Проектирование индивидуального маршрута
развития личности ребёнка дошкольника
Пименова Жанна Васильевна
АктуальностьГлавная ценность для педагогов дошкольного профиля – это личность ребенка, ее уникальность, неповторимость. Поэтому, каждый воспитатель в дошкольных образовательных учреждениях должен использовать в своей работе особые личностно-ориентированные педагогические технологии. Одним из видов работы в данном направлении является разработка индивидуального образовательного маршрута развития личности ребенка дошкольного возраста.
Деятельность дошкольных образовательных учреждений регламентируется ФГОС к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. ФГОС предписывают изменения в организации образовательного процесса: переход от формально организованных занятий к видам педагогической деятельности, предусматривающим решение программных образовательных задач в совместной деятельности со взрослыми, в самостоятельной деятельности и в играх детей.
Реализация этих требований неминуемо будет вести к индивидуализации целенаправленно организованного обучения и образования в целом. Перед воспитателями дошкольного образовательного учреждения стоит задача по созданию оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника. Будь то ребенок с ОВЗ или это обычный ребенок, без каких либо диагнозов.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника, его интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Он строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения и родители.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут связан с конкретной целью и условиями ее достижения. Он создается до начала движения и обусловлен уже имеющимися у ребенка знаниями и опытом. ИОМ оформляется как индивидуальная образовательная программа.
При разработке индивидуального маршрута необходимо учитывать следующие принципы:
– принцип опоры на обучаемость ребенка – принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития в диагностике. Соблюдение данного принципа предполагает выявление способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.
– принцип соблюдения интересов ребенка. Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет воздействия множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам;
– принцип мультидисциплинарности. Эффективность помощи ребенку зависит от кооперации действий различных специалистов, владеющих различным предметным, профессиональным видением тех или иных аспектов процесса индивидуального развития ребенка. Соблюдение принципа мультидисциплинарности позволяет согласовать работу всей команды специалистов, дать оценку состояния ребенка с разных точек зрения;
– принцип непрерывности, в соответствии с которым ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;
– принцип опоры на детскую субкультуру. Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка-дошкольника должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов, накопленных самими детьми на протяжении нескольких поколений.
Проектировать индивидуальные образовательные маршруты непросто, так как спектр индивидуальных различий среди дошкольников чрезвычайно широк.
Цель их создания – обеспечить формирование и реализацию образовательных потребностей детей на основании выбора и оптимизации учебной, психической и физической нагрузок с учетом индивидуальных особенностей, поэтому построение маршрутов чаще всего начинается с определения особенностей воспитанников.
Основанием для дифференциации детей дошкольного возраста может быть:
– возрастная категория,
– пол воспитанников,
– физические и психофизические особенности,
– социальный фактор,
– уровень владения обучающимися учебно-предметными знаниями и умениями.
Для разработки индивидуального образовательного маршрута немаловажным является и учет следующих факторов:
– особенности, интересы и потребности самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
– профессионализм педагогического коллектива;
–возможности образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности воспитанников;
– возможности материально-технической базы учреждения.
Задачи индивидуального образовательного маршрута:
– создать благоприятные условия для общего развития ребенка;
– работать над формированием умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т. д.);
– развивать общую эрудицию детей, расширять их кругозор;
– повышать уровень общего сенсорного, интеллектуального развития;
– корректировать зрительно-моторные, оптико-пространственные нарушения, общую и мелкую моторику; – способствовать формированию у воспитанников положительной оценки себя и своих способностей;
– формировать бытовую ориентировку, прививать общепринятые правила и нормы поведения.
Методы используемые в работе:
Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
Приемы арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия);
Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
Исходя из всего выше сказанного, можно составить алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута.
1 этап – Подготовительный. Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Изучение данных о развитии ребенка; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.
2 этап - Комплексной диагностики. Выявление особенностей физической, личностной и познавательной сферы ребенка; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса.
3 этап - Разработка индивидуального образовательного маршрута. По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов составляется индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.
4 этап - Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальные и групповые занятия с логопедом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.
5 этап - Промежуточная диагностика. Выявление динамики в развитии. При необходимости - внесение корректив в индивидуальный образовательный маршрут.
6 этап - Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Учитывается динамика в развитии ребёнка. Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков.
7 этап - Итоговая диагностика. Мониторинг эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута.