Компетенции учащихся в XХI веке
Перевалова Ольга Андреевна,
учитель немецкого и английского языков
МБОУ СОШ № 582
Приморского района Санкт-Петербурга
Патрик Гриффин, профессор Мельбурнского университета, руководитель международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века (ATC21S), рассуждая о будущем образования в XXI веке, говорит, что “На Всемирном экономическом форуме, который недавно состоялся в Абу-Даби, предпринимательские способности были названы в числе основных характеристик, которые необходимо развивать в современном мире. Фактически специалисты, выступавшие на этом форуме, разработали три списка – список грамотностей (базовая грамотность, умение считать, научная и культурная грамотность), список компетенций (умение решать задачи и проблемы, творческий подход и тому подобное) и список необходимых качеств (любознательность, предпринимательские способности, способность к коллективной работе и так далее)”[1].учитель немецкого и английского языков
МБОУ СОШ № 582
Приморского района Санкт-Петербурга
В современном мире главной целью образования становится уже не получение знаний (знания сейчас общедоступны благодаря цифровым технологиям), а умение это знание добывать, отбирать, систематизировать, анализировать и применять на практике, то есть “знание в действии”. Успешность выпускников школ и ВУЗов зависит не столько от объема полученной информации, которая устаревает со стремительной скоростью, а от приобретенных компетенций и сформированных качеств, а также от стремления учиться на протяжении всей жизни.
Способность учиться на протяжении всей жизни, внедрять, видоизменять приобретенные навыки и компетенции в зависимости от ситуации, нестандартно подходить к общеизвестному, - все это поможет будущему выпускнику максимально быстро адаптироваться к меняющемуся миру. И год 2020, год пандемии, когда преподавателям и ученикам пришлось осваивать новые технологии, еще раз показал нам, что вышеперечисленные компетенции плюс такие качества, как стрессоустойчивость, самодисциплина, креативность - ключевые понятия для выхода из самых сложных и непредвиденных обстоятельств.
Каждая страна сегодня прокладывает свой путь в области педагогических практик, для того, чтобы соответствовать условиям глобальных изменений в мире. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), на которые мы опираемся и реализуем в современной школе, как раз отражают мировые тенденции и включают развитие у учащихся следующих ключевых компетенций:
- Социальная компетенция
- Компетенция самоопределения
- Познавательная компетенция
- Коммуникативная компетенция
- Математическая компетенция
- Компетенция предприимчивости[2]
- Современная школа - современный учитель
Среди перечня общемировых стратегий в области образовательных реформ в статье "Универсальные компетентности и новая грамотность" назван такой критерий, как «инвестиции в педагогов, их постоянное профессиональное развитие»[3].
- В центре - ученик и его цель
Это касается и конкретного урока. В рамках занятия учитель предлагает свой вариант цели, а учащиеся трансформируют ее в зависимости от индивидуальных потребностей. Так рождается мотивация и саморегуляция. Так как в конце занятия каждый должен проанализировать, достиг ли он своей цели, и если нет - составить план по ее реализации на последующих уроках.
Источники:
- Halbert J. & Kaser L. Spirals of Inquiry for equity and quality. 2013. Chapter 4. Точный адрес статьи: https://d396qusza40orc.cloudfront.net/teach5/Documents/Week%203.2%20Four%20Questions.pdf
- Фрумин И., Добрякова М., Баранников К., Реморенко И. "Универсальные компетентности и новая грамотность". 05.11.2019. Статья опубликована в «Учительской газете», №30 от 24 июля 2018 года и №31 от 31 июля 2018 года. Точный адрес статьи: http://xn--80aanvfjjdrt2dc4g.xn--p1ai/news/207
- Хайрутдинов Динар. «Навыки XXI века»: новая реальность в образовании. 13.07.2016. Точный адрес статьи: http://erazvitie.org/article/navyki_xxi_veka_novaja_realnost.
- Фрумин И., Добрякова М., Баранников К., Реморенко И. "Универсальные компетентности и новая грамотность". 05.11.2019. Статья опубликована в «Учительской газете», №30 от 24 июля 2018 года и №31 от 31 июля 2018 года. Точный адрес статьи: http://xn--80aanvfjjdrt2dc4g.xn--p1ai/news/207
[1] Хайрутдинов Динар. «Навыки XXI века»: новая реальность в образовании. 13.07.2016. Точный адрес статьи: http://erazvitie.org/article/navyki_xxi_veka_novaja_realnost.
2 Холодова Мирослава Львовна. Ключевые компетенции в школе. 09.10.2015. Точный адрес статьи: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/78-fgos2/8615-klyuchevye-kompetentsii-v-shkole.html.
3 Фрумин И., Добрякова М., Баранников К., Реморенко И. "Универсальные компетентности и новая грамотность". 05.11.2019. Статья опубликована в «Учительской газете», №30 от 24 июля 2018 года и №31 от 31 июля 2018 года. Точный адрес статьи: http://xn--80aanvfjjdrt2dc4g.xn--p1ai/news/207
[4] Halbert J. & Kaser L. Spirals of Inquiry for equity and quality. 2013. Chapter 4. p. 3-6.