Воспитание толерантности у школьников
Будаева Елена Бадмажабовна
Эта проблема весьма актуальна для современной России – страны многонациональной, многоконфессиональной, многокультурной. К сожалению, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение все чащепроникают и в детскую среду.
Страшно, потому что именно эти массовые настроения используют те, кто в борьбе за «чистоту национальной культуры» готов унижать и даже уничтожать «чужих» – людей с «не тем» цветом кожи, разрезом глаз, акцентом, вероисповеданием и т.д.
Может ли как – то школа препятствовать этому? Она не только может, но и должна! Школа как воспитательная система важнейшей целью провозглашает ориентацию ребенка на общечеловеческие ценности. Расистские же и националистические предрассудки, проникающие в образовательное учреждение с улицы, с экранов телевизоров, а порой и из семьи, не только не соответствуют этим ценностям, но и таят в себе огромный человеконенавистнический потенциал. Поэтому задачу воспитания толерантной личности (а также и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма) можно признать одной из важнейших в современной российской школе.
Что же такое толерантность? Толерантность (от лат. tolerantia – терпение, терпеливость, способность переносить) – это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Таким образом, под толерантностью мы можем понимать
ценностное отношение к культурному разнообразию общества, выражающееся в признании, принятии и понимании иных культур.
С распадом СССР явился рост националистических настроений среди россиян, в том числе и среди молодых людей. Препятствием для развития толерантности являются и весьма распространенные в обществе стереотипы в отношении представителей других культур. Они довольно устойчивы, усваиваются уже в детском возрасте и используются детьми задолго до появления собственных мнений о тех или иных культурных группах. А также в большинстве своем родители сами по отношению к своим детям нетерпимы.
Итак, окружающая ребенка социальная среда в целом сегодня не вполне благоприятствует развитию столь важного и нужного для этой среды качества как толерантность. Воздействие социально-психологических факторов может быть уменьшено или нейтрализовано педагогическими средствами. Для этого требуется особая работа педагога с естественными установками сознания ребенка, которая направлена на преодоление социальных стереотипов, неприятия, непонимания другого. Проблема состоит не только в отсутствии знаний и представлений ребенка о другой культуре, но и в отказе принять «непохожее», «необычное», «чужое» и «другое». Задача педагога, воспитателя заключаются в том, чтобы не допустить столь поверхностных оценок и инициировать более глубокий и при этом самостоятельный анализ школьниками иных культур.
Но сама по себе встреча с иной культурой вовсе не обязательно приводит к положительным изменениям в сознании подростка. Педагогу нужно создавать и другие условия, например, что за отсутствием толерантности скрываются серьезные нравственные проблемы (в создании еврейских гетто в нацистской Германии, в фактах депортации народов в сталинском СССР, в политике расовой сегрегации в США и т.п.). Но школьнику сложнее будет увидеть нравственную проблему в сегодняшнем положении иммигрантов, более того, многие из них, официально числясь трудовыми мигрантами, фактически давно уже интегрировались в российское общество — обзавелись здесь семьями, отдали детей в российские школы, не посылают денежных переводов домой, а заработки расходуют на обзаведение здесь. Сложность обнаружения подобных нравственных проблем связана с тем, что ситуации, оцениваемые культурным меньшинством как социально несправедливые, школьниками – представителями доминирующей культуры – оцениваются как вполне нормальные и само собой разумеющиеся. Эти оценки кажутся ребятам вполне очевидными и естественными. В такой ситуации педагогу, воспитателю важно проблематизировать не столько рассматриваемые факты и явления, сколько сознание школьника. Нужно помочь ребенку понять, что его точка зрения не обязательно единственно правильная, что его понимание представителей другой культуры не вполне адекватно их собственным представлениям о себе, что его история, культура, уклад жизни – лишь один из многих, причем отнюдь не безусловно и само собой разумеющийся и не самоочевидно лучший из возможных. В старших классах педагог может организовывать дискуссии. А в младших классах воспитатель или педагог может организовать игры на сплочение детского коллектива, например, игра «Доброе животное» - она способна научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Следующая игра «Паровозик» - она создает положительный эмоциональный фон. А также введения литературных и мультипликационных произведений нравственного содержания.
Важно научиться быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно для ребенка в новом современном коллективе с такими разными сверстниками, с национальными, возрастными, личностными и др. особенностями, к которым он еще не свыкся, к которым еще не адаптировался. Необходимость раннего воспитания в человеке толерантности, поможет ребенку осознать неповторимость своей личности, личности его сверстников, а также успешно адаптироваться к окружающему его миру.