Воспитание патриотизма учащихся на уроках литературы
Лотарева Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 275
Красносельского района Санкт-Петербурга
В основе литературного образования лежит чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями писателей и поэтов, историко-культурными фактами, необходимыми для понимания художественных произведений. Расширение круга чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст является важным средством для поддержания этой основы.учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 275
Красносельского района Санкт-Петербурга
Цель школьного литературного образования состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства учащихся.
Патриотическое воспитание учащихся осуществляется в таких подсистемах, как:
- образовательная деятельность на уроках гуманитарных предметов;
- внеклассная и внешкольная работа (кружки, хор, студия, кинолекторий, экскурсии, встречи);
- домашняя работа (самостоятельное чтение художественной литературы, - написание творческих работ, сочинений);
самостоятельная работа поисково-исследовательского характера.
Использование различных педагогических форм воспитания (учебно-познавательных, творческо-игровых, деятельностных), единство традиционных и новых технологий обеспечило активную реализацию функций нашей модели, способствовало активизации эмоциональных и познавательных процессов учащихся, позволило глубже раскрыть перед школьниками духовную ценность воинского служения отечеству.
Эти формы работы рассматриваются как один из способов социализации, активизирующих групповую интеграцию, а также развитие «Я – концепции» учащихся. Занятия в кружках патриотической направленности предоставили возможность для осмысления отношений с окружающим миром, для творческих исканий и размышлений учащихся.
Развивающий эффект различных форм патриотического воспитания состоял в воспитании уважительного отношения к воинской культуре Отечества и сопровождался воспитанием нравственного, эмоционального отношения к родине.
Практика убеждает, что патриотическое воспитание учащихся начинается с пробуждения уважительного отношения к человеку, выполняющему воинский долг перед родиной. Если подрастающее поколение ценит заслуги дедов и отцов, это свидетельствует о его нравственном здоровье.
Система работы по патриотическому воспитанию учащихся включает:
- постановку цели военно-патриотического воспитания в учебно-воспитательном процессе;
- выбор средств и форм военно-патриотического воспитания и его материального обеспечения для воспитания уважительного отношения школьников к защите и защитникам отечества;
- создание проблемной ситуации, для разрешения которой организуется дискуссия, обмен мнениями и впечатлениями.
Педагогическая технология военно-патриотического воспитания учащихся в школе микросоциума военного городка ориентирует на воспитание уважения к вооруженным силам, защитникам отечества, воинской профессии, воинскому долгу, воинскому труду.
Литература о войне поднимает коренные вопросы человеческого бытия, вводит в круг таких проблем, как: человек и война; цена основополагающих положительных человеческих качеств на войне: мужество, храбрость, героизм, честь, достоинство, долг, самоотверженность, добродетель и др. Произведения писателей, пришедших в литературу прямо с полей сражений, имеют большое воспитательное значение. Многие герои этих книг могут служить примером мужества, бесстрашия, проявленных при выполнении воинского долга перед отечеством.
Художественная литература о войне помогает осознать не только ее гибельность, но и почувствовать нравственную, духовную красоту человека, защищающего отечество. Литература о войне имеет антивоенную направленность. Показывая войну во всей ее сложности, в «крови, страданиях, смерти», писатели выражают убеждение в том, что это не должно повториться, что величайшей ценностью на земле является человеческая жизнь.
Знакомясь с произведениями на военную тему, наблюдая за поступками героев, учащиеся получают огромный эмоциональный заряд. Обогащение духовного мира учащегося в процессе литературного чтения происходит через постижение идеалов и через сопереживание, сочувствие и соучастие. Ярко воспринятые образы, пережитые картины оказывают положительное влияние на духовный мир подрастающего поколения. О притягательной силе идеалов писал Л.И.Рувинский, отмечая, что «герой, в котором подросток и юноша ценят духовный мир, гуманизм, благородство, верность долгу, преданность народу, является притягательным примером, образцом в самовоспитании растущего человека».
Русская военная проза второй половины XX века всегда была одним из наиболее крупных “блоков” школьного литературного процесса. На ее страницах воспитывались многие поколения читателей. Литература периода Великой Отечественной войны – это одна из ярчайших страниц советской литературы. Она обращается к наиболее тяжелым периодам в ходе Великой Отечественной войны, к критическим моментам в судьбах героев, выявляет гуманистическую природу воюющего солдата.
Военная проза В.Астафьева, А.Адамовича, С.Алексиевич, А.Бабченко, Г.Бакланова, Ю.Бондарева, В.Быкова, А.Варламова, Б.Васильева, Г.Владимова, О.Ермакова, К.Воробьева, А.Геласимова, О.Ермакова, В. Кондратьева, В.Маканина, В.Некрасова, А.Солженицына и др. сурова, трагична. Герои произведений часто попадают в ситуации, когда надо сделать выбор между честью и бесчестием, чувством долга и вполне естественным стремлением человека сберечь свою жизнь. Перед угрозой смерти люди ведут себя по-разному. Одни мужественно, смело, поражая выдержкой и высоким чувством товарищества, другие оказываются трусами, приспособленцами. В трудную минуту резко отделяется добро от зла, чистота от подлости, героизм от предательства. И очень важно, что писатели подводят своих героев к правильному выбору, проведя их через сложные испытания, показывая их духовную стойкость, силу воли. Лучшие страницы военной прозы сильны гуманистическим началом.
Воспитание уважительного отношения учащихся к воинской культуре отечества на уроках литературы включает в себя систему педагогических условий, среди которых важное место занимает работа с учащимися по осознанию сущности ключевых понятий воинской культуры «патриотизм», «отечество», «воинский долг», «воинская честь». Важным на уроках литературы является создание педагогическими средствами атмосферы эмоционального переживания и сопереживания литературным героям, оценки их поступков с нравственных позиций, практикооориентированный способ подачи материала.
Такие понятия, как «патриотизм», «отечество», «воинский долг», «воинская честь», должны быть не только освоены учащимися на когнитивном уровне, но и пережиты на эмоциональном уровне. Эмоциональная сторона усвоения понятий проявляется «в отношении к знаниям, к их приобретению, к их передаче, к их использованию, в отношении к поступкам, при оценке приобретаемых знаний» [3].
Работа с понятиями «патриотизм», «отечество», «воинский долг», «воинская честь» направлена на обогащение личного опыта учащихся, на интериоризацию ценностей, связанных с идеей защиты отечества. Уточнение и углубление этих понятий осуществляется за счет истолкования терминов, выделения их главных составляющих.
Одним из способов подачи материала являются свободные дискуссии. В качестве диагностических приемов используются задания объяснить значение понятий «патриотизм», «отечество», «воинский долг», «воинская честь», сочинения, сообщения и доклады, рефераты учащихся.