Инклюзивная культура образования
Коптева Юлия Викторовна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 158
Калининского района Санкт-Петербурга
Прежде всего, считаю необходимым обозначить основные принципы инклюзии:
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 158
Калининского района Санкт-Петербурга
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен думать и чувствовать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни
Право на доступность качественного образования гарантировано российским законодательством всем обучающимся, независимо от индивидуальных возможностей, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей, поэтому сегодня инклюзия рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития системы образования. Приобретение опыта совместной деятельности – сильное социальное средство обучение детей. Совместная работа помогает ребятам (не только «обычным» школьникам, но и детям с ОВЗ) поменяться внутренне и даже внешне. Происходит развитие таких важных навыков как: социальная компетентность, обретение социального опыта взаимодействия со сверстниками, навыки решения проблем, независимость, самоконтроль. Активное включение в такую работу детей с ОВЗ позволит им более полно представить картину окружающего мира, расшириться круг общения. В дальнейшей жизни им будет проще общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность.
В России процесс инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательной организации представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Инклюзивное образование открыло детям с ОВЗ двери обычных детских садов, школ, техникумов, колледжей и ВУЗов. При этом, в обычных образовательных организациях должны быть созданы соответствующие условия, которые сделают процесс обучения доступным для детей с ОВЗ.
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ОВЗ перед педагогами встали новые цели и задачи, а именно образование детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим, необходимы изменения профессиональных компетенций педагога, требования к которому уже сформулированы в профессиональном стандарте, обучения новым технологиям организации образовательного процесса. Педагог, работающий с детьми с ОВЗ, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь навыки и умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, релаксации, самоконтроля, адаптации в трудных, неожиданных ситуациях. Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом. Все это будет иметь огромное значение для правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором важное место отводится созданию щадящего режима, сохраняющего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от излишнего перевозбуждения и переутомления.
Негативное отношение здоровых учащихся, отказ от контактов с «особым» одноклассником чаще всего объясняются недостатком знаний об особенностях людей, имеющих те или иные отклонения в развитии, и отсутствием опыта общения с ними. Поэтому, работа педагога одновременно должна быть направлена на максимальное информирование относительно жизни детей с различными формами патологии и на нравственное развитие «обычных» школьников, полагаясь на принципы гуманизма и равноправия.
Индивидуализация – один из принципов современного образования и основа инклюзивного подхода.
Поддержка разнообразия является одной из базовых ценностей инклюзивного образования, среди которых:
- признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;
- повышение уровня участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности учащихся от общешкольной жизни;
- признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;
- признание того, что инклюзия в образовании – один из аспектов инклюзии в обществе.