Лариса Владимировна Куделя - к.э.н., доцент кафедры экономики
ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический универститет»,
г. Луганска, ЛНР
Методические рекомендации
для проведения практических занятий
по дисциплине: «Экономика образования»
для студентов направления подготовки:
03.03.02 «Физика», 01.03.01 «Математика»
Практическое занятие № 1
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАУКА.
1. Понятие и роль образования как науки.
2. Образовательные услуги как продукт образовательной сферы.
3. Организационно-правовые формы образовательных учреждений.
Цель и задачи изучения дисциплины – ознакомление с понятием и ролью образования как науки, рассмотреть понятие образовательные услуги как продукта образовательной сферы; изучить организационно-правовые формы образовательных учреждений.
Категории: образование, образовательные услуги, образовательная сфера, организационно-правовые формы собственности.
Методические указания:
В процессе подготовки к данному практическому занятию в студентов должны формироваться следующие компетенции:
ОК-1 – способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческих позиций;
ОК- 3 − способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности.
При подготовке к первому вопросу необходимо определить сущность науки экономики образования, ее предмет и объект. Для подготовки ко второму вопросу необходимо в начале рассмотреть особенности современной системы образования. Следует проанализировать все функции института образования. Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, как это влияет. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, цель которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования "производит" самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Следует проанализировать основные типы образовательных учреждений. Рассмотреть понятие «образовательное учреждения». Сформировать взаимосвязь образовательных учреждении и экономику страны. Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В третьем вопросе следует выявить основные подходы зарубежных экономистов к анализу роли образования в экономическом развитии. Бурный рост сферы образования во второй половине ХХ века, выдвижение этой сферы на первый план общественной жизни, усложнение ее взаимосвязей со всеми другими областями жизни общества, кризисные явления в образовательной системе вызвали к жизни разнообразные и настойчивые попытки решения острых проблем образования.
Во втором вопросе следует расскрыть сущность образовательной услуги как продукта образовательной сферы. Основным продуктом этой сферы являются образовательные услуги – как система знаний, информации, умения и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства. Об отличительных особенностях и свойствах понятия «услуга» мы говорила ранее и, как известно, к таким особенностям относятся: их неосязаемость; неотделимость от их непосредственного производителя; невозможность их хранения и транспортировки; непостоянство услуг. Все эти свойства характерны и для понятия «образовательные услуги».
Услуги по своему экономическому содержанию не отличаются от материально-вещественных продуктов. Они, также, как и товары, служат удовлетворению потребностей человека и имеют потребительную стоимость, а также обладают стоимостью.
Потребительная стоимость образовательной услуги заключается в ее способности удовлетворять все возрастающие потребности человека. Стоимость образовательной услуги определяется затратами на ее производство. В сфере образования главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Значит характерная черта сферы образования – это высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели.
В третьем вопросе организационно-правовые формы образовательных учреждений следует выделить следующие формы организационно-правовые формы в соответствии с Законом РФ «Об образовании» дана характеристика организационно-правовых форм образовательных учреждений, которые могут быть:
1) государственными, например, ВУЗы, ПТУ и др.;
2)· муниципальными – общеобразовательные школы;
3)· негосударственными - в следующих организационно-правовых формах:
4) частными – например, семейные школы, корпоративные учебные заведения, индивидуальные репетиторы;
5) учреждениями общественных и религиозных объединений – например, учебные заведения профсоюзных организаций, духовные семинарии и т.д.;
6) смешанная форма, например, государственно-коллективная – ВУЗы.
Самой специфической чертой отношений собственности в отрасли образования является высокий удельный вес присвоения интеллектуальной собственности, своеобразие реализации ее и образовательных услуг.
Вопросы для обсуждения со студентами:
1. Дайте определение термина «образование» и перечислите основные его функции.
2. Как вы расцениваете следующее утверждение Ф. Махлупа терминам «образование» и «обучение» не будет придаваться различное значение, поскольку большинство словарей рассматривает эти термины в повседневном обороте как синонимы»? Можно ли согласиться с такой позицией? Тождественны ли эти понятия. Свой ответ обоснуйте.
3. Какие Вам известны функции образования?
4. Верно ли утверждение, что образование есть приоритетная отрасль экономики.
5. Почему образование является важной составляющей развития страны?
6. Значение экономики образования и ее место в системе экономических наук.
7. Роль образования в развитии народного хозяйства на современном этапе.
8. Значение экономических исследований для развития и совершенствования сферы образования.
9. Образование как вид деятельности и его компоненты: труд, предмет труда, орудия труда.
10. Предмет, метод и задачи экономики образования.
11. Продукт образования как общественное благо.
12. Экономические категории и закономерности в области образования.
13. Характер и особенности экономических функций образования.
14. К вопросу о предмете экономики образования: точки зрения в специальной литературе и их особенности
15. Потребительная стоимость образовательной услуги и её стоимость: их единство и противоречие.
16. Концепция «человеческого капитала» раскройте роль и значение фактора образования для экономического развития.
17. Экономика образования: предмет, методы и периодизация науки.
18. Образование как социально-экономическая категория.
Практические задания:
1. Составьте пары из определений и понятий функций образования:
Статусная |
Обеспечивает человека социальными ценностями, господствующими в обществе |
Познавательная |
Направлено прослеживает ход обучения и поведения участников |
Ценностная |
Способствует занятию человеком положению человека в обществе в соответствии в соответствии с его знаниями, навыками, умениями. |
Функция социального контроля |
Удовлетворяет потребность человека в знаниях |
Функция социальной мобильности |
Использует культурный опыт, полученный обучаемым ранее в целях всестороннего развития личности обучаемого. |
Культурная |
Обеспечивает престиж на основании того, какое учебное заведение он закончил |
Экономическая
|
Формирует социально-профессиональную структуру общества |
Тестовые задания для закрепления полученных знаний студентов:
1. Образование – это:
а) деятельность по оказанию образовательных услуг;
б) однозначное понятие;
в) то же, что и человеческий капитал;
г) сложное многозначное понятие.
2. Человеческий капитал – это:
а) трудовые ресурсы, знания, среда обитания, инструменты интеллектуального и организационного труда;
б) составной элемент интеллектуального капитала;
в) высокий уровень образования человека;
г) верны варианты «а» и «б».
3. Наука экономика образования относится:
а) к межотраслевым экономическим наукам;
б) историческим наукам;
в) разделу экономической теории;
г) отраслевым экономическим наукам.
4. Одно из средств защиты форм собственности, которое представляет собой юридическую обязанность работника, виновно причинившего ущерб, возместить его в установленном законом размере, — это такая ответственность работника:
а) материальная;
б) административная;
в) дисциплинарная.
Темы рефератов к семинарскому занятию № 1
1. Управление как социально-экономическая категория и его специфика в системе образования. Цели управления в системе образования.
2. Структура управление образованием в РФ и компетенция органов управления.
3. Основные функции и принципы работы системы образования.
4. Особенности управления образовательным учреждением.
5. Региональная программа развития образования: основные цели, задачи и функции.
6. Совершенствование системы управления системой образования в РФ.
7. Порядок создания и регламентация деятельности образовательного учреждения.
8. Основные направления совершенствования управления в системе образования.
9. Особенности управления государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями.
10. Рынок образовательных услуг и его основные черты.
Практическое занятие № 2
ЗНАЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
1. Образование как обособленный вид деятельности.
2. Современные тенденции и проблемы в сфере образования.
Цель и задачи занятия: изучить особенности образования как обособленный вид деятельности, раскрыть особенности современных тенденций и проблем в сфере образования.
Категории: тенденции, высшего образование, сфера образования.
Методические указания:
В процессе подготовки к данному практическому занятию у студентов должны формироваться следующие компетенции:
ОК-1 – способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческих позиций;
ОК-3 − способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности.
Экономика образования как важная ветвь экономической науки занимается исследованием совокупности производительных сил и производственных отношений. Как известно, целесообразная производительная деятельность имеет место при наличии трѐх элементов: труда человека, предметов труда и средств труда. В сфере образования компоненты процесса труда своеобразны, существенно отличаются от подобных элементов в отраслях материального производства. Любую образовательную организацию в условиях рыночной экономики можно представить, как своего рода предприятие, а образовательный процесс – как производительный процесс, результатом которого является выпуск уникальной социально-экономической продукции – образовательных услуг. Причѐм, полученное обучающимся образование можно рассматривать в качестве средства производства, с помощью которого его обладатель в последующем обеспечит себе достойный уровень жизни. С понятной долей условности можно говорить об учащемся как о продукции, находящейся в стадии производства, а о выпускнике – как о конечном продукте.
Образовательно-производственный процесс предполагает использование рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, различных услуг, то есть затрат, в связи с этим образовательный продукт обладает стоимостью. А так как образовательный продукт обладает способностью удовлетворять потребности не только личности, но и других людей, то в этом случае можно говорить о потребительской стоимости. Главной целью деятельности в сфере образования оказывается не некий продукт как материальное благо, а сам человек. Материальное благо (учебники, пособия, дидактический материал и тому подобное) является скорее условием процесса образования, чем целью. Результат деятельности в сфере образования невоспроизводим – прежде всего, потому, что он состоит непосредственно в развитии личности творящего субъекта, и ещё потому, что каждый новый субъект отношений, складывающиеся в процессе производства, имеет индивидуальные качества и характеристики, которые не могут быть скопированы или воспроизведены. Главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Это, как правило, высокообразованные люди, имеющие специальную подготовку; способные успешно заниматься обучением и воспитанием подрастающего поколения; способные готовить квалифицированных молодых работников, специалистов народного хозяйства; способные систематически повышать их квалификацию. Характерная черта сферы образования – высокая доля затрат квалифицированного труда таких работников, как преподаватели. В педагогической деятельности преобладает умственный труд, отличающийся от физического тем, что предметом операционных действий выступают не материальные вещи, а идеальные понятия, знания и умения. Отрасли образования присущ также и своеобразный предмет труда. В отличие от материального производства, в образовательном процессе предметом воздействия служит не вещество, а высшее существо природы – сам человек.
Объектом педагогического воздействия выступает учащийся или студент – личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определёнными объективными законами. Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса в качестве сложной саморегулирующейся системы, обладающей огромными творческими возможностями. Главным и своеобразным «орудием труда» преподавателя, как и учёного, являются знания. Но знания, как и вещественные средства труда, подвержены моральному износу (старению). Поэтому их надо постоянно пополнять и обновлять.
К числу основных современных тенденций мирового развития, обуславливающих существенные изменения в системе образования, относятся:
1. Ускорение темпов развития общества и как следствие – необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
2. Переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
3. Возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
4. Демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
5. Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовки работников, росте их профессиональной мобильности;
6. Рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70 – 80 % национального богатства, что обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.
Вопросы для обсуждения со студентами:
1. Зарождение экономики образования и её место в системе экономических наук.
2. Развитие образования как отрасли народного хозяйства: специфика и значение образования.
3. Законодательный фундамент образования.
4. Основные тенденции в современной теории образования.
5. Есть ли связь термина «образование и доходы»?
6. Влияние образования на личный располагаемый доход и экономический рост организации.
7. Что производится в образовании?
8. Что представляет собой структура системы образования?
9. Перечислите основные проблемы образования.
10. В чём заключаются особенности образовательных услуг?
11. Верно ли утверждение, что образование является системой и отраслью экономики. Какая на ваш взгляд роль образования в развитии современной экономики? Приведите примеры.
12. Какие закономерности установил В.Н. Шубкин в ходе проведенного им исследования относительно системы образования?
13. Как проявляется существующее социальное неравенство в образовании?
14. Институционализм (в теории «нового индустриального общества») об образовании как факторе основного социального противоречия в современном обществе.
15. Образование XXI века как основа новой экономики.
16. «Спираль некомпетентности преподавателя»: теория и практика по решению проблемы.
Практические задания:
Выделите общие и отличительные черты готовой продукции и образовательной услуги. Выполнение задания следует оформить в виде таблицы:
Таблица 1.
Общие черты и различия готовой продукции и образвательной услуги
Признаки |
Готовая продукция |
Образовательная услуга |
Осязаемость |
|
|
Производственный процесс |
|
|
Специфика экономических агентов |
|
|
Экономическая значимость при реализации |
|
|
Социальная значимость |
|
|
Оценка качества |
|
|
Темы рефератов к семинарскому занятию № 2
1. Себестоимость и цена образовательных услуг.
2. Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг.
3. Основные направления совершенствования финансирования образовательных учреждений.
4. Возможности самофинансирования общеобразовательных школ.
5. Роль ученических производственных бригад, в финансировании общеобразовательных школ.
6. Предпринимательская деятельность образовательных учреждений.
7. Общие положения налогообложения образовательных учреждений.
8. Объекты налогообложения в сфере образования.
9. Налоговые льготы для образовательных учреждений.
10. Рекомендации по налогообложению образовательных учреждений РФ.
Тестовые задания для закрепления полученных знаний студентов:
1. Экономика образования как наука изучает:
а) отношения воспроизводства услуг в сфере образования;
б) методики преподавания разных дисциплин;
в) лучшие педагогические практики;
г) отношения собственности в отрасли образования.
2. Особенность экономики образования как отрасли заключается в том, что:
а) труд работников образования оплачивается выше, чем в целом по национальной экономике;
б) она специализируется на воспроизводстве квалифицированных кадров;
в) она готовит специалистов только для своей отрасли;
г) она не требует специалистов высокой квалификации.
3. Образовательная услуга – это:
а) материальное благо;
б) нематериальное благо личного пользования;
в) нематериальное благо общественного пользования;
г) верно все перечисленное.
4. Выполняют ли следующие значение учреждения образования некоммерческого сектора:
а) обеспечивают систему социальной защиты населения;
б) обеспечивают систему правовой защиты населения;
в) обеспечивают осуществление культурных программ;
г) обеспечивают научный потенциал общества.
5. Величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника, — это тарифная (-ый):
а) сетка;
б) ставка;
в) разряд;
г) все ответы верные.
Практическое занятие № 3
СПЕЦИФИКА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
ПЛАН
- Основные элементы и факторы экономики образования.
- Объекты и основные черты экономики образования.
Цель и задачи занятия: ознакомиться с основными элементами и факторами экономики образования, а также рассмотреть объекты и основные черты сферы образования.
Категории: производительные силы, производственные отношения, сфера образования, экономика образования.
Методические указания:
В процессе подготовки к данному практическому занятию в студентов должны формироваться следующие компетенции:
ОК-1 – способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческих позиций;
ОК-3 − способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности.
Целесообразная производительная деятельность имеет место при наличии трёх элементов: труда человека, предметов труда и средств труда. В сфере образования компоненты процесса труда явно своеобразны, существенно отличаются от подобных элементах в отраслях материального производства. Главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Это, как правило, высокообразованные люди, имеющие специальную подготовку и способные успешно заниматься обучением и воспитанием подрастающего поколения, готовить квалифицированных молодых работников, специалистов народного хозяйства и систематически повышать их квалификацию. Значит, характерная черта сферы образования – высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели. В педагогической деятельности преобладает умственный труд, отличающийся от физического тем, что предметом операционных действий выступают не материальные вещи, а идеальные понятия, знания и умения. Отрасли образования присущ также и своеобразный предмет труда. В отличие от материального производства, в образовательном процессе предметом воздействия служит не вещество, а высшее существо природы – сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся – личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определёнными объективными законами.
Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса в качестве сложной саморегулирующейся системы, обладающей огромными творческими возможностями. Учащийся одновременно выступает потребителем образовательных услуг и соучастником их производства. В этом состоит существенная особенность создания этих услуг в отличие от услуг в большинстве других отраслей материального производства. Средства труда, применяемые в образовании, тоже специфичны. В то время как в материальном производстве для преобразования предметов труда в продукт широко используются и играют важную роль вещественные (технические) орудия труда, в просвещении они имеют подсобное значение. Главным и своеобразным «орудием труда» преподавателя, как и учёного, являются знания. Но знания, как и вещественные средства труда, подвержены моральному износу (старению). Экономические отношения, присущие процессу обучения, менее осязаемые, уловимы из-за того, что услуги преподавателей лишены материально-вещественной формы. Они складываются между людьми по поводу производства. Обмена, распределения и потребления образовательных услуг. Нередко специалисты по социально-экономическим проблемам ошибочно усматривают важную особенность отрасли образования в неразрывности производства и потребления образовательных услуг. На самом деле процесс потребления (использования) знаний, навыков и умений не заканчивается, а только начинается с момента их потребления первоначально от преподавателя. Образование как отрасль, а также неотъемлемая составная часть народного хозяйства и необходимое звено общественного воспроизводства, характеризуется тем типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему хозяйству страны в целом. Однако эти отношения в сфере образования имеют особенности. Они обнаруживаются, в частности, в отношениях собственности, в обмене деятельностью работников просвещения с тружениками иных отраслей народного хозяйства, в способах и формах возмещения затрат труда и материальных средств, в реализации хозяйственного механизма. В чём проявляется специфика экономических отношений системы образования? Чтобы уловить эти отношения системы образования, надо рассматривать её не изолированно от других отраслей народнохозяйственного комплекса, а в системе общественного разделения труда, в единой цепочке: образование – производство – наука. Труд работников образования непосредственно и прямо направлен на создание людям духовного продукта – образовательных услуг и на воспроизводство квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства. Между ними объективно складываются отношения взаимного обмена деятельностью. Ведь преподавательским трудом производятся такие ценности, которые не создаются другой профессиональной деятельностью. Работники образования, обеспечивая население образовательными услугами, получают взамен от работников других отраслей всё, что им необходимо для удовлетворения жизненных потребностей и труда. Поэтому важно иметь в виду два главных аспекта экономических отношений работников просвещения: внутри самой системы образования и с работниками материального производства и других отраслей духовной сферы.
Вопросы для обсуждения со студентами:
1. В чем отличие марксистского и современного экономикиобразования?
2. Почему система образования относится к сверхсложнымобъектам?
3. Выделите субъективные и объективные факторы в системе образования.
4. Что такое технологический вклад в науку и как он связан собразованием?
5. Какие внешние и внутренние факторы влияют на образовательное учреждение в целом?
6. Какие проблемы решает сегодня экономикаобразования?
7. Как в исторической ретроспективе и сегодня решается проблема оплаты образования на разных ступеняхобучения?
8. Как влияет уровень образования на производительность труда и на егооплату?
- Какие внутренние финансовые проблемы решает сегодня образовательное учреждение?
10. В каких организационно-правовых формах с точки зрения современного законодательства может существовать образовательное учреждение?
Практические задания:
- Рассмотрите виды образовательных услуг (на примере одной образовательной организации).
- Найдите четыре отличительных черты образовательной услугиоттовара,подкрепитепримеромизаполнитетаблицу1.
Таблица 1.
Отличительные черты образовательной услуги от товара
№ п/п |
Товар |
Образовательная услуга |
Пример |
…. |
|
|
|
Темы рефератов к семинарскому занятию № 3.
1. Порядок аттестации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений.
2. Особенности оплаты труда вузовских работников.
3. Трудовые отношения в системе образования. Трудовой договор (контркт), его содержание, составление и расторжение.
4. Доплаты, надбавки, премии работников образования до выполнения дополнительных педагогических нагрузок, за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях и т.д.
5. Сущность материально-технической базы системы образования.
6. Характеристика и особенности, основных, оборотных фондов материально-технической базы образовательного учреждения.
7. Основные направления и развития совершенствования материально-технической базы в отрасли образования России.
8. Состояние МТБ образования РФ на современном этапе.
9. Особенности рыночных отношений образовательных учреждений. Образовательные услуги.
10. Рынок образовательных услуг и его характерные черты.
Тестовые задания для закрепления полученных знаний студентов:
1. Форма и процедура аттестации образовательного учреждения, аттестационные технологии, критерии аттестации определяются:
а) органом (службой), осуществляющим аттестацию;
б) образовательным учреждением;
в) аттестационной комиссией.
2. Единицей измерения труда педагогических работников выступает:
а) квалификационный разряд;
б) рабочее время;
в) количество преподаваемых дисциплин.
3. Эта особенность знаний делает затруднительной точную оценку инвестиций в человеческий капитал:
а) не пригодность традиционных методов ценообразования;
б) отсутствие пространственных ограничений;
в) педагогический труд, как способ передачи знаний.
4. Одна из главных целей ценовой политики, которая достигается образовательными учреждениями, как правило, в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей разнообразных образовательных услуг, через занижение цены – установление цены проникновения:
а) максимизация прибыли;
б) обеспечение сбыта;
в) удержание своей доли рынка;
г) все ответы верные.
5. Установленное законодательно или административно количественное выражение материальных ценностей или денег, рассчитанных на какую-то единицу по действующим нормам:
а) норма;
б) нормирование;
в) норматив;
г) все ответы верные.
Практическое занятие № 4
ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ПЛАН
1. Нормативно-законодательная основа сферы образовательных учреждений.
2. Субъекты и объекты сферы образования.
3. Интересные факты об образовании в разных странах.
Цель и задачи занятия: ознакомиться с нормативно-законодательной основой сферы образовательных учреждений, а также субъектами сферы образования, изучить особенности сферы образования в различных странах.
Категории: отношнения собственности, организационно-правовые формы образовательных учреждений, сфера.
Методические указания:
В первом вопросе практического занятия освящены вопросы нормативно-законодательной основе сферы образовательных учреждений. В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательная организация, осуществляющая образовательный процесс, т.е. реализующая одну или несколько образовательных программ и/или обеспечивающая содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, создаётся в правовой форме образовательного учреждения. Буквальное прочтение текста п. 3 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» позволяет выделить следующие закрепленные законодательно организационно-правовые формы образовательной организации:
1) государственное образовательное учреждение;
2) негосударственное образовательное учреждение;
3) муниципальное образовательное учреждение.
Введенное Законом РФ «Об образовании» понятие образовательного учреждения как организационно-правовой формы не является разновидностью учреждения, как отдельного вида юридического лица установленного ГК РФ. Тем самым нормы ГК РФ, закрепляющие правовой статус учреждения как такового, не должны применяться, по крайней мере, в полном объеме, к образовательным учреждениям.
В ходе происходящего реформирования (модернизации) российского образования все чаще вы сказываются мнения о необходимости широкого внедрения новой организационно-правовой формы создания и функционирования образовательных учреждений – АНО (автономная некоммерческая организация), предусмотренной ст. 10 Закона Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Для этой разновидности гражданско-правового статуса характерно следующее.
1. Имущество автономной некоммерческой организации (АНО), формируемое за счет добровольных взносов ее учредителей, поступает в собственность самой АНО. Нужно заметить, что Закон о некоммерческих организациях не исключает единоличного учредительства АНО.
2. Высшим органом управления АНО, имеющим исключительную компетенцию, является коллегиальный высший орган (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). В его состав входят как учредители, так и наемные работники, которые не могут составлять более одной трети от числа членов этого высшего органа управления (п. 5 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими АНО, а она, в свою очередь, не отвечает по обязательствам учредителей. В то же время Закон о некоммерческих организациях (п. 3 ст. 10) предписывает учредителям осуществлять надзор за деятельностью АНО, порядок осуществления которого должен быть предусмотрен учредительными документами АНО.
К компетенции высшего органа АНО, установленной законом исчерпывающим образом, относятся такие вопросы, как: изменение устава АНО; определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества; образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана некоммерческой организации; создание филиалов и открытие представительств; участие в других организациях; реорганизация и ликвидация АНО.
4. АНО занимает, по сути дела, некоторое промежуточное положение между организациями, как создаваемыми на принципах участия членов, так и теми, которые не имеют членства.
Во втором вопросе рассмотрены субъекты и объекты сферы образования.
Объектом изучения экономики образования как науки считают сферу образования (или ее отдельные части),своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности, процесс создания и обмена образовательных услуг.
Субъектом исследования и изучения в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность. Это дети, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях, учащиеся различных школ, средних специальных учебных заведений, студенты вузов и их родители, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, преподаватели и другие работники сферы образования.
Предметом изучения экономики образования являются производственные отношения, складывающиеся в сфере образования по поводу производства, распределения, обмена и потребления, создаваемых в ней благ. Преобладающая же масса образовательных учреждений призвана создавать услуги в форме так называемых общественных благ, потребление которых является всеобщим. Производство этих образовательных услуг обеспечивается за счѐт общества с помощью всеобщего налогообложения и в интересах всех граждан. Всеобщее право на образование закреплено в Конституции РФ (ст. 43). В более развитом плане предмет экономики образования включает следующие составляющие:
1) критерии и уровень эффективности ресурсных вложений в отрасль и её отдельные подсистемы;
2) необходимый уровень бюджетного финансирования образования в целом и на той ступени, которая гарантирована государством;
3) источники внебюджетного финансирования;
4) государственную политику стимулирования инвесторов образования; рациональное сочетание децентрализации и централизации в ресурсном обеспечении учреждений образования;
5) методы и технологии прогнозирования ресурсных потребностей учреждений образования при различных уровнях их хозяйственной самостоятельности.
Задачами экономики образования являются:
1) определение места образования в народном хозяйстве страны;
2) исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования;
3) установление экономических закономерностей и причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования;
4) поиск и анализ факторов, способствующих росту эффективности функционирования образовательных учреждений, а также повышению качества образовательных услуг.
Методологической основой экономики образования, как и всех остальных экономических наук, являетсяэкономическая теория. Она вооружает теоретическим содержанием, так как выясняет экономические категории и законы, в соответствии с которыми развиваются все отрасли народного хозяйства, в том числе и образование.
В третьем вопросе нужно расскрыть сущность интересных фактах об образовании в разных странах.
1. Австралия. Парадоксально, но в этой очень большой стране маленькое население (даже меньше, чем в Канаде). В отдаленных районах даже не всегда встречаются школы, поэтому дети, которые живут далеко от образовательных учреждений, учатся удаленно, по радио. Для них даже есть специальные трансляции.
2. Индия. Из-за перенаселения, было решено строить очень большие школы. Поэтому самая большая школа в мире находится в Индии, и в ней учится около 32 тысяч учеников.
3. Китай. Вот уж у кого нет времени на игры. В этой стране у учеников самый большой объем домашней работы, настолько большой, что многие из них живут в школах, приезжая домой только на выходные.
4. Во французских школах – самый короткий учебный год, но самый длительный учебный день.
5. В двуязычной Канаде дети учатся на двух языках – английском и французском.
6. Бразилия. В этой стране семейные обеды настолько важны, что школьный день начинается очень рано – в семь утра. А все для того, чтобы к обеду дети успели закончить учебу и вернуться домой для трапезы с семьей. Ну, они не в обиде, поскольку до следующего подъема рано утром у них все еще остается масса времени, чтобы выспаться.
7. В Нидерландах дети идут в школу, как только достигают школьного возраста в четыре года. Рановато, не так ли?
8. В Италии находится самая маленькая школа в мире, в которой учится только один ребенок и находится она в Турине.
9. Только в Бангладеш можно увидеть плавучие лодки. В этой стране очень большая проблема с наводнениями и школы на лодках были вариантом решения этой проблемы. На этих плавсредствах есть все необходимое, в том числе интернет и библиотеки.
10. Исландия – страна с очень суровым климатом и теплые вязаные вещи пользуются большим спросом. Наверное, поэтому здесь в школьной программе существует такой предмет как вязание. Весьма практично, не так ли?
11. Учебный год в японской школе начинается в апреле. И никто не может объяснить, почему именно. Но, по крайней мере, у японских детей есть летние каникулы, и это крайне важно.
Вопросы для обсуждения со студентами:
1. Что изучает экономика образования: её предмет, объект и основные функции?
2. Кто может быть учредителем образовательного учреждения?
3. Что является организационной основой государственной политики в области образования?
4. Какие Вам известны методы исследования экономики образования?
5. Объясните взаимосвязь образования с экономикой страны.
6. Перечислите количественные характеристики системы образования.
7. Что представляет собой структура управления образованием в ЛНР? Представьте схематично.
8. Образовательный процесс и этапы его реализации.
9. Перечислите современные модели системы образования.
10. Система образования США.
11. Европейская система образования.
12. Проблема доступности образования в Китае.
13. Перечислите основные организационно-правовые формы системы образования в ЛНР.
14. Экономическая собственность как основное производственное отношение или как система производственных отношений – дискуссия в науке.
15. Особенности отношений интеллектуальной собственности в образовании.
16. Моральные и нравственные права собственности и их отражение в целях и миссии образования.
17. Смешанная форма собственности: история её происхождения, характер и её эволюция.
18. Перечислите основные функции федеральных органов власти и управления в области образования в РФ.
19. Перечислите функции субъектов в управлении образованием.
Практические задания:
Проанализируйте следующую тенденцию – в развитых странах с рыночной экономической системой развитию системы образования уделяется огромное количество внимания, денежных влияний и иных средств, тогда как в странах с переходным типом экономики большая доля государственного финансирования приходится на долю вооружения. Обоснуйте свою позицию.
Тематика написания рефератов к семинарскому занятию № 4
1. Система образования, ее составляющие, образовательный процесс.
2. Правовая база функционирования системы образования в РФ.
3. Экономические отношения в системе образования. Научные подходы к экономике образования.
4. Экономика образования в системе экономических наук.
5. Характеристики экономики образования как науки и учебной дисциплины.
6. Построение системы управления образованием.
7. Государственный образовательный стандарт и образовательные программы.
8. Особенности образовательного учреждения как некоммерческой организации.
9. Учебные планы. Роль контингента в деятельности образовательных учреждений.
10. Система органов управления образованием в РФ и их компетенция.
Тестовые задания для закрепления полученных знаний студентов:
1. Какой нормативно-правовой документ наименее определяет законодательные основы образования в ЛНР.
а) Конституция РФ;
б) Закон РФ «Об образовании»;
в) Налоговый кодекс РФ;
г) Гражданский кодекс РФ.
2. Определяющим звеном в экономических отношениях в отрасли образования выступают:
а) отношения купли-продажи материальных товаров;
б) отношения купли-продажи ценных бумаг;
в) отношения по поводу включения и участия работника в производственной деятельности;
г) отношения собственности на средства производства.
3. Составным назначением экономики образования как учебного предмета является:
а) добыча и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;
б) выяснение экономических законов производства материальных благ;
в) передача добытых научных знаний об экономических закономерностях развития образования;
г) полученная теоретическая систематизация объективных знаний о развитии образования.
4. Особенности образования как отрасли экономики состоит в том,что:
а) в сфере образования нет и не может быть производственных отношений;
б) имеются не производственные, а экономические отношения;
в) существуют производственные отношения, но отличаются своеобразием;
г) неверно все названное.
5. Целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения – ……….
Практическое занятие № 5
ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЛАН
- Общая характеристика финансирования сферы образования: основные принципы и факторы влияния на финансирование.
- Из истории финансирования системы образования.
- Определение суммы финансирования сферы образования.
Цель и задачи занятия: дать представление о системе финансирования сферы образования: основных принципах и факторах влияния на финансирование; ознакомиться с историей финансирования образования и рассмотреть методику определения суммы финансирования системы образования.
Категории: финансирование образование, сфера образования, субъекты, объекты образование .
Методические указания:
В процессе подготовки к данному практическому занятию в студентов должны формироваться следующие компетенции:
ПК-5 − способность пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза физической информации в избранной математической и физической области.
ОПК-5 − способность использовать основные методы, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, а также навыки работы с компьютером как со средством управления информацией.
В первом вопросе необходимо раскрыть общую характеристику финансирования сферы образования: основные принципы и факторы. Как известно из Конституции Российской Федерации и конкретизирующего конституционные гарантии образовательного законодательства: 1) все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспитанием, общим средним образованием и начальным профессиональным образованием (по Конституции – средним профессиональным); 2) бесплатным средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием должны обеспечиваться те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объявленных условиях.
Это исходные позиции, на которых должна базироваться система финансирования образования. Понятно, что бесплатным образование является для учащихся (их семей), но не для государства, которое и должно обеспечивать исполнение конституционных гарантий, оплачивая из государственных средств: 1) труд учителей и преподавателей; 2) обслуживание, ремонт, обеспечение теплом и энергией учебных помещения; 3) строительство зданий; приобретение для учебного процесса пособий, приборов, оборудования и т. п.
При подготовке ко второму вопросу практического занятия необходимо проанализировать историю финансирования образования. Образование в России финансировалось и раньше, причем из различных источников и в определенном порядке. Изучение материалов, посвященных вопросам финансирования учебных заведений в XIX вв. начале XX вв., показывает, что источниками поступления средств в учебные заведения были ассигнования государственного казначейства (бюджетные средства), проценты с капиталов, принадлежащих (переданных, пожертвованных) учебным заведениям, частные пожертвования, плата за обучение и содержание учащихся (воспитанников), доходы от «привилегий», предоставленных в пользу учебных заведений и воспитательных домов, освобождений от налогов и иных платежей, доходы от специально созданных предприятий, доходы от продажи имущества (имений) учебных заведений.
Основным источником финансирования образовательной деятельности являлись средства государства, т.е. средства бюджета. Считается, что бюджетное устройство и бюджетный процесс в России начали формироваться с момента составления общих сводных ведомостей государства в 1652г. Первой ведомостью о доходах и расходах за истекший год и предложениях на будущий стала ведомость 1680–1681 гг. по всем приказам3. Но собственно бюджетный процесс как элемент составления планов государственного хозяйства возник существенно позднее – в начале XIX в., вследствие принятия бюджетного законодательства, предложенного М.М.Сперанским в 1810 –1811 гг. Вместо старинных табелей, рассчитанных на несколько лет, прочно установилась ежегодная периодичность росписей. Роспись получила значение государственной, сконцентрировав все доходы и расходы.
Подготовленный в 1809 г. «План финансов», прообраз современного государственного бюджета, состоял из двух частей.
1. Устройство финансов на 1810 г.
2. Устройство их с 1810 г. на будущее время.
Первая часть включала два раздела: в одном описывались причины, определяющие принятие мер, предлагаемых в ”Плане“; во втором были изложены сами меры и способы их реализации. Второй раздел содержал четыре отделения: расходы, приходы, систему монетную (кассовую) и кредитную, управление. Определение расходов – первая и самая существенная операция в финансах. Все источники государственных доходов и все расходы должны были соединяться в одном управлении. Чтобы оно было эффективным, все доходы и расходы должны были утверждаться ежегодной сметой (бюджетом) в специально установленном порядке. Где не было сметы или годового финансового закона или где этот закон не исполнялся, подобное состояние дел не могло считаться, по мнению М.М. Сперанского, «истинным управлением финансами».
Государственные и муниципальные образовательные учреждения находятся в собственности федеральных, региональных и местных органов управления, которые в свою очередь предоставляют финансовую поддержку. Таким образом муниципальное и государственное финансирование является гарантом для получения образования. А регулирование сферы образования происходит за счет объема средств бюджета. Финансирование расходов из разных уровней бюджетов зависит от определенных факторов. Например, устройства государства и его системы управления; законодательного распределения ответственности за виды образования. Как было отмечено в предыдущем разделе, средства бюджета являются основными источниками финансирования сферы образования. Деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством. Из федерального бюджета финансируется содержание образовательных учреждений регионального ведения, осуществление региональных образовательных программ; образовательные субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам. Финансирование региональных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе региональных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений на основе региональных нормативов и нормативов субъекта ЛНР [2, С.17].
В третьем вопросе определение суммы финансирования сферы образования нужно подчеркнуть важность источников финансирования системы образования.
Источниками финансирования образования являются:
- государственный бюджет;
- поступления от платных образовательных услуг;
- научно-техническая деятельность образовательных учреждений и коммерческая реализация ее результатов,
- предпринимательская деятельность образовательных учреждений, не связанная с образованием и научно-технической деятельностью.
Наиболее распространенной является точка зрения на финансирование образования как на обеспечение финансовыми ресурсами деятельности образовательного учреждения или просто расходов на образование [5]. Собственно, против такого понимания возразить довольно сложно, поскольку оно отражает реальное содержание процесса финансирования и основывается на понятии финансирования, принятого для условий государственной плановой экономики.
Финансирование бюджетных учреждений осуществляется в несколько этапов: 1. Составление бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется на основе утвержденного бюджета главным распорядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств. Это документ, в котором производится поквартальное распределение доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. Главным распорядителем выступают государственные законодательные и исполнительные органы власти. 2. Уведомление о бюджетных ассигнованиях. После утверждения бюджетной росписи, главный распорядитель средств направляет документ в 3 течение 10 дней да получателей бюджетных средств на период действия утвержденного бюджета. 3. Составление сметы доходов и расходов. После всех процедур бюджетные учреждения обязаны составить и предоставить на утверждение смету доходов и расходов на основе выделенных бюджетных ассигнований. Распорядитель должен утвердить смету в течение 5 дней и передать ее в орган, исполняющий бюджет. 4. Лимиты бюджетных обязательств представляют собой размер максимально возможных показателей на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет бюджета. Лимиты предоставляются по каждой статье расходов, бюджетополучатель имеет право корректировать лимиты в соответствии с потребностями согласно нормативно-правовым актам.
Вопросы для обсуждения со студентами:
1. Перечислите источники финансирования общеобразовательногоучреждения.
2. Источники финансирования высшего учебногозаведения.
3. Гранты как важный источник доходов учреждения.
4. Экономические аспекты научной деятельности исследовательского университета.
- Финансово-экономический механизм в образовании: сущность, компоненты, требования, этапы разработки.
6. Классификация расходов на образование.
7. Схема бюджетного финансирования образования. Основные функции участников финансирования образования.
8. Бюджетная смета, расчет потребности в бюджетных средствах.
9. Методика расчета нормативного финансирования учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
10. Основные проблемы, направления и перспективы совершенствования бюджетного финансирования сферы образования в России.
11. Управление затратами в образовании: стратегии, факторы, влияющие на себестоимость образовательных услуг.
12. Цена образовательной услуги.
13. Затратный метод ценообразования в области образования.
14. Метод оценки стоимости образования с позиции теории человеческого капитала.
15. Методы самофинансирования и хозрасчета в сфере образования.
16. Подходы к формированию цены образовательных услуг.
Практические задания:
1. Используя модели источников общеобразовательного учреждения и высшего учебного заведения проанализируйте доходную часть вашего учебного заведения, какие источники являются основными, какие можноувеличить.
2. Разработайте список дополнительных платных образовательных услуг, (которые, по Вашему мнению, будут пользоваться спросом) для вуза в котором Выучитесь.
3. Разработайте программу по привлечению благотворительных пожертвований для Вашего вуза (школы), используя существующие методы франчайзинга.
Темы рефератов к семинарскому занятию № 5.
1. Образовательные учреждения, их типы и виды. Учредители образовательных учреждений.
2. Образование как некоммерческая отрасль экономики. Некоммерческие организации.
3. Хозяйственный механизм в образовании.
4. Значение планирования, программирования и прогнозирования в развитии образования.
5. Финансирование сферы образования.
6. Внебюджетная деятельность образовательных учреждений. Доходы, полученные образовательными учреждениями от внебюджетной деятельности.
7. Факторы эффективности внебюджетной деятельности. Определение цены на образовательные услуги.
8. Налогообложение в сфере образования. Субъекты, объекты, льготы системы налогообложения в сфере образования.
9. Особенности труда работников образования.
10. Роль преподавательского потенциала в развитии образования.
- основные элементы и факторы экономики образования.
12. Дайте определение объектов и основные черты экономики образования.
13. Какие внешние и внутренние факторы прежде всего отражаются на его финансовомсостоянии?
14. Особенности рынка труда на современном этапе, взаимосвязь с системой образования.
- Могут ли факторы производства быть полностью взаимозаменяемыми, есть ли связь между ценой продукта и ценой фактора производства.
- Основные стейкхолдеры рынка образовательных услуг. Налоговые льготы для образовательных организаций.
Тестовые задания для закрепления полученных знаний студентов:
1. Какую функцию не выполняют региональные органы управления образованием:
а) контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования;
б) создание учебных заведений регионального уровня;
в) формирование и осуществление региональной политики в сфере образования;
г) установление льгот, нормативов и правил.
2. Что из ниже перечисленного не входит в систему образования:
а) совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направ. ленности;
б) сеть образовательных учреждений, реализующих образовательные программы;
в) органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;
г) администрация районов и городов.
3. Некоммерческий сектор экономики включает в себя:
а) предприятия малого и среднего бизнеса в сфере производства;
б) частные образовательные учреждения;
в) государственные образовательные учреждения;
г) оптовые базы.
4. Появление этого элемента в рамках функционально-управленческой конфигурации образовательного учреждения приносит необходимую сбалансированность системы:
а) учащиеся и их родители;
б) попечительский совет;
в) обучающиеся;
г) нет правильного варианта.
5. Фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени – тарифная:
а) линия;
б) плата;
в) ставка;
г) нет правильного варианта.
Практическое занятие № 6
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ.
ПЛАН
- Образовательные информационные технологии: эволюция к новому качеству образования.
2. Структура информационно-образовательной среды сферы образования.
3. Проблемы эффективности образования в новой образовательной среде.
Цель и задачи занятия: изучить особенности образовательно-информационных технологий, а также ознакомиться со структурой информационно-образовательной среды, а также проблемами дистанционного образования в высших учебных заведениях; рассмотреть приоритеты в развитии новых информационных технологий в сфере образования.
Категории: информационные технологии, среда образовательной деятельности, качество образования.
Методические указания:
В процессе подготовки к данному практическому занятию в студентов должны формироваться следующие компетенции:
ОК-1 – способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческих позиций;
ОК- 3 − способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности.
В первом вопросе образовательные информационные тезнологии: эволюции к новому качеству образования необходимо рассмотреть дистанционное обучение как эволюцию к новому качеству образования.
В настоящее время все более возрастает роль информационно-социальных технологий в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию учащихся и преподавателей на уровне, позволяющем решать, как минимум, три основные задачи:
1) обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса, причем, желательно, в любое время и из различных мест пребывания;
2) развитие единого информационного пространства образовательных индустрий и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного и творческого процесса;
3) создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний учащихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.
По-прежнему важной для студентов останется возможность личного развития и профессионального роста; программы получения степени и короткие курсы, возможно, будут пользоваться одинаковым спросом; резко возрастет потребность в программах профессионального обучения и аспирантских программах» [6].
Разработчики дистанционного образования (ДО) конкретизируют индивидуализацию образовательного поведения следующим образом, считая, что в ДО наиболее ярко проявляются черты личностно-ориентированного способа обучения:
Гибкость, обучающийся волен самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
Модульность – материалы для изучения предлагаются в виде модулей, что позволяет обучаемому генерировать траекторию своего обучения в соответствии со своими запросами и потенциальными возможностями.
Доступность – независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать в образовательных потребностях население страны.
Рентабельность – экономическая эффективность проявляется за счет уменьшения затрат на содержание площадей образовательных учреждений, экономии ресурсов временных, материальных (печать, размножение материалов и пр.).
Мобильность – эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса ДО.
Охват – одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и пр.) большого количества обучающихся.
Технологичность – использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Социальное равноправие – равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
Интернациональность – экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг [8].
Во втором вопросе следует охарактеризовать структуру информационно-образовательной среды сферы образования.
Анализ достоинств и недостатков, существующих информационных образовательных сред (ИОС),и современного состояния информационных технологий и средств телекоммуникаций, позволяет сформулировать следующие принципы, на которых должны строиться проектируемые в настоящее время информационно-образовательные среды:
Многокомпонентность – информационно-образовательная среда представляет собой многокомпонентную среду, включающую в себя учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренинговые системы, системы контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео и пр., взаимосвязанные между собой.
Интегральность – информационная компонента ИОС должна включать в себя всю необходимую совокупность базовых знаний в областях науки и техники с выходом на мировые ресурсы, определяемых профилями подготовки специалистов, учитывать междисциплинарные связи, информационно-справочную базу дополнительных учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания.
Распределенность – информационная компонента ИОС оптимальным образом распределена по хранилищам информации (серверам) с учетом требований и ограничений современных технических средств и экономической эффективности.
Адаптивность – информационно-образовательная среда должна не отторгаться существующей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения, также должна позволить гибко модифицировать информационное ядро ИОС, адекватно отражая потребности общества.
Сформулированные принципы построения ИОС делают необходимым рассмотрение информационно-образовательной среды, с одной стороны, как части традиционной образовательной системы, а, с другой стороны, как самостоятельной системы, направленной на развитие активной творческой деятельности учащихся с применением новых информационных технологий [4].
Рис. 1. Структура информационно-образовательной среды
В третьем вопросе следует освятить проблемы эффективности образования в новой информационной среде.
Специалисты так формулируют основные направления и проблемы создания и развития единого информационного образовательного пространства:
1. Техническое оснащение учебных заведений является одной из первоочередных задач, решение которой сдерживается в основном организационно-экономическими факторами, связанными с тем, что "малая" информатизация оказывается неэффективной, а "большая" — чрезмерно дорогостоящей, не дающей сиюминутной отдачи. Все более актуальной становится проблема реализации образовательных информационных технологий в инвариантных средах и стандартах.
2. Организация подготовки специалистов. Нехватка специалистов в области новых информационных технологий (особенно — сетевых технологий) усугубляется процессами их "вымывания" из сферы образования в коммерческие и другие структуры, что особенно характерно для стран с переходной экономикой.
3. Организационные мероприятия. Создание единой системы информационных ресурсов невозможно без постоянного координирующего участия и контроля со стороны педагогической и научной общественности, выраженного в той или иной форме.
4. Перевод информационных ресурсов общества на электронные носители. Только перевод большей части накопленной человечеством информации на воспринимаемые компьютерами носители позволит создать реальные возможности доступа к этой информации всех членов общества. Совершенствование существующих технологий такого перевода остается одной их актуальных проблем развития информационных технологий.
Вопросы для обсуждения со студентами:
1. Какие дидактические возможности современных средств коммуникации можно использовать для образовательного процесса?
2. Какие особенности обучения в компьютерных средах в условиях использования коммуникационных технологий?
3. Какие возможности предоставляет глобальная сеть Интернет для современного образования?
4. Как можно использовать электронную почту для организации образовательного процесса?
5. Какие основные методические и технические условия необходимы для проведения электронного семинара?
6. Какие психолого-педагогические особенности работы в современных коммуникационных средах?
7. Чем помогают педагогам и обучающимся средства компьютерных коммуникаций?
8. Структура информационно-образовательной среды организации.
9. Перечислите проблемы эффективности образования в новой образовательной среде.
10. Перечислите приоритеты и проблемы в развитии новых информационных технологий в образовании.
11. Перечислите проблемы дистанционного образования на современном этапе развития образования?
12. Какие виды информационных технологий в образовании Вам известные
13. Дайте определение инструментария информационных технологий?
14. Перечислите основные направления внедрения средств информационных технологий в систему высшего образования?
15. Какие основные принципы должны быть заложены при создании и развитии электронных информационных систем в сфере образования?
16. В чём заключаются отличия открытых и закрытых моделей образования среды организации управления образованием учреждением?
Практические задания:
1. Составьте проект Попечительского совета Вашего вуза, если в вузе уже есть Попечительский совет, проанализируйте его деятельность: состав совета, правильность оформления документов, реальная помощь вузу. Выработайте предложения по улучшению деятельностисовета.
2. Проанализируйте научную деятельность вашего учебного заведения как источника дополнительногофинансирования.
Тематика написания рефератов:
1. Преподавательский потенциал и его роль в развитии образования.
2. Значимость системы переквалификации педагогических работников.
3. Показатели эффективности образования, ее оставляющие. 4
4. Определение экономической эффективности образования.
5. Эффективность образования как интегральный показатель взаимодействия педагогической, социальной и экономической плодотворности.
6. Плата за обучение и ее взаимосвязь с экономической эффективностью учебных заведений.
7. Расчеты себестоимости услуг, прибыли стоимости подготовки специалиста.
8. Экономика образования как наука, ее возникновение, место в системе экономических наук и значение для развития общества.
9. Образование как отрасль хозяйства, его основные задачи и взаимосвязь с национальным хозяйством.
10. Предмет и методы исследования экономики образования.
Тестовые задания для закрепления полученных знаний студентов:
1. Выберите правильный ответ. Целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления, оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения, всех звеньев и системы образования в целом – это:
а) управление;
б) экономический менеджмент;
в) контроль;
г) планирование;
2. Выберите правильный ответ. Управление в образовании осуществляется:
а) вместе с образовательным процессом;
б) отдельно от образовательного процесса;
в) все ответы верные;
г) нет правильного варианта.
3. Выберите правильный ответ. Группа лиц, организация или несколько организаций, осуществляющих основную деятельность, на достижение цели которых направлена управленческая деятельность – это:
а) объект управления;
б) субъект управления;
в) предмет управления;
г) метод управления.
4. Выберите правильный ответ. Определение путей (направлений) перемещения объекта управления в новое состояние, более приближенное к стоящим перед ним целям – это:
а) оценка состояния;
б) планирование;
в) организация;
г) мотивация.
5. Процесс управления в образовании носит характер:
а) разовый;
б) периодический;
в) непрерывный.
6. Основной целью функционирования системы образования является:
а) повышение качества образования;
б) обеспечение доступности образования;
в) обеспечение бесплатности образования;
г) приведение системы образования в такое состояние, при котором качественное образование доступно всем, кто желает его получить.
Практическое занятие № 7
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В ОБРАЗОВАНИИ
ПЛАН
1. Оплата труда работников сферы образования.
2. Государственная регламентация образовательной деятельности организаций высшего образования.
3. Основные требования, предъявляемые к организации системы оплаты труда работников системы образования и основные показатели оценки эффективности сферы образования.
Цель и задачи занятия: изучить особенности оплаты труда работников сферы образования, рассмотреть государственную регламентацию образовательной деятельности организаций, а также изучить основные требования, предъявляемые к организации системы оплаты труда и основные показатели оценки эффективности сферы образования.
Категории: оплата труда, регистрация, система образования, образовательные учреждения
Методические указания:
В первом вопросе оплата труда работников сферы образования необходимо раскрыть оплату труда работников сферы образования.
Оплата труда работников образования имеет специфические особенности, что обусловлено своеобразием педагогического труда. В сфере образования фонд заработной платы формируется по-особому: путем перераспределения национального дохода через государственную бюджетную систему и частично за счет заработанных самим учреждением денежных средств. Таким образом, заработная плата работников образования - часть национального дохода, которая должна поступать им в соответствии с количеством и качеством труда. Правильная организация заработной платы работников образования требует определить качественные и количественные различия педагогического труда: время, необходимое для выполнения данной работы; квалификацию работников, выполняющих различные виды педагогической деятельности; форму и уровень заработной платы. Наибольшую трудность представляет внутренняя дифференциация в оплате труда различных категорий работников. Это связано с тем, что результаты труда здесь менее осязаемы и гораздо труднее поддаются точному счету, а потому могут быть оценены лишь косвенно, спустя продолжительное время. В образовательных учреждениях принята повременная система оплаты с учетом количества фиксированных часов работы, а не произведенной продукции. Для выполнения разной педагогической работы установлены нормы затрат труда, то есть нормы учебной (педагогической) нагрузки за ставку заработной платы. Для преподавателей учебных заведений установлено количество учебных часов, для воспитателей - педагогическая деятельность за день, для руководителей учреждений - деятельность в течение дня.
Важным шагом на пути дифференциации зарплаты вузовских преподавателей, увеличения ее размеров явилось введение ежемесячных доплат к должностным окладам за ученые степени и звания. В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вуз в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда. Размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов всех категорий работников. Ставки заработной платы (должностные оклады) устанавливаются на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании аттестационной комиссии.
Аттестация осуществляется на основе требований утвержденных квалификационных характеристик. Основными критериями при этом были и остаются уровень образования, педагогический стаж, показатели квалификации и профессионализма, в том числе послужившие ранее основанием для присвоения квалификационных и почетных званий (категорий), а также объем и сложность труда для руководящих работников. Государственное высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на содержание вуза. Расширилось внутри вузовское и межвузовское совместительство. Преподаватели и учебно-вспомогательный персонал (а также и студенты) имеют право вести хоздоговорные научно-исследовательские работы в порядке платного совместительства. Научно-исследовательские секторы вузов получили широкие возможности для увеличения собственных средств и повышения оплаты труда. Но, следует отметить, что, заработная плата работников образования остается ниже средней по промышленности. Качественным критерием оценки труда и дифференциации размеров ставки заработной платы педагогических работников выступает их квалификация. Ее уровень определяется образованием, стажем работы и присвоенными званиями. Низкая заработная плата педагогических работников и понижение ее соотношения с зарплатой менее квалифицированных работников подрывает престиж образования.
Несоответствие между средней зарплатой в промышленности и в образовании свидетельствует о грубом нарушении статьей 54 Закона “Об образовании”, которая гласит, что минимальные ставки заработной платы и должностные оклады педагогическим работникам должны быть выше среднего уровня заработной платы в России.
Основными требованиями, предъявляемыми к организации системы оплаты труда в образовательных учреждениях, являются:
1. Обоснованность утвержденных штатов, их соответствие нормативам, укомплектованность штатов.
2. Целевое использование средств на оплату без отвлечения этих средств на другие расходы.
3. Правильность оплаты по группам работающих.
4. Соблюдение установленных сроков и полнота выплат стипендий.
4. Фактически получаемая работниками сумма доходов состоит из следующих источников оплаты труда и льгот:
- за выполненную работу;
- доплаты и премии, компенсации;
- за образовательные и другие услуги;
- социальные выплаты и льготы из бюджетных и внебюджетных фондов;
- за публикации;
- от спонсоров, меценатов.
Во втором вопросе относительно государственной регламентации образовательной деятельности организаций высшего образования следует подчеркнуть, что государственная регламентация образовательной деятельности включает три крупных и отличающихся по содержанию деятельности блока:
1) лицензирование образовательной деятельности;
2) государственная аккредитация образовательной деятельности;
3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.
Важное место в системе государственной регламентации образовательной деятельности занимают такие механизмы, как лицензирование и аккредитация.
Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензии, т.е. специального разрешения на ведение образовательной деятельности. Процедура лицензирования направлена на установление соответствия условий осуществления образовательного процесса в конкретном учебном заведении тем требованиям, которые устанавливаются Положением о лицензировании образовательной деятельности. Данное Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966. Лицензирование образовательной деятельности организаций осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных Федеральным законом об образовании и Положением о лицензировании образовательной деятельности.
В третьем вопросе плана семинарского занятия основные требования, предъявляемые к организации системы оплаты труда работников системы образования и основные показатели оценки эффективности сферы образования.
Основными требованиями, предъявляемыми к организации системы оплаты труда в образовательных учреждениях, являются:
1. Обоснованность утвержденных штатов, их соответствие нормативам, укомплектованность штатов;
2. Целевое использование средств на оплату без отвлечения этих средств на другие расходы;
3. Правильность оплаты по группам работающих;
4. Соблюдение установленных сроков и полнота выплат стипендий.
Фактически получаемая работниками сумма доходов состоит из следующих источников оплаты труда и льгот:
- за выполненную работу;
- доплаты и премии, компенсации;
- за образовательные и другие услуги;
- социальные выплаты и льготы из бюджетных и внебюджетных фондов;
- за публикации;
- от спонсоров, меценатов
Экономическая эффективность образования имеет два аспекта: внутренний и внешний. Под внутренним аспектом подразумевается рассмотрение таких экономических проблем, которые отражают рациональное использование ресурсов самой отраслью образования в целом, и каждым образовательным учреждением, в частности. Показателями внутренней экономической эффективности являются затраты на обучение одного человека, содержание и научный уровень образования, качество профессиональной подготовки, профессиональная структура подготавливаемых кадров. При рассмотрении внешней эффективности большое значение приобретает исследование экономической отдачи вложенных обществом средств на образование. Выработать приемлемые методы и наиболее полно отражающие действительную роль образования методы измерения его экономической эффективности очень сложно.
Экономическая оценка образования как отрасли человеческой деятельности требует количественного измерения затрат в этой сфере с его экономической отдачей. Однако, поскольку результаты труда в сфере образования нельзя выразить в каких-либо стоимостных показателях, приходится пользоваться косвенными показателями (квалификацией). В сочетании двух указанных аспектов эффективности также проявляется особенность отрасли образования. С другой стороны, многофункциональность образовательного комплекса приводит к тому, что его эффективность имеет несколько взаимосвязанных элементов: педагогический, социальный и экономический. Они практически неотделимы друг от друга и достаточно разноплановы.
Вопросы для обсуждения со студентами:
- Какие документы являются источником финансовой информации о деятельностивуза?
- Какие показатели используют для анализа основныхсредств в сфере образования?
- Какие источники (с точки зрения финансового анализа) формируют доходную часть высшего учебногозаведения?
- Какие коэффициенты используются для анализа устойчивостивуза?
- Какими качествами характеризуется каждый тип устойчивостивуза?
- В чём заключается взаимосвязь своеобразия педагогического труда и оплаты труда?
- В чём заключаются особенности оплаты труда в образовании?
- В чём заключает сущность внедрения новой системы оплаты труда в образовании?
- Разработайте рейтинговую оценку труда преподавателя для определения стимулирующей надбавки в вузе.
- В какие экономические группы можно объединить в
- Перечислите основные показатели оценки эффективности сферы образования?
- Какие основные требования, предъявляются к организации системы оплаты труда работников системы образования?
- Опишите государственную регламентацию образовательной деятельности организаций высшего образования.
- Перечислите инструменты стимулирования труда работников образования.
- Перечислите основные документы, которые регламентируют организацию труда в сфере образования.
- Количественные и качественные параметры определения тарифных ставок и окладов педагогических работников.
- Перечислите основные критерии тарификации работников образования?
- Разряды и тарифные коэффициенты рабочих, учебно-вспомогательного персонала, учителей, профессорско-преподавательского состава учебных заведений.
- Нормирование труда работников образования в различных типах образовательных учреждений.
Практические занятия:
1. В рыночной экономике постоянно одни фирмы растут, другие разоряются. Означает ли это, что вклад образования в одном случае положителен, а в другом отрицателен?
2. Охарактеризуйте принципы современного образования.
Выполнение задания необходимо оформить в виде таблицы:
Таблица 1.
Характеристика и принципы современной системы образования
Принципы системы образования |
Характеристика |
Примеры |
Приоритет общечело-веческих ценностей |
|
|
Национально-культур-ный базис |
|
|
Научая составляющая |
|
|
Ориентация на обще-мировые достижения образовательного процесса |
|
|
Гуманизм |
|
|
Преемственность, последовательность, непрерывность |
|
|
Духовность в единстве с физическим воспитанием |
|
|
Поощрение талантов и личностей |
|
|
Обязательность базис-ного минимального образования |
|
|
Тематика написания рефератов к семинарскому занятия № 7
1. Отношение собственности в системе образования.
2. Повышение педагогического мастерства работников образовательных учреждений и его моральное и материальное стимулирование.
3. ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы и ее реализация в системе образования.
4. Учебно-материальная база образовательного учреждения, её структура.
5. Значение и основные направления развития материально-технической базы образования в РФ.
6. Послевузовское образование и его ступени.
7. Основные подходы к реформированию систем образования в мире.
8. Основные направления реформирования образования на современном этапе.
9. Эффективность образования, ее показатели.
10. Определение экономической эффективности образования.
11. Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение.
Тестовые залания для закрепления полученных знаний студентов:
1. Система экономических расчетов себестоимости единицы продукции (работ, услуг) – это:
а) калькулирование;
б) ценообразование;
в) метод ценообразования;
Г) все ответы верные.
2. Фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени:
а) должностная ставка;
б) тарифная ставка (оклад);
в) тарифный оклад;
г) все ответы верные.
3. Главным фактором прироста общественного богатства в информационном обществе является:
а) прирост накопленного объема знаний ;
б) прирост количества образовательных учреждений;
в) повышение уровня развития человеческого капитала;
г) все ответы верные.
4. Премирование труда – это……
а) дополнительная форма вознаграждения персонала наряду с заработной платой, выплачиваемой при достижении плановых результатов предприятием в целом или его конкретным подразделением;
б) дополнительная форма вознаграждения персонала наряду с заработной платой, выплачиваемой при достижении плановых результатов предприятием в целом или его конкретным подразделением;
а) правильный ответ А;
б) правильный ответ Б;
в) нет правильного варианта;
г) все ответы верные.
5. Система оплаты труда, которая предусматривает оплату выработанной продукции в пределах установленных норм по прямым (неизменным) расценкам, а изделия сверх нормы оплачиваются по повышенным расценкам, согласно установленной шкале, но не свыше двойной сдельной расценки, – … форма оплаты труда:
а) сдельно-прогрессивная;
б) повременная;
в) аккордная;
г) все ответы верные.
Список рекомендованной литературы:
1. Бреусова Е.А. Развитие системы дошкольного образования [Текст] / Е.А. Бреусова // «Научно-практический журнал Аллея Науки». – №16. – 2017.– С. 2-9.
2. Егорихина С.Ю. Нормативно–правовые основы подготовки обучающихся в магистратуре [Текст] / С.Ю. Егорихина // Вологодский научный центр РАН, г. Вологда. – 2017. – С. 69-70.
3. Зверева Л.Г. Реформирование российской системы образования [Текст] / Л.Г. Зверева // «Научно-практический журнал Аллея Науки». – №6(22). – 2018. – С. 1-3.
4. Ковальчук О.В. Методологические аспекты оценки эффективности образовательной деятельности в муниципальных образованиях [Текст] / О.В. Ковальчук // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – С. 87-88.
5. Козий С.В. Тенденция финансирования системы образования [Текст] / С.В. Козий // «Научно-практический журнал Аллея Науки». – №4 (20). – 2018. – С. 4-7.
6. Кондратенков А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе [Текст] / А.Е. Кондратенков // Экономика и социум. – 2020. – С. 275 - 286.
7. Коркишко И.В. Объективность оценки эффективности деятельности исполнительных органов власти в системе образования муниципального сектора экономики [Текст] / И.В. Коркишко // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» – №13. – 2017. – С. 3-5.