Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям через занятия в библиотеке

(из выступления на МО воспитателей школы)
Минеева Татьяна Семеновна,
педагог-библиотекарь ГБОУ школы № 34
Невского района Санкт-Петербурга
   

Что мы относим к базовым общественным или, по-другому, общечеловеческим ценностям? Это - Человек, Семья, Отечество, Природа, Мир, Знания, Труд, Культура. Утверждать, что позитивные мысли единственно верные - нельзя, опять же, из-за дуальности мира, т.е. двойственности в мире. Вся наша реальность соткана из противоречий. Вот в таком мире мы живём. В таком мире растим и воспитываем детей. И здесь  важна «золотая середина».
«Прежде всего – не навреди», - говорил Гиппократ. Вот и мы в своей работе должны к этому стремиться. Инструмент у нас для этого есть. И этот инструмент называется - Книгой. Наше детство начинается с любимых сказок. Ведь сказка – это всегда чудеса и приключения. И мы хорошо знаем, что одна из главных тем русских народных сказок – это тема добра и зла. И добро всегда побеждает зло. А почему? Потому – что доброта, трудолюбие, любовь, верность, ум, уважение к старшим «побеждают» лень, хитрость, жадность, грубость, трусость.
Книга входит в жизнь с самого детства, и мы привыкаем к ней как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает всё вокруг. Книга рассказывает нам и про сказочных богатырей, и про школьную жизнь, и про дальние страны. С книгой можно путешествовать, отправляясь на триста лет вперёд, в будущее, и попадая на триста лет назад, в историю, в прошлое.
Один мудрый человек, наверное, много повидавший на своём веку, проницательно заметил: «У человека душа пустовать не может, она как земля: не огород растёт, так сорняк». Пожалуй, это наблюдение особенно актуально в том случае, когда речь идёт о ребёнке. О чём и как нужно разговаривать с детьми, для того чтобы заронить в их сердца семена добра, красоты и человечности? Педагоги и родители из века в век ищут и находят свои решения этой проблемы, реализуя в общении с детьми собственные представления о жизни и её главных принципах. Из века в век взрослые в поисках ответов на свои вопросы и проблемы неизменно обращаются к Книге как источнику мудрости и знания. И сегодня, несмотря на стремительно меняющуюся жизнь, библиотека становится местом встречи людей, которые задумались о чём-то большом и важном в их жизни.
Школьная библиотека в современном образовательном учреждении занимает важное место в системе воспитательной работы. На одном из своих выступлений В.В.Путин сказал: «Библиотека должна быть не только хранилищем книг, но и реальным информационным, культурным и досуговым центром». И действительно, функции, цели и задачи библиотеки сегодня значительно расширились.
Библиотека общеобразовательного учреждения сегодня – это образовательный, информационный, культурный, воспитательный, аккумулирующий, сервисный и просветительский центр образовательной среды школы. Она располагает организованным фондом документов, библиотечно-информационных услуг и предоставляет их на бесплатной основе во временное пользование своим пользователям.
Одной из ведущих задач школьной библиотеки сегодня является формирование у обучающихся информационной культуры, культуры чтения и навыков независимого библиотечного пользователя, содействие формированию мотивации человека к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации.
Библиотека в условиях реализации ФГОС должна способствовать усвоению учащимися универсальных знаний, умений и навыков, развитию личности школьника, способного творчески применять полученные знания в практической деятельности, умению быстро ориентироваться в информационном пространстве, способности находить, анализировать и обобщать информацию. Научить самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития по мере взросления: от первоклассника до выпускника.
Правильно организованная библиотечная деятельность представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на занятия в библиотеке школы, используются и направлены на реализацию различных форм, отличных от урочной системы обучения.
Основной формой организации занятий в школьной библиотеке является библиотечный урок. Библиотечные уроки - основной вид деятельности школьного педагога-библиотекаря по формированию информационной культуры личности обучающегося. При проведении библиотечных уроков обязательно должны соблюдаться определенные требования: принцип системного подхода; принцип преемственности; последовательное усложнение при подаче материала уроков; ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы.
Библиотечные уроки проходят в виде комбинированных занятий, на которых обучающиеся получают необходимую информацию, консультации, помощь.
Формы работы: беседа, практическое занятие, викторины, интеллектуальный турнир, библиографическая игра, литературное путешествие с применением информационно-коммуникационных технологий. Также занятия проводятся в форме утренников, познавательных и литературных игр, экскурсий, устных журналов, мультимедийных презентаций.
Важная деятельность в библиотеке отводится организации Книжных выставок. Книжная выставка в библиотеке - это и наука, и искусство.  В одном из номеров журнала «Школьная библиотека» предложено 73 вида выставок: «Выставка одной книги», «Выставка одного автора», «Выставка – сказка», «Выставка – информация», «Выставка – поздравление», «Выставка – память» и др. Работа над любой выставкой складывается из определённых технологических моментов. Не случайно одно из центральных мест в библиотеках отводится именно Книжной выставке. А в больших библиотеках это может быть и сразу несколько мест. Книжные выставки отражают события, связанные с жизнью нашей страны, например, «расскажут» о Днях воинской славы или  Памятных днях России. Так же могут быть посвящены юбилею отдельного человека: писателя, поэта, художника, композитора, военачальника.
Любое занятие в библиотеке должно быть обязательно связано с Книгой и направлено на развитие интереса обучающихся к чтению, развитие мотивации к чтению, воспитание уважения к Книге. «Чтение – вот лучшее учение», - писал А.С.Пушкин ещё в XIX веке. Чтение с остановками, комментированное чтение рассказа или повести, урок - представление любимой Книги. Такие формы занятий очень нравятся детям.
Сейчас у Книги существует много конкурентов: это телевидение, компьютер, телефон, планшет… Но нельзя забывать, что Книга по–прежнему необходима, ибо первая открывает мир, учит сопереживать, сострадать, радоваться. И задача библиотекаря - пробудить в душе ребёнка эту драгоценную способность. Конечно же культура общения ребёнка с литературой закладывается в семье. Когда малыш часто видит родителей за книгой, слышит, как они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются покупке интересной книги. Когда родители вместе с ребёнком идут в библиотеку, то любовь к печатному слову проявляется у него как естественная необходимость. «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души», - писал Цицерон. Школа, школьная библиотека – это следующий этап знакомства ребёнка с Книгой. И вот здесь наша задача либо продолжить развивать в ребёнке интерес к Книге, а некоторых детей может даже только знакомить с Книгой такой, какой она существует уже тысячелетия. Через чтение детской литературы дети обогащаются духовно, можно развить у них творческие способности, корректировать поведение, формировать навыки общения и многое-многое другое. Хочу подчеркнуть, что главное в работе с нашими школьниками – это наглядность, доступность, вовлечение в мероприятия через действие, игру.
Залогом успешной работы по любому направлению библиотечной деятельности является создание информационных ресурсов, главной составляющей которой является библиотечный фонд, направленный на удовлетворение информационных потребностей всех пользователей библиотеки.
Задача библиотеки совершенствовать справочно – библиографический аппарат. Оформлять тематические папки, организовывать информационные стенды: «Родителям и детям», - для пропаганды семейного чтения, «Представляем любимые книги», «Книга ищет читателя» и др.
Сейчас очень модно использование проектной деятельности как, например, средства воспитания патриотизма. Патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Эти сложные чувства возникают ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Например, информационно-практико-ориентированный проект «Герои дней воинской славы» позволит систематизировать знания по предложенным темам, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных качеств, создать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. При такой работе реализуются такие цели, как знакомство обучающихся с конкретными историческими событиями и личностями, повлиявшими на ход истории страны. Воспитание патриотических чувств таких как любовь, гордость и уважение к Родине.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и даже к самому себе.
Базовые общественные ценности пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника, а это значит, что формирование базовых национальных ценностей реализуется средствами всех учебных предметов, а также внеурочной, внешкольной, общественно – полезной деятельности. Дети с интересом узнают о чём-то новом.  Социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил. И этот опыт постоянно определяет его действия и поступки, следовательно это предполагает организацию таких форм сотрудничества библиотекаря или педагога и обучающегося, где была бы востребована активность и инициатива ученика. Например, после занятия по сказкам задать ребятам самим попробовать сочинить свою сказку; или попробовать нарисовать главного героя рассказа таким, каким они его представляют.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
В результате мы развиваем в школьнике ценностное отношение к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

 
Литература.
По страницам статей журнала «Школьная библиотека».
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»