Социальная среда образовательной организации
Капитонова Марина Николаевна
Определения и понятия:В работах древних греков, преимущественно у Сократа (470--399 до н.э.), Платона (427--347 до н.э.) и Аристотеля (394--322 до н.э.), под "средой" понимается комплекс факторов, который оказывает существенное влияние на весь процесс становления и развития человеческих взаимоотношений.
Древние римляне в содержание данного понятия вкладывали преимущественно социально-правовые отношения, которые должны определять устойчивость функционирования всей государственной системы и ее управления.
Широкое распространение понятие "социальная среда" получило среди философов, педагогов и психологов, изучавших процесс определения места человека в социуме, и наоборот, влияния социума на становление и развитие личности.
В Энциклопедическом словаре даётся следующее определение понятию "социальная среда": это всё то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определённом этапе их развития
Во-первых, социальная среда организации включает в себя совокупность материальных условий и общественных отношений, в которых работники организации трудятся и взаимодействуют между собой.
Во-вторых, социальная среда создает основу для духовно-нравственных отношений, которые складываются между отдельными личностями, группами и отражают их морально-этические ценности.
В-третьих, социальная среда является источником отношений по поводу распределения и потребления благ.
Остановимся на определение социальной среды данное Л. Б. Буевой: "то конкретное поле социальной деятельности и отношений личности, где формируются и реализуются ее способности, где каждый человек непосредственно включается в жизнедеятельность общества", что близко соотносится с образовательной средой.
Общеобразовательная организация- основное звено системы непрерывного образования. Оно представляет всем гражданам Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах Федеральных государственных образовательных стандартов.
Всякое образовательное учреждение отличается своей культурно-образовательной (социальной) средой. Она характеризует общие и специфические особенности конкретного образовательного учреждения, существенно влияющие на процесс подготовки будущего специалиста, формирование его личности.
В общем виде среда любого образовательного учреждения может иметь следующие структурные компоненты.
Пространственно-семантический компонент:
- архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.);
- символическое пространство (различные символы — герб, гимн, 136 традиции и др.).
- содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.);
- формы и методы организации образования (формы организации занятий — уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.).
- особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.);
- коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.);
- организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.).
- по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная — кооперативная, гуманистическая — технократическая и т.д.);
- по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная — инновационная, национальная — универсальная и т.д.);
- по степени творческой активности (творческая — регламентированная);
- по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая — замкнутая).
В системе среды взаимодействуют пять основных подсистем:
- Техническая подсистема: техника, оборудование процессы и вспомогательные средства, используемые при производстве товаров и/или услуг;
- Подсистема целей и ценностей: стратегические цели, методы их достижения, философия, миссия и обязательства организации по отношению к внешней среде и к своим сотрудникам;
- Структурная подсистема: формальные описания работы, правила и процедуры, формальные властные и коммуникативные связи, система кадровой работы и функциональные обязанности работников:
- Психологическая подсистема: действия конкретных работников, ролевая и должностная иерархия, групповая динамика и схемы влияния внутри организации;
- Управленческая подсистема: управленческие цели, планирование, организационная деятельность, контроль и осуществление связи организации с ее внешней средой.
- Техническая подсистема определяет уровень требований к профессиональной компетенции работника и к его стремлениям к овладению новаторскими методами работы;
- Подсистема целей и ценностей определяет уровень овладения работником организационной культурой и степень соответствования его личных ценностей организационным:
- Структурная подсистема дает возможность работнику обозначить свое место в организации и отношение к этому месту;
- Психологическая подсистема создает организационный климат (общее мнение членов организации по поводу того, как она относится к своим членам и своему внешнему окружению);
- Управленческая система определяет политику руководства в вопросах оплаты труда, поощрений и наказаний для конкретного работника и позволяет ему ориентироваться на своем рабочем месте в организационном поведении.
Образовательная Организация, являясь своего рода микрообществом, формирует свою социальную среду, включающую элементы, а именно:
- персонал организации;
- социальную инфраструктуру организации;
- систему охраны труда;
- социально-психологический климат;
- меры социальной защищенности работников;
- механизмы мотивации и вознаграждения за труд;
- условия для культурного досуга работников и членов их семей.
Социальную инфраструктуру организации составляют все объекты социально-бытового назначения, которыми организация располагает на праве собственности или оперативного управления. наличие в организации объектов социально-бытового и культурного назначения может являться требованием к организации деятельности и условием лицензирования, аккредитации (например, для учреждений системы образования обязательно наличие пункта горячего питания и др.).
Условия и охрана труда рассматриваются с технической, психофизиологической, организационной, эргономической, санитарно-гигиенической, безопасной сторон и включают множество характеристик рабочих мест и участков. Так, технические условия предполагают оснащенность современной техникой и средствами труда, доступ к современным средствам коммуникации; организационные - нормирование и организацию труда с учетом современных достижений и требований в отношении времени работы и отдыха, распределения полномочий и ответственности; психофизиологические должны предусматривать профилактику перегрузки и утомляемости, снижение монотонности, ритмичность труда и т.д.; эргономические - соответствие оборудования, оформления рабочих зон психофизиологическим характеристикам работников; санитарно-гигиенические условия должны обеспечивать соблюдение норм гигиены с точки зрения чистоты, освещенности, шума, вибрации, предоставлять возможность работникам для проведения необходимых санитарно-гигиенических процедур.
Социально-психологический климат рассматривается как преобладающий и устойчивый психический настрой коллектива, складывающийся из отношений людей к труду и их отношения друг к другу, это система прежде всего психологических условий, влияющих на продуктивность совместной деятельности и самоощущение личности в организации. Благоприятный социально-психологический климат возникает при условии совпадения индивидуальных целей, предпочтений и ценностей персонала с целями и ценностями организации.
Благоприятный социально-психологический климат характеризуется следующими признаками:
- все члены трудового коллектива доверяют друг к другу и в то же время проявляют высокую требовательность;
- критика носит конструктивный и деловой характер, она обращена не к личности человека, а к его конкретным действиям, поступкам;
- принято свободно выражать различные мнения при обсуждении организационных проблем;
- руководство признает право работников участвовать в управлении и принятии значимых для коллектива решений, отсутствует давление руководителей;
- члены коллектива хорошо информированы о задачах организации, текущем состоянии дел и стратегии развития;
- коллектив организации отличает высокая степень групповой сплоченности и готовности к взаимопомощи в сложных ситуациях, положительный эмоциональный настрой;
- ответственность за состояние дел в организации разделяется всеми сотрудниками;
- работники испытывают удовлетворенность принадлежностью данному коллективу.
Именно поэтому благоприятный социально-психологический климат в организации важен не только для психического здоровья личности, но и общества в целом.
Социальная защищенность работников является результатом предоставления ему социальных льгот и гарантий, установленных действующим законодательством РФ, а также коллективным договором, трудовым соглашением и другими локальными нормативными актами.
К числу обязательных мер социальной защиты относится установление минимального размера оплаты труда и тарифной ставки (оклада), оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней, возмещение вреда здоровью, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей, обязательное социальное и пенсионное страхование, выплата пособий по временной нетрудоспособности, сохранение рабочего места на период обучения и профессиональной подготовки и др.
Система социальной защиты предназначена как для повышения благосостояния работников, так и для придания чувства стабильности, уверенности в защите своих прав и привилегий.
Механизмы мотивации и вознаграждения за труд включают прежде всего принципы установления размера заработной платы, других компенсационных выплат.
Меры социальной поддержки педагогических работников на локальном уровне Образовательные организации в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» участвуют в правовом регулировании вопросов, касающихся мер социальной защиты педагогических работников.
Образовательные организации в целях поддержки педагогических работников разрабатывают в основном два вида локальных актов, которые касаются 1) материальной поддержки педагогических работников, 2) нематериальной поддержки педагогических работников.
К первому виду нормативных документов образовательных организаций относятся такие локальные акты, как: Положение об установлении выплат стимулирующего характера; Положение о материальном поощрении работников образовательных организаций; Положение о премировании по результатам работы; Положение о фонде доплат и надбавок работникам стимулирующего характера по категориям и др.
Ко второму виду относятся такие локальные акты, как: Положение о молодом специалисте общеобразовательного учреждения, устанавливающие формы координации и коррекции работы по профессиональному становлению начинающих специалистов, их успешной адаптации; Положение о наставничестве; Положение о школе начинающего педагога; Положение о творческой лаборатории педагогических технологий, Положение о временной творческой группе и т.д.
К нематериальной поддержке педагогов относятся также акты морального поощрения, которое, как правило, осуществляется в виде объявления благодарности с занесением в трудовую книжку; награждениями почетными грамотами образовательной организации; представление к награждению управлением образования муниципального, регионального или федерального уровня; представление к награждению отраслевым наградным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации»; представление к присвоению почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» и др.
Социальная среда- это особенности образовательного учреждения в целом, его профессорско-преподавательского состава, богатство традиций и культура отношений в нем, возможности в предоставлении качественного образования, материальная база и информационные возможности для самостоятельной работы обучаемых.