Виды номинации персонажа в художественном произведении
на примерах номинаций немецкого языка
Матвеева Любовь Дмитриевна
Каждый день, на протяжении всей жизни мы сталкиваемся с неисчисляемым количеством наименований: географические объекты, растения, животные, организации, техника и т.д. Наименования окружают нас повсюду, абсолютно каждый предмет, будь он живым, неживым или абстрактным, имеет номинацию.Особое место среди всех номинаций занимают имена, которыми обладает, а также приобретает на протяжении всей жизни человек. Еще с древних времен имена приобрели огромное значение для общества. Получая имя, человек наделялся определенными характеристиками и качествами.
Особое значение имеют имена персонажей при чтении литературы. Зачастую, чтобы раскрыть характер персонажа, манеры поведения, сильные и слабые стороны, прогнозировать и осмысливать его поступки, необходимо исследовать его имя (имена) или же номинацию. Никонов В.А. в своей работе пишет, что имя персонажа – это одно из важнейших средств, которое дает характеристику герою, его социальному положению, характеру, а также благодаря этому раскрывает основную идею произведения.
В лингвистике различают два вида номинаций: первичную и вторичную. К первичной номинации относятся имена (Peter, Michael, Helga, Uwe и т.д.), прозвища (Engel, Süße и т.д.), местоимения (er, sie, wir и т.д.). Вторичные номинации указывают на признаки называемого. Вариативность первичной номинации значительно уже, чем вариативность вторичной. Это обусловлено многообразием характеристик и признаков, которые могут быть присущи персонажу.
Вариативность вторичных номинаций для обозначения персонажей свойственна разным типам художественных произведений. Совокупность обозначений одного лица может составлять целую номинативную цепочку, компоненты который обычно связаны между собой семантическими связями.
В своей работе «Вариативность номинаций в художественном тексте» А.В. Мельгунова дает подробную классификацию наименований лиц, предметов и абстрактных номинаций. В нашем исследовании интерес представляет наименование лиц. А.В. Мельгуновой были выделены шесть вариаций наименования персонажа:
- Наименование лица через название должностей, профессий, титулов: der Arzt, der Lehrer, der Direktor, der Graf и т.д.
- Наименование лица с использованием реляционных имен, то есть имен, обозначающих связь с другими людьми: der Nachfolger, der Geliebte и т.д.
- Использование ситуативных номинаций – номинаций, который подчеркивают роль или важные особенности каких-либо конкретных ситуаций: der Fassadengekletterer.
- Использование универсальных номинаций: der Mann, die Frau, das Kind, der Kerl и т.д.
- Использование номинаций, прочеркивающих индивидуальные характеристики человека такие, как внешность, возраст, детали одежды: der Schöne – красавец, der Blauäugige – голубоглазый, der Rotkopf – рыжий, der Kahlkopf – лысый и т.д.
- Использование метафорических номинаций: der letzte Romantiker и т.д.
В традиционном понимании художественным персонажем является человек или животное, но им также может оказаться и растение, любой неодушевленный предмет, природная стихия (если речь идет преимущественно о сказках, баснях, балладах), вымышленное фантастическое существо (например, в научной фантастике) и т.д. Даже если персонаж лишен человеческого облика, он все же предстает как одушевленное подобие человека, способного к какому-либо действию. Так как любой персонаж создан автором, можно сказать, что персонаж – одна из форм проявления авторского сознания, которая воплощает представления о герое, его системе ценностей, жизненных целях, позициях и т.д. Иными словами, персонаж – это эстетическая объективизация идеальных сущностей, которые являются результатом духовного, нравственного и жизненно-практического опыта.
Значение имени собственного занимает важное место при чтении литературных произведений, а также при их переводе. Одна из главных задач автора – представить персонаж через его наименование, так как первое, с чем сталкивается читатель при знакомстве с персонажем, - как раз имя собственное.
Номинация отображает постоянные признаки, присущие персонажу, и те признаки, которые он способен проявить в той или иной ситуации. В эпических произведениях за наименованиями стоят имена собственные, а в лирических произведениях, в основном, эту роль выполняют местоимения, причем для последних местоимения часто являются единственным способом для создания художественного образа. Таким образом, номинация является важнейшим способом создания художественного образа персонажа.