Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Социализация детей надомного обучения

(из опыта работы)
Логунова Галина Степановна
Проблема успешности процесса социализации личности учащихся, обучающихся на дому, является всегда актуальной и значимой. Ребенок с ограниченными возможностями испытывает недостаток контактов со сверстниками и взрослыми, недостаток ряда культурных ценностей. У него нарушены связи с миром. А поскольку будущее ребенка с ОВЗ во многом зависит от того, насколько он социализирован и адаптирован в обществе, мы должны предоставить социально-педагогическую помощь ребенку, т. е. комплекс педагогических мер, направленных на развитие ребенка.
Необходимо создавать условия для развития коммуникативных навыков через систему коррекционных занятий, специальных игр, упражнений и заданий. У детей надомного обучения снижена познавательная активность, недостаточно развита речь, отсутствуют навыки общения, умения управлять собой. Подростки испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, в сфере самосознания, переживают, комплексуют по поводу своих проблем, своего положения.
Все это надо учитывать при планировании своей работы. Постоянно консультироваться с социальным педагогом, психологом. Необходимо учитывать работоспособность, утомляемость детей, особенности протекания болезни и психологических процессов.
На процесс социализации влияют и такие факторы, как:
  1. Образование.
  2. Игровые технологии.
  3. Создание и расширение образовательного пространства (взаимодействие множества объектов: родителей, соседей, медицинских работников, психологических, культурных учреждений и т. д.)
  4. Психолого-педагогические компетенции родителей -- важнейшее условие адаптации ребенка в обществе. Отсюда вытекают задачи для родителей:
    • обучение санитарно-гигиеническим нормам;
    • развитие самостоятельности;
    • содействие интеллектуальному развитию;
    • раскрытие творческого потенциала.
  5. Здоровьесберегающие технологии, дыхательная гимнастика, мимическая гимнастика, зрительная гимнастика (упражнения “филин”, “свеча”).
  6. Юмор (применение скороговорок приводит к возрождению энергии).
В работе с детьми я придерживаюсь следующих принципов:
  1. Максимальное использование зрительных, слуховых, речевых, тактильных анализаторов.
  2. Широкое использование наглядности.
  3. Стимулирование познавательных процессов занимательными заданиями, настольными играми, играми-путешествиями, мини-инсценировками при чтении легенд, мифов.
  4. Объяснение нового материала должно опираться на субъективный опыт учащихся (пример семьи, обязанностей, традиций, семейных праздников, взаимоотношений с друзьями, мнения ребенка и т. п.)
В работе с детьми важную роль играют эмоции. Поэтому необходимо создать комфортную атмосферу во время занятия. Я всегда начинаю общение с ребенком с вводной беседы. Интересуюсь самочувствием, как провел выходные, чем интересным занимался. Беседуем всегда доброжелательно, естественно. Это обязательно.
Для меня очень важно, где находиться на занятиях по отношению к ученику. Я всегда сажусь не рядом, а напротив ученика. Мне необходимо видеть лицо ученика, его глаза. Кроме того, не нарушается личное пространство ребенка.
На уроках с детьми ОВЗ надо обращать внимание на перемещение в учебном пространстве. Например, предложить нарисовать на доске, встать и т. п.
Есть правила, которые всегда используются в педагогической практике, а в случае надомного обучения они обязательны.
  1. Быть терпеливым, не смеяться над ошибками детей, если они допускают неумение.
  2. Спокойствие.
  3. Ровный тон.
  4. Твердые замечания и советы.
  5. Учить учиться. (Объясняю, подсказываю, как правильно построить режим дня, как готовить домашнее задание, организовывать всю учебную деятельность, как работать с текстом, как работать в тетради и т. д. Обязательно даю подобные консультации, советы родителям. Контакт с родителями должен быть постоянным.)
  6. Мотивировать занятия детей, делать это очень гибко. В зависимости от конкретной ситуации подбирать посильные задания, вопросы, с которыми дети справятся, за что их можно будет похвалить. Не надо бояться даже “авансировать” похвалу, это повышает самооценку ученика.
С некоторыми своими учениками я работаю несколько лет. Скоро выпуск. За эти годы мы, учителя, становимся близкими людьми для наших особенных детей. И когда я слышу от них: “Можно вопрос не по теме?” или “Давайте поговорим…” -- я радуюсь. Мои предметы -- история, обществознание. Так что любой вопрос будет по теме.
Надо нам, всем вместе, так организовать надомное обучение, чтобы ученики в любое время, могли вернуться в школу и были подготовлены к жизни в современном обществе.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»