Влияние средств массовой информации
на взаимоотношения обучающихся в классе
Попова Екатерина Владимировна
В современном мире СМИ настолько прочно и крепко основались в быту человека, что нам, порой, сложно представить дальнейшее существование без них. С каждым днем средств массовой информации становится все больше и больше. Они, буквально, заполняют нашу жизнь собой.Школьники чересчур любознательны, и желают быть в курсе всех происходящих событий не только в своем городе или своей стране, но и во всем мире. Именно они стараются по максимуму использовать средства массовой информации, жадно черпая новые знания различного содержания.
Дети встают рано утром, и по пути в школу просматривают новостную ленту на своем смартфоне. В школе ребенок не выпускает из рук телефон. Интернет в его смартфоне служит ему помощником и на уроке - находя ответы на задания; на перемене - просматривая всевозможные ролики, чтобы не скучать. Дома, зачастую, и дети, и взрослые смотрят телевизор, где показываются не только фильмы, но и реклама, и различные телепередачи.
Все это оказывает влияние в первую очередь на нас, а после и на наши взаимоотношения с другими людьми.
Ни для кого не секрет, что средства массовой информации традиционно оказывают влияние на общественное сознание и поведение не только школьников, но и всех людей в целом, побуждая их к достижению каких-либо целей. В периоды эволюционного становления структура и функции средств массовой информации, обычно, вносят особый взнос в стойкое функционирование общества в целом. В переходную эпоху становления общества отдельные структуры средств массовой информации обретают другие темпы жизни. Им предоставляется возможность развиваться вне софункционирования вместе друг с другом и обществом в целом. Именно это проявляется в выражении каких-либо мыслей или интересов, зачастую далеких от публичных потребностей. «Все, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ, - говорит немецкий социолог Никлас Луман, - с другой стороны, о самих СМИ мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику». Иногда как школьники, так и взрослые люди могут отклоняться от их воздействия, понимая, что ими манипулируют.
Социологическое исследование средств массовой информации в современной России считается актуальнейшей задачей вследствие ряда обстоятельств: усугубляется сама динамика становления СМИ. Они стали неотъемлемой частью ежедневной жизни миллионов жителей России, характеризуя их взгляды; СМИ также считаются, чуть ли не самым главным «агентом» социализации, определяющим характер взаимодействия людей с общественной и культурной средой.
С самым началом кардинальной трансформации российского сообщества в конце прошлого столетия средства массовой информации становятся принципиально важным фактором в ходе изменения других социальных институтов, формирования новейших демократических, экономических и межгрупповых отношений; чем-то новым в развитии СМИ является нелинейность действий, происходящих в них, собственно это неизбежно приводит к тому, что одни СМИ смогли приспособиться к передовым российским реформам, в то время как иные оказались настолько не адаптивны, что собственно, в конечном счете, стали распадаться, пропадая безо всяких следов. В своих работах множество классиков социологии, по всему миру, такие как: австрийский социолог Шуц, немецкий социолог Макс Вебер, даже и не рассматривали опосредовано проблематику СМИ, как общественного фактора. Вместе с этим их творения, вне сомнений имеют огромное методологическое значение для осознания характера и природу СМИ нашего времени, их общественного «фрейма, функций и дисфункций».
Таким образом, социологизм известнейшего французского социолога и философа Эмиля Дюркгейма, позволяет изучить средства массовой информации как «особенные материальные и духовные факты», содействующие воспроизводству либо, напротив, разрушению общественной солидарности. Все работы данного исследователя, приуроченные к динамике коллективных представлений, имеют все шансы быть использованными для анализа русскоговорящего общества, оказавшегося в транзитивном состоянии.
Не меньший интерес предоставляют на работы английского социолога Энтони Гидденса, немецкого философа и социолога Юргена Хабермаса, немецкого социолога Томаса Лукмана, австрийского лютеранского теолога и социолога Питера Бергера и французского социолога Жана Бодрийяра. Именно в их исследовательских произведениях с различных теоретико-методологических позиций изучается проблематика общественной роли средств массовой информации в критериях поздней современности. Анализирование социальных конфигураций в современном мире, или системы устроения (по Энтони Гидденсу) передового общества через теорию структуризации, говорит о рефлексивности СМИ как явлении, основанном на нескончаемом прогнозировании работы, осуществляемой отдельными видами индивидуумов и окружающих их людьми.
Помимо всего этого, было исследовано множество работ широкого круга современных социологов и философов, приуроченных к СМИ как к социальному фактору.
Средства массовой информации в современном мире стали основным инструментом распространения каких-либо сообщений, влияющих на общественное сознание. Не зря Николай Леонов, доктор исторических наук, сказал: "Информация стала инструментом власти».
Когда исследователи доказали восприимчивость человеческой психики и нервной системы в целом к внушению и влиянию, вся информация в форме пропаганды и некой агитации стала основным рычагом управления людьми. Она незаметно и равномерно заменила собой грубую силу, давление и насилие, которое длительное время являлось единственным и одним из обязательных орудий управления.
Однажды, выступая в Совете Национальной Безопасности по вопросу бюджетных расходов, ныне покойный президент США Ричард Никсон сказал: «Один доллар, вложенный в информацию и пропаганду, более ценным, чем десять долларов, вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно".
Собственно то, что сами средства массовой информации оказывают огромное влияние на личность и, часто полностью формируют общественное мировоззрение, а из него и отношение не только к окружающей среде, но и к окружающим нас людям – бесспорный факт, с которым очень сложно поспорить.