Опыт создания условий сознания выбора профессии
Помещенко Виктор Николаевич,
ФГКОУ Санкт-Петербургское суворовское
военное училище МО РФ
ФГКОУ Санкт-Петербургское суворовское
военное училище МО РФ
Чтобы начать говорить о работе воспитателя в создании условий осознанного выбора профессии, а именно в военно- профессиональном и личностном самоопределении суворовцев, необходимо прежде всего задать себе вопрос.
Что я хочу сделать (либо что мне нужно сделать)? Какого человека я должен воспитать? К какому руководящему документу мне нужно обратиться? К федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»), т.е. по сути это заказ Государства – каким должен быть выпускник. Портрет выпускника равно заказ Государства. [1, с.124] И такого выпускника мы должны сделать с учётом заказа Государства сориентированном в военно-профессиональном самоопределении.
Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». [2, с.437]
Выбор будущей профессии – необходимая и обязательная часть работы с воспитанниками, т.к. осознанный выбор военной профессии (специальности) способствует полноценному становлению личности офицера, его развитию, более эффективному использованию своих личностных качеств в жизни общества и в деле защиты своего Отечества.
Работа по осуществлении выбора профессии включает в себя следующие направления деятельности:
- изучение воспитанников в целях профориентации (предварительная профдиагностика), является одним из важнейших составных компонентов профориентации суворовцев. На этом этапе следует изучить характерные особенности каждого воспитанника: его ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, мотивы выбора той или иной военной профессии, темперамент, состояние здоровья;
- профессиональное просвещение — ознакомительный процесс воспитанников с имеющимися военными специальностями, особенностями различных видов военных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми военными профессиями к человеку, возможностями профессионально- квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
- психологическая поддержка — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в себе и в дальнейшей жизненной ситуации. Овладение хотя бы первоначальными знаниями и навыками, необходимыми для выбранной военной профессии и в некоторых случаях – в практической проверке пригодности воспитанника к приоритетной для него военной профессии.
Исследователь Евгений Александрович Климов [3, с.98] отмечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор, которые также можно применить и к военно-профессиональной ориентации воспитанников суворовского военного училища:
1) Позиция старших, семьи – родители зачастую предоставляют своему ребенку свободу выбора, призывая тем самым подростка к самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагают пересмотреть свои планы и сделать соответственно другой выбор. Самостоятельному выбору профессии подростка часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки и их нереализованные мечты в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение.
2) Позиция сверстников – дружеские отношения суворовцев, проживающих совместно на протяжении нескольких лет, бывают очень крепки и влияние их может стать основным решением в будущем военно-профессиональном самоопределении.
3) Позиция педагогического коллектива (учителя, начальника и воспитателя учебного курса и т.д.) – каждый воспитатель учебной группы, наблюдая за поведением воспитанника на протяжении длительного времени не только в учебной, но и в досуговой деятельности, все время анализирует его интересы, склонности, помыслы и т.д.; воспитатель сам является представителем военной специальности, что свидетельствует о больших возможностях, заложенных в пропаганде продолжения обучения в высших учебных заведениях по данному направлению.
4) Личные профессиональные и жизненные планы – профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения;
5) Способности и их проявления – способности, таланты воспитанников особенно старших учебных курсов необходимо рассматривать и в учебной деятельности, и других видах общественной активности;
Виды деятельности воспитателя учебного курса [4] по данному направлению могут быть следующими:
1. Работа с семьей воспитанника. Формы работы:
- родительское собрание. Воспитатель должен проводить родительские собрания, чтобы выяснить позиции родителей относительно военно-профессионального выбора воспитанников;
- проведение индивидуальных бесед;
- информирование родителей о возможных вариантах военно-профессионального самоопределения их детей, опираясь на результаты заранее проведенных диагностик, направленных на исследование различных сфер, которые могут влиять на выбор ребенка;
- консультации, беседы, выступление родителей – военнослужащих перед воспитанниками с целью ознакомления с военной специальностью, привлечение родителей-военнослужащих в качестве экспертов или жюри при проведении мероприятий военно-профессиональной ориентации.
2. Работа с микрогруппами. Формы работы:
- изучение позиции микрогруппы, так как именно позиция может стать решающей в военно-профессиональном самоопределении отдельных воспитанников;
- информирование, воспитатель должен информировать о возможных последствиях, которые могут возникнуть при выборе военной профессии.
3. Работа с педагогическим коллективом. Формы работы:
- взаимодействие с педагогом - психологом (совместная диагностическая работа, консультирование);
- взаимодействие с администрацией (сотрудничество с высшими военными учебными заведениями, отслеживание профессиональной самореализации выпускников);
4. Индивидуальная работа с личностью суворовца, которая включает следующие направления работы:
- диагностическая работа (склонности, склад ума и характера, способности и пр.);
- информирование. Неискаженная информация – важный фактор выбора военной профессии. Воспитатель должен владеть такой информацией и постоянно предоставлять её суворовцам;
- разработка профессионального плана или образа, определение главной цели и цели на будущее, пути и средства их достижения (какие учебные дисциплины необходимо изучать целенаправленно для поступления в военный ВУЗ по выбранной специальности).
Из вышеизложенного следует, что целенаправленная деятельность воспитателя с каждым суворовцем и его окружением, многообразие и вариативность форм организации профориентационной помощи осуществляют комплексный подход к решению проблем воспитанников в их военно-профессиональном самоопределении.
Ожидаемыми результатами предлагаемой работы являются:
- формирование у воспитанников устойчивого желания на продолжение обучения в высших военных учебных заведениях, высокий уровень мотивации по формированию необходимых личностных качеств будущего офицера, осознанный выбор военной специальности;
- осознанное отношение к учебным дисциплинам, необходимым для поступления в высшее военное учебное заведение и получение выбранной военной специальности;
- осознание необходимости сохранения своего физического здоровья и повышение уровня физической подготовки как одного из условий продолжения обучения в высших военных учебных заведениях.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
Что я хочу сделать (либо что мне нужно сделать)? Какого человека я должен воспитать? К какому руководящему документу мне нужно обратиться? К федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»), т.е. по сути это заказ Государства – каким должен быть выпускник. Портрет выпускника равно заказ Государства. [1, с.124] И такого выпускника мы должны сделать с учётом заказа Государства сориентированном в военно-профессиональном самоопределении.
Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». [2, с.437]
Выбор будущей профессии – необходимая и обязательная часть работы с воспитанниками, т.к. осознанный выбор военной профессии (специальности) способствует полноценному становлению личности офицера, его развитию, более эффективному использованию своих личностных качеств в жизни общества и в деле защиты своего Отечества.
Работа по осуществлении выбора профессии включает в себя следующие направления деятельности:
- изучение воспитанников в целях профориентации (предварительная профдиагностика), является одним из важнейших составных компонентов профориентации суворовцев. На этом этапе следует изучить характерные особенности каждого воспитанника: его ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, мотивы выбора той или иной военной профессии, темперамент, состояние здоровья;
- профессиональное просвещение — ознакомительный процесс воспитанников с имеющимися военными специальностями, особенностями различных видов военных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми военными профессиями к человеку, возможностями профессионально- квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
- психологическая поддержка — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в себе и в дальнейшей жизненной ситуации. Овладение хотя бы первоначальными знаниями и навыками, необходимыми для выбранной военной профессии и в некоторых случаях – в практической проверке пригодности воспитанника к приоритетной для него военной профессии.
Исследователь Евгений Александрович Климов [3, с.98] отмечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор, которые также можно применить и к военно-профессиональной ориентации воспитанников суворовского военного училища:
1) Позиция старших, семьи – родители зачастую предоставляют своему ребенку свободу выбора, призывая тем самым подростка к самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагают пересмотреть свои планы и сделать соответственно другой выбор. Самостоятельному выбору профессии подростка часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки и их нереализованные мечты в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение.
2) Позиция сверстников – дружеские отношения суворовцев, проживающих совместно на протяжении нескольких лет, бывают очень крепки и влияние их может стать основным решением в будущем военно-профессиональном самоопределении.
3) Позиция педагогического коллектива (учителя, начальника и воспитателя учебного курса и т.д.) – каждый воспитатель учебной группы, наблюдая за поведением воспитанника на протяжении длительного времени не только в учебной, но и в досуговой деятельности, все время анализирует его интересы, склонности, помыслы и т.д.; воспитатель сам является представителем военной специальности, что свидетельствует о больших возможностях, заложенных в пропаганде продолжения обучения в высших учебных заведениях по данному направлению.
4) Личные профессиональные и жизненные планы – профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения;
5) Способности и их проявления – способности, таланты воспитанников особенно старших учебных курсов необходимо рассматривать и в учебной деятельности, и других видах общественной активности;
Виды деятельности воспитателя учебного курса [4] по данному направлению могут быть следующими:
1. Работа с семьей воспитанника. Формы работы:
- родительское собрание. Воспитатель должен проводить родительские собрания, чтобы выяснить позиции родителей относительно военно-профессионального выбора воспитанников;
- проведение индивидуальных бесед;
- информирование родителей о возможных вариантах военно-профессионального самоопределения их детей, опираясь на результаты заранее проведенных диагностик, направленных на исследование различных сфер, которые могут влиять на выбор ребенка;
- консультации, беседы, выступление родителей – военнослужащих перед воспитанниками с целью ознакомления с военной специальностью, привлечение родителей-военнослужащих в качестве экспертов или жюри при проведении мероприятий военно-профессиональной ориентации.
2. Работа с микрогруппами. Формы работы:
- изучение позиции микрогруппы, так как именно позиция может стать решающей в военно-профессиональном самоопределении отдельных воспитанников;
- информирование, воспитатель должен информировать о возможных последствиях, которые могут возникнуть при выборе военной профессии.
3. Работа с педагогическим коллективом. Формы работы:
- взаимодействие с педагогом - психологом (совместная диагностическая работа, консультирование);
- взаимодействие с администрацией (сотрудничество с высшими военными учебными заведениями, отслеживание профессиональной самореализации выпускников);
4. Индивидуальная работа с личностью суворовца, которая включает следующие направления работы:
- диагностическая работа (склонности, склад ума и характера, способности и пр.);
- информирование. Неискаженная информация – важный фактор выбора военной профессии. Воспитатель должен владеть такой информацией и постоянно предоставлять её суворовцам;
- разработка профессионального плана или образа, определение главной цели и цели на будущее, пути и средства их достижения (какие учебные дисциплины необходимо изучать целенаправленно для поступления в военный ВУЗ по выбранной специальности).
Из вышеизложенного следует, что целенаправленная деятельность воспитателя с каждым суворовцем и его окружением, многообразие и вариативность форм организации профориентационной помощи осуществляют комплексный подход к решению проблем воспитанников в их военно-профессиональном самоопределении.
Ожидаемыми результатами предлагаемой работы являются:
- формирование у воспитанников устойчивого желания на продолжение обучения в высших военных учебных заведениях, высокий уровень мотивации по формированию необходимых личностных качеств будущего офицера, осознанный выбор военной специальности;
- осознанное отношение к учебным дисциплинам, необходимым для поступления в высшее военное учебное заведение и получение выбранной военной специальности;
- осознание необходимости сохранения своего физического здоровья и повышение уровня физической подготовки как одного из условий продолжения обучения в высших военных учебных заведениях.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.