Игровые технологии в профессиональном образовании
Игра «Самый умный»
Евтеева Ольга Васильевна
Для достижения высоких результатов обучения необходимо эффективно использовать в образовательном процессе новые технологии. Игровые технологии позволяют достичь повышения качества усвоения материала и сформировать устойчивую мотивацию к изучению различных дисциплин. Такой метод создает благоприятную психологическую обстановку, располагает обучающихся к усвоению материала, заставляет думать, искать нестандартные решения, предлагать новые идеи, в непринужденной обстановке легче запоминается новый материал.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность студентов с целью развития их самостоятельности, интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Цель урока-игры «Самый умный» - обобщить и закрепить знания обучающихся по пройденным темам курса. В ходе урока в игровой форме выявляются теоретические знания и навыки студентов.
Перед началом игры участники делятся на 4 команды. Преподаватель знакомит студентов с правилами игры и с членами комиссии (жюри). Игра состоит из 3 раундов. Для участия в первом раунде, каждая команда отбирает по одному участнику. В первом раунде участникам задают по 6 вопросов. В полуфинал (2 раунд) выходят все 4 команды. Перед началом полуфинала игроки выбирают предмет, по которому им в дальнейшем будут заданы 5 вопросов. По итогам 2 раунда в финал выходят 3 команды. Перед началом 3 раунда, набранные баллы сгорают. Перед участниками появляется разноцветное табло. Оно разбито на 36 ячеек, под которыми скрыты вопросы. Красный, синий и зеленый цвет ячеек соответствуют цвету стола и предмету, который выбрали студенты. Под серым цветом скрыты общие вопросы. Побеждает в игре команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Ход игры:
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность студентов с целью развития их самостоятельности, интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Цель урока-игры «Самый умный» - обобщить и закрепить знания обучающихся по пройденным темам курса. В ходе урока в игровой форме выявляются теоретические знания и навыки студентов.
Перед началом игры участники делятся на 4 команды. Преподаватель знакомит студентов с правилами игры и с членами комиссии (жюри). Игра состоит из 3 раундов. Для участия в первом раунде, каждая команда отбирает по одному участнику. В первом раунде участникам задают по 6 вопросов. В полуфинал (2 раунд) выходят все 4 команды. Перед началом полуфинала игроки выбирают предмет, по которому им в дальнейшем будут заданы 5 вопросов. По итогам 2 раунда в финал выходят 3 команды. Перед началом 3 раунда, набранные баллы сгорают. Перед участниками появляется разноцветное табло. Оно разбито на 36 ячеек, под которыми скрыты вопросы. Красный, синий и зеленый цвет ячеек соответствуют цвету стола и предмету, который выбрали студенты. Под серым цветом скрыты общие вопросы. Побеждает в игре команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Ход игры:
- Жеребьёвка. Данные заносятся в соответствующую форму.
- Представление команд и членов жюри.
- Отборочный раунд. Он проводится среди 4 команд. В игру вступают участники согласно жеребьевке. В ходе отборочного тура каждому игроку задают по 5 вопросов. На обдумывание ему даётся 5 секунд. Члены жюри оценивают ответы. За правильный ответ присваивается 1 балл. При отсутствии ответа или при неполном ответе игроку присваивается 0 баллов. В полуфинал выходят 4 команды.
Примерные вопросы отборочного тура:
Команда № 1
1. Сельское хозяйство относится к отрасли материального или нематериального производства?
Ответ: материального производства.
2. Транспортные средства относятся к основному или оборотному капиталу?
Ответ: к основному капиталу.
3. Оборотный капитал это предмет труда или средство труда?
Ответ: предмет труда
4. Сбор информации происходит на первом или втором этапе разработки плана?
Ответ: на первом этапе.
5. Объем всей произведенной предприятием конечной продукции, исчисленный в стоимостном выражении – это товарная или реализованная продукция.
Ответ: товарная продукция.
Команда № 1
1. Сельское хозяйство относится к отрасли материального или нематериального производства?
Ответ: материального производства.
2. Транспортные средства относятся к основному или оборотному капиталу?
Ответ: к основному капиталу.
3. Оборотный капитал это предмет труда или средство труда?
Ответ: предмет труда
4. Сбор информации происходит на первом или втором этапе разработки плана?
Ответ: на первом этапе.
5. Объем всей произведенной предприятием конечной продукции, исчисленный в стоимостном выражении – это товарная или реализованная продукция.
Ответ: товарная продукция.
- Полуфинал. В полуфинал выходят 4 команды. Они выбирают темы, по которым им будут заданы вопросы: Цена, Заработная плата, Кадры организации, Основной капитал. Очередность участия определяется по наибольшему количеству, набранных баллов. Каждому участнику задают по 5 вопросов. На обдумывание им дается по 5 секунд. За правильный ответ присваивается 1 балл. При отсутствии ответа или при неполном ответе игроку присваивается 0 баллов. В полуфинал выходят 3 команды, набравшие наибольшее количество баллов. Если игроки набирают одинаковое количество баллов, то для них проводится дополнительный тур «Дешифровщик».
Примерные вопросы в полуфинале:
Цена
Цена
Вопрос | Ответ |
1. Как называются цены, зависящие от спроса и предложения на мировом рынке? | 1. Мировые цены |
2. Затратные, рыночные, параметрические. О чём идет речь? | 2. Методы установления цен на товары и услуги. |
3. Какие цены формируются на рынке при воздействии спроса и предложения? | 3. Свободные цены |
4. С её помощью происходит распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики. Про какую функцию цен идет речь? | 4. Распределительная |
5. Данная функция стимулирует производство продукции через закладываемый в цены уровень прибыли? | 5. Стимулирующая |
- Финал. В финале принимают участие 3 команды. Они выбирают темы: Издержки производства, Прибыль и рентабельность, Финансы организации. Всем дисциплинам присвоены определены цвета: зеленый, красный, синий соответственно. Под серым цветом зашифрованы общие вопросы. Игрокам показывают на 20 секунд таблицу, в которой за определенным цветом и номером зашифрованы вопросы по выбранным ими предметам. По окончании 20 секунд цвета в таблице пропадают. Каждый игрок по очереди называет цифру. В названной им ячейке, появляется соответствующий цвет. Если игрок угадал свою ячейку и правильно ответил на вопрос, то он зарабатывает 3 балла. Если игрок открыл чужую ячейку и правильно ответил на вопрос, то он зарабатывает 2 балла. Если игрок открыл ячейку с общим вопросом (серого цвета) и правильно на него ответил, то он зарабатывает 1 балл. Если игрок не ответил на вопрос, то он получает 0 баллов. Каждый участник должен открыть 9 ячеек. Команда, набравшая наибольшее количество баллов и становится победителем.
Примерные вопросы в финале
Издержки производства (зеленый)
Издержки производства (зеленый)
Вопрос | Ответ |
1. Выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции. | 1. Себестоимость продукции |
2. Затраты производственного подразделения предприятия на производство продукции | 2. Цеховая себестоимость |
3. Какие вы знаете затраты по элементам? | 3. Материальные затраты, оплата труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие. |
4. Какие бывают затраты по способу отнесения затрат на себестоимость продукции? | 4. - прямые, - косвенные. |
5. Данный вид себестоимости определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов. | 5. Плановая себестоимость. |
6. Однородные по своему характеру затраты всех служб и цехов на производственные и хозяйственные нужды. | 6. Элементы себестоимости. |
7. Издержки, не зависящие от того, сколько фирма производит продукции. | 7. Постоянные |
8. Расходы, которые необходимо осуществить для создания товара. | 8. Издержки производства |
9. Издержки, которые зависят от объема выпуска продукции предприятия. | 9. Переменные |
- Подведение итогов.