Социализация детей надомного обучения
(из опыта работы)
Логунова Галина Степановна
Проблема успешности процесса социализации личности учащихся, обучающихся на дому, является всегда актуальной и значимой. Ребенок с ограниченными возможностями испытывает недостаток контактов со сверстниками и взрослыми, недостаток ряда культурных ценностей. У него нарушены связи с миром. А поскольку будущее ребенка с ОВЗ во многом зависит от того, насколько он социализирован и адаптирован в обществе, мы должны предоставить социально-педагогическую помощь ребенку, т. е. комплекс педагогических мер, направленных на развитие ребенка.Необходимо создавать условия для развития коммуникативных навыков через систему коррекционных занятий, специальных игр, упражнений и заданий. У детей надомного обучения снижена познавательная активность, недостаточно развита речь, отсутствуют навыки общения, умения управлять собой. Подростки испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, в сфере самосознания, переживают, комплексуют по поводу своих проблем, своего положения.
Все это надо учитывать при планировании своей работы. Постоянно консультироваться с социальным педагогом, психологом. Необходимо учитывать работоспособность, утомляемость детей, особенности протекания болезни и психологических процессов.
На процесс социализации влияют и такие факторы, как:
- Образование.
- Игровые технологии.
- Создание и расширение образовательного пространства (взаимодействие множества объектов: родителей, соседей, медицинских работников, психологических, культурных учреждений и т. д.)
- Психолого-педагогические компетенции родителей -- важнейшее условие адаптации ребенка в обществе. Отсюда вытекают задачи для родителей:
- обучение санитарно-гигиеническим нормам;
- развитие самостоятельности;
- содействие интеллектуальному развитию;
- раскрытие творческого потенциала.
- Здоровьесберегающие технологии, дыхательная гимнастика, мимическая гимнастика, зрительная гимнастика (упражнения “филин”, “свеча”).
- Юмор (применение скороговорок приводит к возрождению энергии).
- Максимальное использование зрительных, слуховых, речевых, тактильных анализаторов.
- Широкое использование наглядности.
- Стимулирование познавательных процессов занимательными заданиями, настольными играми, играми-путешествиями, мини-инсценировками при чтении легенд, мифов.
- Объяснение нового материала должно опираться на субъективный опыт учащихся (пример семьи, обязанностей, традиций, семейных праздников, взаимоотношений с друзьями, мнения ребенка и т. п.)
Для меня очень важно, где находиться на занятиях по отношению к ученику. Я всегда сажусь не рядом, а напротив ученика. Мне необходимо видеть лицо ученика, его глаза. Кроме того, не нарушается личное пространство ребенка.
На уроках с детьми ОВЗ надо обращать внимание на перемещение в учебном пространстве. Например, предложить нарисовать на доске, встать и т. п.
Есть правила, которые всегда используются в педагогической практике, а в случае надомного обучения они обязательны.
- Быть терпеливым, не смеяться над ошибками детей, если они допускают неумение.
- Спокойствие.
- Ровный тон.
- Твердые замечания и советы.
- Учить учиться. (Объясняю, подсказываю, как правильно построить режим дня, как готовить домашнее задание, организовывать всю учебную деятельность, как работать с текстом, как работать в тетради и т. д. Обязательно даю подобные консультации, советы родителям. Контакт с родителями должен быть постоянным.)
- Мотивировать занятия детей, делать это очень гибко. В зависимости от конкретной ситуации подбирать посильные задания, вопросы, с которыми дети справятся, за что их можно будет похвалить. Не надо бояться даже “авансировать” похвалу, это повышает самооценку ученика.
Надо нам, всем вместе, так организовать надомное обучение, чтобы ученики в любое время, могли вернуться в школу и были подготовлены к жизни в современном обществе.