Технологии работы с семьёй по предупреждению правонарушений
Из опыта работы социального педагога
Полинская Наталья Федоровна
ГБОУ школы № 558
Выборгского района Санкт-Петербурга
ГБОУ школы № 558
Выборгского района Санкт-Петербурга
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста правонарушений среди молодёжи и повышения эффективности профилактики правонарушений. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминальная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается всё больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неустанно растёт. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Исследования показали неготовность многих семей к выполнению своих воспитательных функций. Однако бесспорным является то, что семья может и должна взять на себя главную ответственность за воспитание своих детей. Опыт многих семей показывает, что там, где родители – первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из сложных жизненных ситуаций, - ребёнок никогда не станет безнадзорным.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. «Вы позаботьтесь о ребёнке, я подожду его в сторонке». Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи, способствует росту детской безнадзорности, преступности.
В настоящее время внедрение социально-педагогических технологий в деятельность социального педагога позволяет решать более эффективно весь широкий аспект социальной педагогики. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной В.П. Беспалько: "Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем началось сначала". Действительно технология - это то, что уже сложилось, принято. Однако ни одна педагогическая технология не дает гарантии успеха: нужно искусство, мастерство исполнителя - социального педагога, чтобы добиться необходимого результата.
Для социального педагога актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы. В каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить:
Социально-педагогическую цель (к чему стремиться, чего следует добиваться);
Условия ее реализации;
Особенности и возможности объекта;
Особенности места реализации;
Возможности по времени для реализации цели;
Особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности.
На этой основе подбирается либо одна из имеющихся технологий, либо моделируется новая, специальная технология для данного случая. Скорее всего можно говорить о необходимости постоянного приспособления типовых алгоритмов к конкретной ситуации с учетом неповторимости объектов, уникальности их характеристик, обязательности индивидуального целеполагания.
Социальный педагог использует возможности оценки промежуточных результатов и в соответствии с ними проводит корректировку последующей педагогической деятельности, ориентируясь на конечный результат. В этом проявляется не только активная реализация педагогической технологии, но и ее дальнейшая индивидуализация. Социально-педагогические технологии существуют в двух основных формах:
✓ в виде программ, содержащих конкретные процедуры и операции социально-педагогической деятельности;
✓ в виде самой деятельности, построенной в соответствии с такими программами.
Для ребёнка самый действенный образец – это его семья, его родители. С семьи начинается путь человека в жизнь. Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности. Но не всегда внутрисемейные отношения, а также отношения учителей к семье и родителей к школе можно охарактеризовать положительно. Противоречия, складывающиеся в результате наличия семейных проблем, становятся причиной повышенной тревожности подростков. Поэтому необходимо создание условий для успешной адаптации ребенка в школе, семье и в обществе через усиление центрального защитного фактора – сплочение семьи.
Приоритетными направлениями в этой работе с семьёй являются:
1. Выявление особенностей взаимоотношения между детьми и родителями, разработка основных правил семейного воспитания.
2. Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей с целью создания комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
3. Формирование базовых психологических знаний и понятий родителей о психологии развития личности детей.
4. Расширение знаний о роли семьи в профилактике правонарушений, безнадзорности и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.
5. Формирование семейных ценностей (например, посредством выполнения семейных творческих заданий, проведения творческих семейных выставок и т.д.).
6. Привлечение родителей к совместной организации досуговой деятельности детей и подростков.
Содержание воспитательно-профилактической работы, определяется тем, что существовавшая ранее «карательная» профилактика, основанная на мерах социального контроля, общественно административного и уголовного наказания, должна быть заменена на охранно-защитную профилактику, представленную комплексом мер адекватной медико-технологической, социально-правовой и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам.
В начале сентября мы создаём алгоритмы работы с учащимися, поступившими в нашу школу.
Проводится родительское собрание для родителей этих семей, где мы знакомим их с Уставом школы, организацией учебного процесса, внеклассной работой, с традициями, отвечаем на вопросы.
Проводится диагностика (изучение социального портрета семьи, её психологических особенностей, методов
воспитания (анкетирование родителей).
Выясняем досуговую занятость ребёнка, трудности в обучении.
Пытаемся найти формы и эффективные методы в организации взаимодействия семьи и школы при решении проблем возникающих у детей.
При составлении школьного паспорта определяются семьи, требующие особого контроля. Родителям из таких семей даём возможность пересмотреть своё отношение к воспитанию, предоставляем условия для решения своих трудностей, определив ребёнка для проживания и обучения в ГБОУ «Балтийский берег» детский оздоровительно-образовательный лагерь «Заря», с которым школа многие годы сотрудничает. В прошлом году обучались 7 учащихся нашей школы. Это были ученики со 2 по 8 класс. В этом учебном году они вернулись в нашу школу. 4 учащимся нашей школы за постоянные нарушения, уклонение от учёбы, а самое главное в связи с ненадлежащим образом выполнения родителями своих обязанностей был изменён образовательный маршрут и они были определены в специальное ГБОУ спец. школы.
В соответствии с ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних» и согласно «Инструкции по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» работа социального педагога и порядок взаимодействия с субъектами системы профилактики в работе с детьми и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и в социально-опасном положении строится следующим образом:
1.Выявление. Сообщение. Учёт.
1.1. Сбор информации, сведений из разных источников, выявление детей и семей, относящихся к одной из целевых групп, с которыми будет проводиться индивидуально-профилактическая работа (ИПР).
1.2. Сбор и систематизация информации (обследование жилищно-бытовых условий; беседы с ребёнком, родителями, классным руководителем, учителями-предметниками; контроль за поведением и учёбой).
1.3. Анализ полученных результатов и определение плана мероприятий ИПР.
2.Индивидуально-профилактическа работа и мероприятия по защите прав и законных интересов ребёнка.
ИПР включает в себя социальную адаптацию (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности родителей за нарушение прав и интересов ребёнка, направление в Центр ППМС помощи), социальную реабилитацию (направление в социально-реабилитационный центр «Балтийский берег»), мероприятия по защите прав и интересов ребёнка (на образование, отдых, труд, жилищные права), сопровождение индивидуального развития ребёнка, оказание помощи семье (материальной, психолого-педагогической, юридической), организацию обучения (по необходимости разрабатывается иной образовательный маршрут), организацию досуга, отдыха, трудоустройства.
3.Проведение совместной с субъектами профилактики ИПР.
На всех этапах социальный педагог координирует работу субъектов системы профилактики. Это позволяет улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семей и обеспечивает своевременность этой помощи.
Наша школа многие годы тесно сотрудничает с
- Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района СПб;
- Центром социальной помощи семье и детям Выборгского района СПб;
- ГБОУ ДОД детского творчества «Олимп» Выборгского района СПб;
- Медицинским центром «Подросток и семья» Выборгского района СПб;
- Спец. школой №2;В настоящее время внедрение социально-педагогических технологий в деятельность социального педагога позволяет решать более эффективно весь широкий аспект социальной педагогики. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной В.П. Беспалько: "Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем началось сначала". Действительно технология - это то, что уже сложилось, принято. Однако ни одна педагогическая технология не дает гарантии успеха: нужно искусство, мастерство исполнителя - социального педагога, чтобы добиться необходимого результата.
Для социального педагога актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы. В каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить:
Социально-педагогическую цель (к чему стремиться, чего следует добиваться);
Условия ее реализации;
Особенности и возможности объекта;
Особенности места реализации;
Возможности по времени для реализации цели;
Особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности.
На этой основе подбирается либо одна из имеющихся технологий, либо моделируется новая, специальная технология для данного случая. Скорее всего можно говорить о необходимости постоянного приспособления типовых алгоритмов к конкретной ситуации с учетом неповторимости объектов, уникальности их характеристик, обязательности индивидуального целеполагания.
Социальный педагог использует возможности оценки промежуточных результатов и в соответствии с ними проводит корректировку последующей педагогической деятельности, ориентируясь на конечный результат. В этом проявляется не только активная реализация педагогической технологии, но и ее дальнейшая индивидуализация. Социально-педагогические технологии существуют в двух основных формах:
✓ в виде программ, содержащих конкретные процедуры и операции социально-педагогической деятельности;
✓ в виде самой деятельности, построенной в соответствии с такими программами.
Для ребёнка самый действенный образец – это его семья, его родители. С семьи начинается путь человека в жизнь. Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности. Но не всегда внутрисемейные отношения, а также отношения учителей к семье и родителей к школе можно охарактеризовать положительно. Противоречия, складывающиеся в результате наличия семейных проблем, становятся причиной повышенной тревожности подростков. Поэтому необходимо создание условий для успешной адаптации ребенка в школе, семье и в обществе через усиление центрального защитного фактора – сплочение семьи.
Приоритетными направлениями в этой работе с семьёй являются:
1. Выявление особенностей взаимоотношения между детьми и родителями, разработка основных правил семейного воспитания.
2. Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей с целью создания комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
3. Формирование базовых психологических знаний и понятий родителей о психологии развития личности детей.
4. Расширение знаний о роли семьи в профилактике правонарушений, безнадзорности и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.
5. Формирование семейных ценностей (например, посредством выполнения семейных творческих заданий, проведения творческих семейных выставок и т.д.).
6. Привлечение родителей к совместной организации досуговой деятельности детей и подростков.
Содержание воспитательно-профилактической работы, определяется тем, что существовавшая ранее «карательная» профилактика, основанная на мерах социального контроля, общественно административного и уголовного наказания, должна быть заменена на охранно-защитную профилактику, представленную комплексом мер адекватной медико-технологической, социально-правовой и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам.
В начале сентября мы создаём алгоритмы работы с учащимися, поступившими в нашу школу.
Проводится родительское собрание для родителей этих семей, где мы знакомим их с Уставом школы, организацией учебного процесса, внеклассной работой, с традициями, отвечаем на вопросы.
Проводится диагностика (изучение социального портрета семьи, её психологических особенностей, методов
воспитания (анкетирование родителей).
Выясняем досуговую занятость ребёнка, трудности в обучении.
Пытаемся найти формы и эффективные методы в организации взаимодействия семьи и школы при решении проблем возникающих у детей.
При составлении школьного паспорта определяются семьи, требующие особого контроля. Родителям из таких семей даём возможность пересмотреть своё отношение к воспитанию, предоставляем условия для решения своих трудностей, определив ребёнка для проживания и обучения в ГБОУ «Балтийский берег» детский оздоровительно-образовательный лагерь «Заря», с которым школа многие годы сотрудничает. В прошлом году обучались 7 учащихся нашей школы. Это были ученики со 2 по 8 класс. В этом учебном году они вернулись в нашу школу. 4 учащимся нашей школы за постоянные нарушения, уклонение от учёбы, а самое главное в связи с ненадлежащим образом выполнения родителями своих обязанностей был изменён образовательный маршрут и они были определены в специальное ГБОУ спец. школы.
В соответствии с ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних» и согласно «Инструкции по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» работа социального педагога и порядок взаимодействия с субъектами системы профилактики в работе с детьми и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и в социально-опасном положении строится следующим образом:
1.Выявление. Сообщение. Учёт.
1.1. Сбор информации, сведений из разных источников, выявление детей и семей, относящихся к одной из целевых групп, с которыми будет проводиться индивидуально-профилактическая работа (ИПР).
1.2. Сбор и систематизация информации (обследование жилищно-бытовых условий; беседы с ребёнком, родителями, классным руководителем, учителями-предметниками; контроль за поведением и учёбой).
1.3. Анализ полученных результатов и определение плана мероприятий ИПР.
2.Индивидуально-профилактическа работа и мероприятия по защите прав и законных интересов ребёнка.
ИПР включает в себя социальную адаптацию (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности родителей за нарушение прав и интересов ребёнка, направление в Центр ППМС помощи), социальную реабилитацию (направление в социально-реабилитационный центр «Балтийский берег»), мероприятия по защите прав и интересов ребёнка (на образование, отдых, труд, жилищные права), сопровождение индивидуального развития ребёнка, оказание помощи семье (материальной, психолого-педагогической, юридической), организацию обучения (по необходимости разрабатывается иной образовательный маршрут), организацию досуга, отдыха, трудоустройства.
3.Проведение совместной с субъектами профилактики ИПР.
На всех этапах социальный педагог координирует работу субъектов системы профилактики. Это позволяет улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семей и обеспечивает своевременность этой помощи.
Наша школа многие годы тесно сотрудничает с
- Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района СПб;
- Центром социальной помощи семье и детям Выборгского района СПб;
- ГБОУ ДОД детского творчества «Олимп» Выборгского района СПб;
- Медицинским центром «Подросток и семья» Выборгского района СПб;
- Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей, зависимых от ПАВ «Балтийский берег»;
- ГБОУ «Балтийский берег» детским оздоровительно-образовательным лагерем «Заря».
- Органами опеки и попечительства МО «Шувалово-Озерки», МО №15, «Сосново», «Пулковский меридиан»;
- Инспекторами ОДН 49, 58,59 отделов полиции Выборгского района.
В своей работе с семьёй я использую краткосрочные формы поддержки семьи и подростков. Модель такой работы предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.
И долгосрочные формы работы, которые требуют продолжительного общения с семьёй (от 4 месяцев и более). Долгосрочные формы работы, обычно построены на психосоциальном подходе. Такие неблагоприятные периоды сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в семье усиливаются психолого-педагогические проблемы.
Задача социального педагога – путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизировать усилия семьи на преодоление кризиса.
В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с семьей, как патронаж – представляющий собой посещение семьи на дому и позволяющий установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявить и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. В прошлом году социальный патронаж был установлен в отношении 3 семей и проводился с 3 целями:
1 – диагностический (ознакомление с условиями жизни, изучение возможных рисков), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
2 – контрольный (состояние ребёнка и семьи, динамика проблем, выполнения родителями рекомендаций);
3 – адаптационно-реабилитационный (оказание конкретной помощи образовательной, посреднической и психологической помощи.
В этом учебном году эти семьи сняты с патронажа, т. к. наша совместная работа с «Центром социальной помощи семье и детям» дала положительный результат. Наряду с патронажем, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей.
Консультирование, предназначено, в основном для оказания помощи семьям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Более действенный результат дают консультации на дому в домашней обстановке. В работе с семьёй можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии и прочее. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические. Для любой встречи с родителями социальному педагогу обязательно надо готовиться (должен быть материал по теме разговора), важно определить к разговору специфические черты взаимодействия всех членов семьи (мать-отец, братья-сёстры, родители-дети) и использовать психотехнологию проведения индивидуальной работы с родителями. «Закрытая семья» - это семья, как правило неполная, с несовершеннолетними детьми, нуждающаяся в социальной защите или помощи, но не желающая идти на контакт со школой или с работниками социальных служб по разным объективным или субъективным причинам. Одной из них является неверие в реальную помощь извне. С такими семьями всегда сложно организовать конструктивное сотрудничество. В работе с такими семьями необходимо получить как можно больше информации об их особенностях, проблемах. Начинаю работу с беседы с учителем начальных классов, затем с классным руководителем, учителями, школьным врачом. Стараюсь получить как можно полную информацию о семье, родственниках, которые принимали и принимают участие в воспитании ребёнка, узнаю что – либо хорошее о каждом из членов семьи. Выясняю отношения между родителями после развода, участие в жизни ребёнка и влияние отца на ребёнка после развода, отношение самого ребёнка к родителям в этой сложной для подростка ситуации. Конечно, я не психолог и, знакомлюсь с такой семьёй всё-таки поверхностно. Посещение семьи и разговор веду, акцентируя на позитивном, что есть в семье и в каждом её представителе. Высказываю понимание проблемы семьи, подростка; желание помочь в сложившейся ситуации; предоставляю информацию о социальных службах района, города; предлагаю варианты разных образовательных маршрутов для подростка, варианты ликвидации «2», тем самым предлагаю семье право выбора. По возможности в работе с такими семьями я привлекаю отцов. Обращаюсь к ним за помощью в работе по предупреждению правонарушений подростка, даю рекомендацию разговора отца с ребёнком исходя из данного случая отклонения в поведении подростка.
Последние время я стала использовать письменные сообщения, которые осуществляю через интернет, классный электронный журнал. Информирую родителей об успехах их ребёнка, о родительском собрании, лектории для родителей, напоминаю о дополнительных занятиях, на которых ученик может пересдать тему. Главное условие переписки - доброжелательный тон. Одной из важных проблем, которая может привести подростка к противоправным поступкам, является проблема непосещения детьми школы.
Выделяются 4 категории причин непосещаемости школы:
1. Эпизодические прогулы – единичные пропуски уроков - безответственность, лень и нетерпение (проспал, ушёл с последнего урока, за компанию с кем то); - отсутствие каких-то школьных принадлежностей.
2. Выборочные пропуски уроков – это как отдельные уроки, так и целые дни:
- не считают важными какие-то уроки;
- имеют трудности в понимании предмета;
- страх получить «2» по предмету (контрольная работа, лабораторная работа).
3. Систематические пропуски учебного процесса – не посещает школу неделю или больше недели:
- компьютерная зависимость;
- прогулял пару дней, боюсь идти в школу, т.к. не знаю, что сказать в оправдание;
- назло родителям, пусть меня знают (попытка привлечь внимание родителей к себе);
- осознание того, что всё равно останусь на второй год (это, как правило, 4 четверть).
4. Категория учащихся группы «Скрытый отсев» - когда несовершеннолетний вообще перестаёт посещать школу:
- зависимость от вредных привычек;
- отсутствие желания учиться и трудиться (утрата навыков к обучению);
- стал в коллективе отчужденцем.
На каждом этапе проводится определённая работа с учеником и его родителями. Чем раньше заметить склонность подростка к пропускам уроков, тем проще ему помочь. Важно выяснить причину прогулов для дальнейшей работы.
Этапы возвращения ребёнка в школу:
Подготовительный – выяснение списка детей, длительно не посещающих школу и т.д. Причины непосещения, пропусков занятий.
Организационный – возвращение учащегося в школу через посещение семьи с проведением изучения жилищно-бытовых условий проживания подростка.
Адаптационный – создание благоприятных условий для подростка после его возвращения в школу.
Профилактический - предупреждение о возможных последствиях для подростка и его родителей о пропусках занятий без уважительных причин.
«Скрытого отсева» с 2009 года в школе нет. Далеко не в каждом классе есть прогульщики. Практически мы их знаем и если кого-то из них не было на уроке – я сразу звоню родителям выяснить причину пропуска занятий. Классные руководители предоставили мне списки родителей учащихся с телефонами. В начале учебного года классные руководители получили бланки для заполнения сведений об учащихся из своего класса пропустивших без уважительной причины занятия. 25 числа каждого месяца я делаю сверку медицинских справок в медицинском кабинете с этим списком от классных руководителей. Ставлю в известность родителей о пропусках занятий без уважительной причины их ребёнком. Хуже с опозданиями на уроки. Многие учащиеся живут на Парнасе и в других районах или микрорайонах и объясняют свои опоздания автомобильными «пробками». Есть семьи, в которых родители «покрывают» прогулы своих детей, приносят «левые справки», поэтому периодически приходится беспокоить детские поликлиники.
Жизнь ребёнка в школе упорядочена и организована, а внешкольная среда противоречива, специфична, в определённой мере стихийна. В школе и дома у подростка есть свои конкретные обязанности, он под контролем. На улице же он чувствует себя свободным от контроля и обязанностей. Поэтому учёт обстановки в микрорайоне и контроль за поведением детей в часы досуга имеет большое значение. Местожительство надо рассматривать как часть микросреды школьника, активно влияющей на формирование и развитие его личности. Успех зависит от того, насколько тесны контакты школы с семьёй. Инспектора 58 о/п Выборгского района доводят информацию об обстановке в микрорайоне школы на родительских собраниях, дают рекомендации. Перед летним отдыхом я вывешиваю обращение школы к родителям с напоминаниями об организации летнего отдыха, о распоряжениях администрации СПб.
«Когда человек остаётся без работы в руках, без мысли в голове, именно в эти минуты портится голова, сердце, нравственность» К.Д. Ушинский.
Одна из форм предупреждения правонарушений – организация досуга. Организацией досуга, прежде всего должна заниматься семья, но не секрет, что не все родители одинаково ответственно относятся к осуществлению этой задачи. Особенно ослабевает роль семьи в подростковый период.
В школе работают спортивные секции, творческие коллективы. Каждый год в школе проводятся традиционные весенние концерты, для участия в которых привлекаются родители учащихся и семьи бывших учащихся нашей школы.
Просветительскую работу с родителями мы начинаем с 1 класса. Последние годы работы показали, что работу с семьёй по предупреждению правонарушений надо начинать с 1 класса. И проводить её необходимо системно.
Именно в семье у ребёнка складываются правовые представления (об ответственности, справедливости, честности, законности), судя по наблюдениям за молодым поколением родителей, во взаимоотношениях с детьми появилось некое новое понимание родительской ответственности, которое скорее определяется понятием - «право родителя», которое они принимают и с готовностью его защищают. Первоочередной задачей социального партнёрства в предупреждении правонарушений подростка является правовое воспитание родителей. Оно обязательно должно находиться под контролем школы и компетентных специалистов. Родителям необходимо разъяснять их права, обязанности и ответственность за воспитание детей.
Для этого мы приглашаем на общие родительские собрания юристов, психологов, с участием специалистов из Центра ППМСП Выборгского района организовали информационный проект «Родительский всеобуч»: Диалог с родителями: «Мой ребёнок-школьник», «Как уберечь детей от вредных привычек, связанных с употреблением ПАВ», «Детская ложь: причины и последствия», «Преследователь и жертва: профилактика школьного буллинга» и другие темы, проводим для родителей День открытых дверей, на которых они могут получить консультацию психолога из Центра. Проводим просвещение родителей с помощью наших презентаций «Азбука школьной жизни», «Ребёнок ушёл из дома», «Права, обязанности и ответственность родителей», «Детская агрессивность», «Правовой статус несовершеннолетних», «Наш партнёр ГБОУ «Балтийский берег» и др.
Для родителей проводятся открытые уроки, родители имеют возможность проконсультироваться по различным вопросам воспитания и обучения с администрацией и педагогами, проводятся консультации психологов из ЦППМСП в школе во время Дней открытых дверей для родителей, встречи со школьным врачом. Выпущена брошюра «В помощь родителям» с рекомендациями по вопросам воспитания подростков.
Эффективность работы по предупреждению правонарушений среди подростков зависит насколько тесно взаимодействует школа и семья, поэтому для школы важно привлечение всех родителей к совместной работе, разъяснение её значения в тех семьях, которые недостаточно осознают, недооценивают актуальность этой проблемы. И если родители понимают, что в трудной ситуации с ребёнком им есть к кому обратиться и получить действенную помощь – значит задача школы выполняется.
Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то, что социальному педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности конкретной семьи или родительского коллектива.
Рекомендуемая литература:
1. Алексеева, Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи [Текст] / Л.С. Алексеева // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. – 2009. – №5. – С. 140-152.
2. Беличева, С.А. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних [Текст] / С.А. Беличева. – Тюмень: ТГУ
3. Беличева, С.А. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер [Текст] / С.А. Беличева, В.М. Фокин. – М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2012. – 228
4. Гернет, М.И. Социальные факторы преступности [Текст] /
5. Ермаков, В.Д. Социально-правовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания [Текст] / В.Д. Ермаков. – М.: Наука, 2011. – 126 с.
6. Манукян, Э.А. Территориальные центры социальной помощи семье и детям: опыт, тенденции, перспективы [Текст] / Э.А. Манукян // Российский журнал социальной работы. – 2006. – № 2/4. – С. 40.
7. Миньковский, Г.М. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы [Текст] / Г.М. Миньковский. – М.: Просвещение, 2013. – 249 с.
8. Миньковский, Г.М. Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст] / Г.М. Миньковский. – М.: Просвещение, 2015. – 251 с.
9. Демина, В.С. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии их решения. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ [Текст] / В.С. Демина. – 2010. – №14. – С. 207.