных инструментах (главным образом, барабанах) в среднем темпе около 90-120 ударов в минуту. Музыка самба-регги породила стиль танца с африканским влиянием, заимствованный из афро-бразильских танцевальных движений. Движения характиризуются принципом «следование за лидером», когда один или несколько опытных танцоров начинают движение в такт музыке перед группой людей, а группа одновременно повторяет их до тех пор, пока «лидер» не начнёт следующее движение. При этом большое значение имеет ритмичность повторений движений, обусловленная тактом и темпом музыки.
Вторым популярным танцем, который используется на занятиях по капоэйре, является «самба ди рода» или круговая самба [2]. Это афробразильский танец, где исполнители составляют круг, в который мужчины и женщины входят парами и танцуют самбу под аккомпанемент живых инструментов. Танцующих в кругу сменяют по одному, остальные участники хлопают в ладоши и подпевают песням, которые исполняют музыканты. Движения в этом танце, с одной стороны, задаются техникой бразильской самбы, с другой стороны, строго не ограничены и носят импровизированный характер.
Также существует ещё один танец, который повсеместно используется в капоэйре, но который мало известен за её пределами. Это танец «макулеле́», парный воинственный танец с мачете, имитирующий схватку защитника племени со своим врагом. Танец исполняется под аккомпанемент «атабаке» - барабана африканского происхождения. До наших дней этот танец дошёл в качестве стилизованной хореографии и является частью афро-бразильских традиций, а капоэйристы танцуют макулеле ради развлечения или представляют его на показательных выступлениях [3]. Для обучения и тренировок в кругу вместо мачете используют деревянные палки. Макулеле характеризуется последовательностью движений под ритм барабана в четыре четверти, сопровождающейся неизменным ударом палки (мачете) о палку партнёра на первую четверть ритма.
За исключением самбы-регги, танцы самба и макулеле требуют тщательной проработки и освоения новичками, поскольку используют собственную технику танцевального шага. Иными словами, занятие по самбе или макулеле вполне может стать самостоятельным полноценным занятием, которое можно провести в качестве факультатива. Капоэйрист, посещающий такие занятия, учится лучше понимать своё тело и получать удовольствие от движения. Кроме того, он становится более подготовленным при включении танцевальных блоков в рамках занятий по капоэйре. Такие танцевальные «перемены» можно проводить в качестве разминки, а также для отдыха и внесения разнообразия деятельности на основной тренировке. При этом самбу и макулеле можно включить в круговую игру после основной игры капоэйристов. Самба-регги прекрасно подходит как разминочный комплекс в начале тренировки и как танцевальное соревнование команд в середине или конце занятия. Движения самбы-регги развивают пластичность и улучшают координацию всего тела. Самба прорабатывает мышцы голеностопа, а макулеле активно развивает верхний плечевой пояс за счёт использования движения рук с палками.
Продолжительность танцевальных блоков на занятиях капоэйрой может варьироваться в пределах 10 – 15 минут: тем меньше, чем быстрее и интенсивнее будет танец. Что касается частоты включения танцевальных элементов в тренировку по капоэйре, то это зависит, в том числе, и от того, насколько данные танцы понятны и интересны занимающимся. Самба будет представлять больший интерес для взрослых учеников, реже для подростков и почти не заинтересует детей младшего школьного возраста. Макулеле в меньшей степени подвержено возрастным ограничениям, а самба-регги и вовсе их лишена. Это, впрочем, не означает, что каждый ученик любит танцевать. Однако, следует помнить, что любая новая двигательная активность стимулирует работу головного мозга и способствует развитию опорно-двигательного аппарата, что, в свою очередь, положительно сказывается на обучении капоэйрой.
Включение перечисленных танцев в тренировки по капоэйре способствует всестороннему развитию двигательных возможностей ученика, обеспечивая эффективную тренировочную нагрузку на организм. улучшая координацию и пластичность движений, а также чувство ритма, необходимое для освоения музыки в капоэйре. Повышается и культурный уровень капоэйриста от знакомства с танцами, составляющими часть национального достояния Бразилии и тесно переплетёнными с развитием поиска и осмысления форм движения в капоэйре.
Список литературы: