Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста
Садыкова Ксения Александровна,
педагог-организатор, педагог дополнительного образования
ГБОУ Школа №14 Невского района Санкт-Петербурга
То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством,
завтра он способен выполнить самостоятельно.
Л. С. Выготский [1].
педагог-организатор, педагог дополнительного образования
ГБОУ Школа №14 Невского района Санкт-Петербурга
То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством,
завтра он способен выполнить самостоятельно.
Л. С. Выготский [1].
Влияние творчества на развитии личности ребенка очень велико. Культура и искусство способны воздействовать на всестороннее развитие, побуждать к нравственно - эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Творческая деятельность – это неотъемлемая часть жизни человека. Любое творчество на долгие годы станет мощным источником полноценного развития человека.
Творческие способности заложены в каждом из нас, но, к сожалению, во многих они так и остались, не раскрытты. Регулярные творческие занятия на развитие разных аспектов творческого потенциала помогут младшим школьникам повысить уровень собственной креативности. В настоящее время особенно острым становится осознание приоритета творчества как слагаемого профессионального успеха и личного благополучия.
Проблема развития креативности особенно актуальна в наши дни, когда люди все больше погружаются в мир развивающихся технологий, и совершенно не уделяют внимания творчеству. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. Для развития творческого мышления детей одним их важных условий является стиль семейного воспитания. Место жительства и состав семьи не оказывают влияния на развитие творческого мышления [2].
Способности человека безмерны и безграничны, иногда за всю жизнь человек может не раскрыть все свои скрытые таланты. Талант – это дар божий, который надо постараться сохранить и приумножить. И в каждом человеке есть своя «изюминка», свое неповторимое «Я». Раскрыть и совершенствовать способности ребенка одна из обязанностей семьи. Родители должны присмотреться к своему ребёнку и вовремя разглядеть склонности и увлечения. Образовательное учреждение не может выявить все таланты ребенка, во - первых у школы другие цели – общеобразовательные. Во - вторых нет таких возможностей, программа обучения для всех едина, а обучающиеся разные. У каждого ученика свои способности, для их раскрытия нужен персональный подход, которого школа не может предоставить.
Для увеличения возможностей раскрытия талантов детей в школе, необходимо организовывать различные формы внеурочной деятельности, чтобы любой ребенок мог самореализоваться. Исследования психологов и педагогов показывают, что при отсутствии программ для индивидуального развития младших школьников, творческие способности могут не развиваться или вообще быть утраченны из-за неправильного подхода к развитию личности ребенка. В итоге, это может привести к проблемам в социализации ребенка, а также отсутствию собственного мнения. Талантливую, творческую личность необходимо развивать и поддерживать во всем.
Говоря о роли современного педагога в развитие творческих способностей ребенка, мы не можем не затронуть вопрос о выборе и использование наиболее оптимальных методических форм. Использование игровых методик и применение дидактических игр на внеурочных занятиях позволяют педагогу реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и сделать шаг к раскрытию творческого потенциала учащихся.
Применяя дидактическую игру, педагог активизирует психические процессы ученика: внимание, мышление, восприятие. Решая проблемы подросткового возраста, педагог помогает снимать психологические трудности: застенчивость, боязнь сделать ошибку, быть смешным, наличие ограниченных коммуникативных умений. В ходе игр педагог использует прием стимулирования эмоциональной реакции ребенка: стремление поспорить, посоревноваться в знаниях и умениях развитие интереса к перевоплощению и импровизации. Проводиться огромная воспитательная работа по созданию условий для сплочения сверстников и обретения интереса и уважения друг к другу.
Досуговая программа одной из самых доступных и приоритетных Досуговая программа - понятие достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени детей и подростков. Это универсальная, синтетическая и всеобъемлющая форма художественного моделирования, разыгрываемая перед публикой. Она обращена к людям через механизм их чувственного восприятия и допускается в известных ситуациях их непосредственное вовлечение в сценическое действие. При этом каждый индивид выступает одновременно и как автор, и как зритель [3].
К числу потенциальных возможностей досуговых программ в развитии личности Б.А. Титов – социальный педагог, относит возможность формирования установки на самосовершенствование, осознание принадлежности к социально-исторической общности, соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей, на социальную активность, природу, искусство, других людей [4].
Творческий педагог-организатор должен найти выход из сложного современного противоречия, с одной стороны, необходимостью нравиться детям, ведь досуг - это их свободный выбор, и мы не можем принуждать их делать то, что им неинтересно, и, с другой стороны, необходимостью сохранять воспитывающий и развивающий характер, то есть творить на позиции педагогики развития. Выходом из этого противоречия является разработка досуговых программ игрового характера, при этом выполняющую образовательную функцию [5].
Программы должны быть направлены на решение актуальных воспитательных проблем и иметь ярко выраженный образовательный компонент, именно тогда мы можем рассматривать данные программы как досугово-образовательные. В сегодняшней практике различные досуговые программы являются инновационным продуктом деятельности педагога-организатора, значительно повышающим воспитательный потенциал образовательных систем
Таким образом, роль современного педагога в раскрытии творческого потенциала учащихся велика. Педагог, обладающий творческим подходом к своей профессии, стремлением совершенствовать свои профессиональные знания, умением применять свой педагогический опыт в соответствии с индивидуальными особенностями детей, несомненно, добьется успеха. А использование игровых технологий, где проявляется креативный подход и раскрытие творческих способностей, несомненно, оптимальное решение поставленных задач.
Список литературы
- Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва., 1998.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
- Карелова И. М. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИГРОВОЙ ДОСУГОВОЙ ПРОГРАММЕ Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. № 4 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2010, Том 16
- Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб.: Питер, 1997. - 356с.
[1] Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, 1998.
[2] Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
[3] https://studopedia.su/10_120602_ponyatiya-kulturno-dosugovaya-deyatelnost-kulturno-dosugovaya-programma-vidi-kulturno-dosugovih-programm.html
[4] Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб.: Питер, 1997. - 356с.
[5] Карелова И. М. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИГРОВОЙ ДОСУГОВОЙ ПРОГРАММЕ Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. № 4 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2010, Том 16