Профессиональное самоопределение в мире инноваций
Серова Лилия Александровна
Что такое инновация? Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Образование это ведущая социальная деятельность общества. Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. А потому школу неминуемо должны коснуться изменения и нововведения, связанные с изменениями происходящими в окружающем мире, науке, современных технологиях. Ведущая роль в образовании, несомненно, принадлежит учителю и потому изменения не могут не коснуться роли и места учителя в процессе обучения.
В ФГОС нового поколения «портрет выпускника основной школы» видится как образ человека, любящего своё Отечество и уважающего культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающего мир и умеющего учиться, активного, уважающего закон и правопорядок, осознающего свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующегося в мире профессий. Таким образом, портрет ученика можно представить в виде треугольника, в вершинах которого лежат такие качества, как
1. обладание определенными знаниями, освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета, соответствующими базовой программе;
2. способность самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации сотрудничества с окружающими;
3. сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности. Такая личность была бы украшением любого общества.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, образовательной программы. И основной груз реализации этих целей приходится на долю учителя. И в этом современном обучении учителю отводится особая роль не только источника знаний, но и наставника. И цель учителя стремиться к прогрессу, хотеть изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся. Несомненно, в основу его деятельности должен быть положен стандарт.
Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса: использование компьютерных технологий и возможностей Интернета; переход в учебном процессе от передачи «готовых» знаний к формированию навыков: работы в команде, проектного и аналитического мышления, самообучения. И основой такой деятельности является инновационный урок (динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени). В основе могут быть: элементы внеклассной работы, экскурсий, форм факультативных занятий; обучение учащихся через художественные образы; раскрытие способностей школьников через активные методы творческой деятельности (при помощи элементов театра, музыки, кино); научно-исследовательская деятельность, подразумевающая активное применение методологических знаний в процессе обучения, раскрывающая особенности мыслительной работы учащихся.
Кроме того основой современного обучения должна стать интерактивная модель обучения, в основе которой лежит постоянное, активное взаимодействие всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.
Таким должен быть, на мой взгляд, инновационный подход к обучению. Но если в инновационном подходе к обучению предполагается равноправное участие ученика и учителя как субъектов образовательного процесса, процесса, то и нормативные базы и требования должны быть прописаны не только по отношению к учителю, но и по отношению к ученику. Проблема современного образования состоит не в тоталитаризме процесса – когда учитель дает свою точку зрения как основную, а, к сожалению, в безответственности и пассивности ученика, которому по его мнению учитель обязан «вложить в голову знания» и, таким образом, часто оказывается, что ученик становится пассивным участником процесса и не овладевает знанием и умением, а скорее ждет, что образование овладеет им в процессе обучения. И пока не изменится в первую очередь отношение государства и во вторую очередь родителей, которые на данный момент ставят себя на место потребителей, а не участников процесса, и образование не станет двусторонним и взаимно активным процессом, стандарты не смогут быть воплощены в жизнь.