Методы физического воспитания детей начального
школьного возраста на занятиях капоэйрой
Ионов Олег Анатольевич,
методист Государственного бюджетного учреждения
дополнительного профессионального образования
«Санкт-Петербургский центр оценки качества образования
и информационных технологий», Санкт-Петербург
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
PHYSICAL TRAINING METHODS OF ELEMETARY SCHOOL AGE CHILDREN IN CAPOEIRA LESSONSметодист Государственного бюджетного учреждения
дополнительного профессионального образования
«Санкт-Петербургский центр оценки качества образования
и информационных технологий», Санкт-Петербург
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Oleg Ionov
Methodist of State budget institution of additional professional education «Saint-Petersburg assessment center of education quality and information technologies»
АННОТАЦИЯ
Целью написания данной статьи является описание методов физического воспитания детей младшего школьного возраста, применяемых на занятиях капоэйрой. В статье рассмотрены общие и специфические методы физического воспитания детей младшего школьного возраста и приведены особенности их использования на занятиях капоэйрой.
Ключевые слова: метод, физическое воспитание, дети начального школьного возраста, капоэйра.
ABSTRACT
The main goal of this article is the description of methods of physical training of elementary school age children used in capoeira lessons. The general and specific methods of physical training of elementary school age children and the specifics of its’ implementation in capoeira lessons are presented in the article.
Key words: method, physical training, elementary school age children, capoeira.
Физическое воспитание как педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья и всестороннее развитие физических способностей и двигательных навыков играет большую роль в организации внеурочной деятельности детей начального школьного возраста, поскольку возрастные особенности растущего организма детей от 6 до 11 лет характеризуются потребностью в высокой двигательной активности. Необходимость в дополнительных физических упражнениях связана также и с началом школьного периода, выражающегося в длительном сидении за партами и приводящего к хронической перегрузке позвоночника. В то же время процесс формирования двигательного аппарата ребёнка ещё не завершён полностью, что обуславливает необходимость проявления осторожности при выборе метода физического воспитания младших школьников с учётом величины и продолжительности физических нагрузок.
При организации тренировочного процесса на занятиях по капоэйре детей начального школьного возраста, как правило, формируют отдельные детские группы для достижения большей однородности учащихся и эффективного распределения педагогических усилий тренеров при выборе наиболее подходящих методов физического воспитания с учётом специфики рода деятельности. Используемые методы физического воспитания можно проанализировать в рамках их разделения на две большие группы: общепедагогические и специфические [1]. К общепедагогическим методам относят:
- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, указание и т. п., предназначены для осмысления, самооценки и саморегуляции действий обучаемых посредством смысловой и эмоциональной функций словесного воздействия);
- наглядные методы (зрительная наглядность как показ упражнения вживую; слуховая наглядность посредстовом хлопков для контроля внимания, использования ритмического музыкального сопровождения; двигательная наглядность посредством направленного прочувствования двигательного действия через помощь тренера или тренажёра, движений в замедленном темпе или с фиксацией положения тела в разные этапы выполнения движения).
Словесные и наглядные методы часто дополняют друг друга. Так, на занятиях по капоэйре изучение названия нового движения или технического элемента сопровождается демонстрацией, а для детей начального школьного возраста используется концепция альтернативного запоминания с использованием аналогий, рассказов, песенок, актуализирующих восприятие ребёнка на доступном уровне и вызывающим интерес к воспроизведению связанных образов. При объяснении двигательного задания, представляющего определённую координационную сложность, необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательную задачу рекомендуется ставить в максимально конкретной форме.
К специфическим методам физического воспитания, которые используются на занятиях по капоэйре детей начального школьного возраста, относят метод регламентированных упражнений и игровой метод.
Метод регламентированных упражнений подразделяется на методы освоения техники (метод целостного упражнения, когда в упражнении разучивается движение как единая целостная структура, и метод расчленённого упражнения, когда происходит разделение упражнения на части с последовательным их объединением по мере освоения в единую целостную структуру) и методы развития физических качеств (метод равномерной нагрузки, характеризующийся непрерывным выполнением упражнений с условно постоянной интенсивностью; метод переменной нагрузки, характеризующийся последовательным изменением нагрузки в ходе непрерывного выполнения одного упражнения; интервальный метод, характеризующийся многократным повторением одного и того же упражнения через определенные промежутки отдыха; круговой метод, характеризующийся последовательным непрерывным или интервальным выполнением нескольких упражнений).
Исследования особенностей обучения детей младшего школьного возраста подтверждают высокие способности к освоению техники движений без специального инструктажа. Кроме того, ритмический и силовой образ движения дети воспринимают, прежде всего, в ощущениях и обобщенных впечатлениях и в меньшей степени – путем анализа и продуманного освоения деталей техники [2]. Исходя из этого, обучение методом целостного упражнения у детей начального школьного возраста имеет преимущественное значение. При этом координационную сложность тренировочных упражнений на занятиях капоэйрой увеличивают постепенно, сочетая выполнение упражнений с развитием физических качеств ребёнка.
Особое место среди методов физического воспитания детей начального школьного возраста, в том числе и на занятиях капойэрой, занимает игровой метод. Он характеризуется выполнением упражнений по условиям и правилам игры, носящей ситуационный характер. Игровой метод является незаменимым при комплексном воспитании физических качеств и приоритетен в физическом воспитании детей начального школьного возраста. На занятиях по капоэйре игра составляет основную цель тренировочного взаимодействия капоэйристов, поэтому игровой метод физического воспитания может применяться в тренировочных целях без ущерба обучению посредством постановки игровых задач с использованием двигательных навыков в капоэйре. В то же время на занятиях с детьми начального школьного возраста широко используются различные подвижные игры, не связанные напрямую с техникой капоэйры. Практика показывает, что игровой метод позволяет поддерживать высокий эмоциональный фон и разнообразие занятий и повышать мотивацию к выполнению физических упражнений у детей начального школьного возраста.
Список литературы:
- Алхасов Д.С. Теория и история физической культуры : учебник и практикум для академического бакалавриата / Москва: Издательство Юрайт, 2017. – 191 с.
- Гелецкий В.М. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие / Красноярск: ИПК СФУ, 2008. − 342 с.