Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Компетенции учащихся в XХI веке
Перевалова Ольга Андреевна,
учитель немецкого и английского языков
МБОУ СОШ № 582
Приморского района Санкт-Петербурга
Патрик Гриффин, профессор Мельбурнского университета, руководитель международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века (ATC21S), рассуждая о будущем образования в XXI веке, говорит, что “На Всемирном экономическом форуме, который недавно состоялся в Абу-Даби, предпринимательские способности были названы в числе основных характеристик, которые необходимо развивать в современном мире. Фактически специалисты, выступавшие на этом форуме, разработали три списка – список грамотностей (базовая грамотность, умение считать, научная и культурная грамотность), список компетенций (умение решать задачи и проблемы, творческий подход и тому подобное) и список необходимых качеств (любознательность, предпринимательские способности, способность к коллективной работе и так далее)”[1].
В современном мире главной целью образования становится уже не получение знаний (знания сейчас общедоступны благодаря цифровым технологиям), а умение это знание добывать, отбирать, систематизировать, анализировать и применять на практике, то есть “знание в действии”. Успешность выпускников школ и ВУЗов зависит не столько от объема полученной информации, которая устаревает со стремительной скоростью, а от приобретенных компетенций и сформированных качеств, а также от стремления учиться на протяжении всей жизни.
Способность учиться на протяжении всей жизни, внедрять, видоизменять приобретенные навыки и компетенции в зависимости от ситуации, нестандартно подходить к общеизвестному, - все это поможет будущему выпускнику максимально быстро адаптироваться к меняющемуся миру. И год 2020, год пандемии, когда преподавателям и ученикам пришлось осваивать новые технологии, еще раз показал нам, что вышеперечисленные компетенции плюс такие качества, как  стрессоустойчивость, самодисциплина, креативность - ключевые понятия для выхода из самых сложных и непредвиденных обстоятельств.
Каждая страна сегодня прокладывает свой путь в области педагогических практик, для того, чтобы соответствовать условиям глобальных изменений в мире. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), на которые мы опираемся и реализуем в современной школе, как раз отражают мировые тенденции и включают развитие у учащихся следующих ключевых компетенций:
  • Социальная компетенция
  • Компетенция самоопределения
  • Познавательная компетенция
  • Коммуникативная компетенция
  • Математическая компетенция
  • Компетенция предприимчивости[2]
В качестве анализа, осмысления новых требований к стандарту школьного образования хочется привести несколько принципов, которыми следует руководствоваться современному педагогу.
  • Современная школа - современный учитель
Чтобы корректно направить ребенка на путь познания, учитель должен сам обладать всем спектром компетенций, перечисленных в Стандартах. Учиться на протяжении всей жизни, осваивать новые приемы  и технологии, разбираться в психологии. Важную роль здесь будет играть профессиональная подготовка и дальнейший профессиональный рост. Кроме того, необходим обмен опытом среди профессиональных сообществ, где бы учителя могли не просто общаться и выступать с докладами, но и создавать совместные проекты, реализовывать и обсуждать их.
Среди перечня общемировых стратегий в области образовательных реформ в статье "Универсальные компетентности и новая грамотность" назван такой критерий, как «инвестиции в педагогов, их постоянное профессиональное развитие»[3].
  • В центре - ученик и его цель
В идеале школа должна воспитать такого ученика, который сам “управляет своим обучением”[4], которому видна конечная цель длинного путешествия длиною в 11 или 9 школьных лет. И цель это, конечно, не должна быть формальна. Эта цель должна быть максимально приближена к жизни ученика вне школы. Например, на вопрос “Зачем ты изучаешь в школе английский?” можно ответить: “Чтобы получить аттестат”, а можно ответить: “В моих планах - объехать всю Европу. Я хочу самостоятельно планировать свои путешествия. Уметь бронировать гостиницы, билеты на самолеты. Уметь излагать свои мысли и желания для общения с людьми”. Два совершенно разных ответа и совершенно две разных личности.
Это касается и конкретного урока. В рамках занятия учитель предлагает свой вариант цели, а учащиеся трансформируют ее в зависимости от индивидуальных потребностей. Так рождается мотивация и саморегуляция. Так как в конце занятия каждый должен проанализировать, достиг ли он своей цели, и если нет - составить план по ее реализации на последующих уроках.
Источники:
  1. Halbert J. & Kaser L. Spirals of Inquiry for equity and quality. 2013. Chapter 4. Точный адрес статьи: https://d396qusza40orc.cloudfront.net/teach5/Documents/Week%203.2%20Four%20Questions.pdf
  2. Фрумин И., Добрякова М., Баранников К., Реморенко И. "Универсальные компетентности и новая грамотность". 05.11.2019. Статья опубликована в «Учительской газете», №30 от 24 июля 2018 года и №31 от 31 июля 2018 года. Точный адрес статьи: http://xn--80aanvfjjdrt2dc4g.xn--p1ai/news/207
  3. Хайрутдинов Динар. «Навыки XXI века»: новая реальность в образовании. 13.07.2016. Точный адрес статьи: http://erazvitie.org/article/navyki_xxi_veka_novaja_realnost.
  4. Фрумин И., Добрякова М., Баранников К., Реморенко И. "Универсальные компетентности и новая грамотность". 05.11.2019. Статья опубликована в «Учительской газете», №30 от 24 июля 2018 года и №31 от 31 июля 2018 года. Точный адрес статьи: http://xn--80aanvfjjdrt2dc4g.xn--p1ai/news/207
 

[1]  Хайрутдинов Динар. «Навыки XXI века»: новая реальность в образовании. 13.07.2016. Точный адрес статьи: http://erazvitie.org/article/navyki_xxi_veka_novaja_realnost.
 
2 Холодова Мирослава Львовна. Ключевые компетенции в школе. 09.10.2015. Точный адрес статьи: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/78-fgos2/8615-klyuchevye-kompetentsii-v-shkole.html.
3 Фрумин И., Добрякова М., Баранников К., Реморенко И. "Универсальные компетентности и новая грамотность". 05.11.2019. Статья опубликована в «Учительской газете», №30 от 24 июля 2018 года и №31 от 31 июля 2018 года. Точный адрес статьи: http://xn--80aanvfjjdrt2dc4g.xn--p1ai/news/207
[4] Halbert J. & Kaser L. Spirals of Inquiry for equity and quality. 2013. Chapter 4. p. 3-6.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»