Проблемно-игровое экспериментирование как условие
развития социально-коммуникативной сферы
детей дошкольного возраста
Беликова Татьяна Владимировна,
педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 64
Калининского района Санкт-Петербурга
Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие – в деревне, одни – на севере, другие – на юге. Но есть качество, которое делает их похожими, – все они «почемучки». Так их называют взрослые за любознательность. Каких только вопросов не задают дети своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам, воспитателям!педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 64
Калининского района Санкт-Петербурга
Как удовлетворить детское любопытство? Как максимально использовать пытливость детского ума?
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения детского экспериментирования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, основ культурного познания им окружающего мира, положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей. Дети очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Жизнь во всех ее проявлениях становится все сложнее и разнообразнее. И требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности и критичности мышления, быстроты реакции и творческого подхода к решению задач. ФГОС ставит перед дошкольной организацией задачи чрезвычайной важности: создать условия, чтобы каждый ребенок вырос инициативным, деятельным, думающим, творчески активным и социально адаптивным. В ФГОС ДО уделяется особое внимание познавательно-исследовательской деятельности детей: реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется «...в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.». Так же отмечается, что познавательно-исследовательская деятельность «реализуется путем детского экспериментирования и начинается с раннего возраста». Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать». Таким образом, наиболее эффективной, развивающей, соответствующей дошкольному возрасту технологией является технология проблемного обучения, а в частности технология детского экспериментирования.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Только непосредственно действуя, рассматривая, изучая предметы и явления с помощью разных анализаторов, ребёнок понимает суть и взаимосвязь происходящих вокруг него событий.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Приоритетным направлением в деятельности педагога-психолога ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. В современном мире проблема социально – коммуникативного развития рассматривается как составная часть проблемы социализации ребенка – дошкольника.
Современные научные данные показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Негативный социальный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному социальному поведению.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по социально – коммуникативному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
Поэтому, создавая условия для социально – коммуникативного развития в детском саду, мы обеспечиваем основы созидательной жизненной стратегии личности.
Социально – коммуникативного дошкольника это:
-развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру,
-умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других,
-развитие социально - значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения.
В работе по реализации направления социально-коммуникативного развития старших дошкольников я использую инновационную технология социального проблемно-игрового экспериментирования в области человеческих эмоций, которая позволяет решать следующие задачи: расширение представлений об основных эмоциях; развитие и совершенствование коммуникативных навыков; развитие социального и эмоционального интеллекта.
Для решения поставленных задач в кабинете педагога-психолога создается уголок экспериментирования или мини-лаборатория. Эксперименты просты в исполнении, не требуют сложного оборудования и безопасны, поэтому они могут проводиться с детьми в дошкольном учреждении. В этих экспериментах используются простые предметы: воздушный шарик, булавка продемонстрируют эффективность применения социально-приемлемых способов решения конфликтов; стаканчик с водой, блестящие пайетки, акварельные краски, кисточка, палочка для коктейля помогут понять многообразие человеческих эмоций; камешек поможет осознанию необходимости уметь говорить с человеком о проблемах и выяснять неприятные моменты в общении; магниты помогут поговорить о дружбе и ссорах и способах решения конфликтов, и т.д.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» -говорил Ральф Эмерсон, а в Китае есть изречение: «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!». В мини-лаборатории ребенок делает свои первые открытия в мире человеческих отношений.
Важным направлением в деятельности педагога-психолога является развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка. В данном аспекте социальное экспериментирование решает задачи расширения представлений о базовых эмоциях, совершенствования коммуникативных навыков, развития навыков сотрудничества у детей в процессе совместной деятельности и в ходе коллективного обсуждения. Развитие любознательности и познавательной мотивации; развитие речевого творчества, обогащение активного словаря. Детское социально-игровое экспериментирование можно отнести к технологиям психологического благополучия ребёнка, обеспечивающим психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Технология социального проблемно-игрового экспериментирования является инновационной в детском саду и помогает перевести познавательные эксперименты на язык эмоций. Задачи, решаемые при помощи данной технологии, соответствуют требованиям ФГОС ДО и способствуют развитию познавательной, речевой, социально-коммуникативной сферы детей дошкольного возраста, а это совпадает с общей целью воспитания – формирование всесторонне развитой личности. И. А. Пазухина отмечает: «В ходе экспериментальных действий ребенок поднимается вверх по ступеням своего развития в познании себя и окружающего мира. Он учиться совместно со взрослыми и группой сверстников определять наиболее эффективный способ решения встающих перед ним проблем и находить ответы на возникающие вопросы».
«Эмоции - это ветер, который надувает паруса. Он может привести корабль в движение, а может потопить его»,- сказал Вольтер, мы можем научить ребенка управлять этим ветром.
Список литературы
- Пазухина И. А. Маленькие экспериментаторы в детском саду// Дошкольная педагогика. 2012. декабрь.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Семенова Т. М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников// Дошкольная педагогика. 2014. декабрь.