Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Роль образовательной среды в развитии лидерских качеств
обучающихся на примере детского общественного объединения
Кудринская Евгения Алексеевна
1. Вступление. Развитие лидерских качеств, всегда было актуальной проблемой,  а уж в современном обществе эта проблема обрела наиболее острую необходимость в быстром и успешном решении. Так как лидерские качества помогают не только в развитии личности в целом, но и возможности пройти процесс социализации без психологических травм.
Феномену лидерства посвящали большое количество теоретических и эмпирических исследований в таких науках как социология, политология, психология, педагогика, во многих других, изучающих человека и общество.  В психолого-педагогической литературе уделяется огромное внимание исследованию этапов, особенностей и структуры  лидерства, но до сих пор надежных методов в диагностике и развитии лидерских качеств по-прежнему недостаточно. Главным образом,   различные психометрические, социометрические тесты и методики эффективного управления и  отбора лидеров, использующиеся на практике. Не утихает давний спор между теоретиками и практиками  на тему: «лидерами рождаются»  или же  «лидерами становятся». Одни могут убедить в том, что кто-то, от рождения имеет некую «экстраординарную особенность», которая превращает его в лидера, другие же убеждают, что в условиях определенного верного сочетания образования, подготовки, имеющегося опыта существует возможность «создать» лидера.
2.Из истории теорий феномена лидерства. Древние представления о лидерстве включали в себя качества таких лиц, как жрецы, политики, короли, королевы и духовные лица.
В античности лидерство имело личностный характер, представляя собой влияние, которое было основано на авторитете конкретного индивида и его достоинствах. В средневековой Европе влияние лидера базировалось не столько на личных достоинствах, сколько на способности к руководству конкретной группой.
В современном социуме лидерство способно сплотить людей в совместной деятельности, осуществлять поставленную задачу в течение длительного времени, постепенно решая задачи, подчиненные общей цели.
 Вопрос о более пристальном рассмотрении проблемы лидерства, изучению её, как научно-практической задачи, возник в начале XX в., и в настоящее время в этой области, по мнению ведущих ученых теоретиков, возник кризис в результате недостаточной разработанности проблемы. 
 По одной из теории нельзя стать лидером, им нужно родиться. Лидер должен обладать определенным набором личностных качеств,  совокупностью психологических черт: ум, храбрость, воля, энергия, способность привлекать к себе внимание, умение предвидеть, уверенность в себе, инициативность, коммуникативность и т.  Теория не учитывает то, обстоятельство, что выполнение функций лидера способствует формированию и  формирует определенные  качества у лидера; человек, долго выполняющий роль лидера, «присваивает» нормативные требования данной роли, что ведет закреплению черт личности, которые необходимы эффективному лидерству.  
Теория, которая получила наиболее широкое распространение, и сейчас используется на практике: теория трех лидерских стилей К. Левина: демократичный, пассивный (попустительский), авторитарный.   В социальной психологии показывается, что стиль лидерства это предпосылка и следствие уровня группового развития. Также он может зависеть от содержания совместной деятельности, которая является основой межличностных отношений в группе. 
Р. Стогдилл выделил ситуативное лидерство, т.е., становятся лидером не благодаря наличию комплекса определённых черт, а в силу ситуации; при этом личность, которая является лидером в одной ситуации, может не стать им в другой.
 В трудах Р. Хоманса лидерство появляется, как функция группы. Для членов группы лидер определяется как человек, который способен осуществить достижение групповой цели и обеспечить удовлетворение ее потребностей. Таким образом, ожидания, интересы, потребности членов группы являются главными составляющими конкретной ситуации из этой теории следует, что каждый из членов группы может стать лидером.  
Первые исследования данной области проводились в 20-30 годы (А.С. Залужный, А.С. Макаренко, Е.А. Аркин и др.). В основном они затрагивали феномен лидерства в детских группах. Изучая взаимоотношения в детских группах, Е.А. Аркин заметил особенности формирования элементарных детских объединений, качественный и количественный состав детских групп, место и роль в них лидеров, их типы, отметил определенные приемы изучения данных групп. Он полагал, что лидеры детских групп временами в большей степени, чем педагоги, задают тон в жизни детей. Главным качеством ребенка-лидера Е.А. Аркин считал инициативность.
А.С. Макаренко специально не исследовал проблему лидерства, однако фактически рассматриваемый феномен лидерства органически входит в его учение о коллективе. Изучение проблемы лидерства велось А.С. Макаренко в тесной связи с изучением иных признаков коллектива и с целями его деятельности.
В результате такого целостного подхода А.С. Макаренко выделил несколько важных теоретических положений касательно лидерства в первичном коллективе. В связи с этим более ценным для нас является положение о сущности лидерских связей, теоретически и практически разработанные А.С. Макаренко. Он определил условия, которые способствуют наиболее эффективному развитию деловых отношений. Наиболее важной из данных условий является реальная возможность для каждого из членов группы взять на себя ответственность. Обогащение и частая смена взаимозависимостей давали возможность избежать длительной односторонности во взаимоотношениях и помогали формированию гармоничного взаимодействия людей, развивали способность уметь как приказывать, так и подчиняться.
Проблема гармоничного сочетания каждой личностью функций объекта и субъекта лидерства был успешно решена А.С. Макаренко преимущественно через систему сводных отрядов, что позволяло часто варьировать позиции «ведущий-ведомый».
 В концепции Л.И. Уманского - А.С. Чернышова лидерство рассматривается как явление, суть которого в осуществлении ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи. Проблема лидерства рассматривается в тесной связи с уровнем развития группы.
 В заключение   мы можем сделать вывод, что лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Возникнув как результат общения и взаимодействия индивидов в составе группы, лидерство становится сложным социально-психологическим феноменом, в котором, определенным образом, фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психологическую или эмоционально-психологическую, но в первую очередь социальную и классовую природу и сущность.  Анализируя  научно-методической литературы можно сделать вывод, что базой процесса развития лидерских качеств личности являются: социальные факторы,  действия ближайшего окружения, личностно-психологические условия.
 3.Социализация и развитие лидерских качеств
В период от 13 до 19 лет происходят главные физиологические изменения, влекущие определенные психологические сдвиги: появляется влечение к противоположному полу, агрессивность, в большинстве случаев немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.
Психофизиологические изменения оказывают определенное влияние на течение и содержание социализации. Склонность к чему-то новому и творчеству, нежелание признавать чей-либо авторитет, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость - с другой, способствуют формированию особого явления, которое называется молодежной субкультурой. Обычно молодежные субкультуры ассоциируются с тремя  негативными явлениями: насилием, наркотиками, сексом. Подростковый период часто называют «трудным возрастом», «переломным периодом» [1]. Его суть заключается в изменениях поведенческих характеристик: почти полное послушание, которое обычно свойственно маленьким детям, сменяется в подростковом возрасте сдержанным послушанием, которое можно назвать скрытым неповиновением родителям. Если раньше, будучи детьми, они видели мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы параллельный счет: у подростков и юношей параллельно выстраивается особая система ценностей и взглядов на мир, которая лишь частично взаимосвязана с позицией родителей, и частично же с взглядами сверстников. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, образуются ее последние - мировоззренческие – уровни. Осознание своего «Я» проходит, как попытка понять свое место в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно с этим можно наблюдать поиск нравственных ориентиров, которые связанны с переоценкой смысла жизни. В подростковый период люди острее всего воспринимают негативные оценки окружающих, особенно в том случае, если они касаются внешнего вида, манер поведения, одежды, круга общения, другими словами, всего того, что составляет социальную символику и социальную среду «Я». Гипертрофированная потребность в самостоятельности часто выражается в особенной резкости собственных суждений: для множества подростков хорошим и правильным является только то, что им нравится.
Проблемы социализации в этот период зависят от трёх важных обстоятельств [1]:
несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который соответствует  возрасту;
несовпадением старого стиля поведения родителей, которое ориентировано на то, что для родителей сын и дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей подростков, обусловленных их психофизиологическим взрослением;
противоречие между сильной ориентацией на самостоятельность и возросшей зависимостью от мнения и поведения окружающих.
Психофизиологическое взросление обычно ничего не меняет в социально-экономическом положении подростков. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители работают и зарабатывают средства на жизнь, продолжают нести моральную и правовую ответственность за детей и обеспечивают неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые люди – это потребители, собственники, опекуны, производители, распорядители, защитники, законодатели, и т.д. Подростки же являются экономически несамостоятельными, они продолжают требовать социальной защиты и не могут выступать участниками правонарушений. Диапазон их ролей является крайне ограниченным. Они не являются производителями,  собственниками, законодателями, распорядителями. Они являются только потребителями. Хоть в правовом смысле они и не могут брать на себя ответственность за принятие жизненно важных решений, в психологическом плане подростки часто уже созрели для них. Родители же вводят ограничения. В этом есть суть возникающих противоречий.
Имея меньшие возможности, подростки начинают сталкиваться с теми глобальными нравственными  и мировоззренческими проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаточность жизненного опыта заставляет их совершать гораздо большее количество ошибок, чем это обычно делают дети, взрослые или старики. Но важным является не количество, а качество ошибок, и то насколько серьёзны их последствия: употребление наркотиков, преступность, половая распущенность алкоголизм, насилие над личностью. Большое количество подростков бросают школу, в результате чего естественный процесс социализации нарушается. Нехватка знаний сразу же сказывается на экономическом положении подростка, молодые люди оказываются в сложной ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.
Подростки пытаются найти признание своей психологической взрослости за рамками своего обычного окружения (школы и семьи) - институтов, где их продолжают считать детьми.
Итак, мы рассмотрели трудности связанные с социализацией в период юности и определили, что важнейшей среди них является ролевой конфликт, или ролевое бесправие подростков.
Однако обычно в этом возрасте чаще всего проявляются черты лидерства: либо лидер «созидатель», который обладает социально преемственными чертами, либо лидер «разрушитель», который обладает отрицательными чертами, постоянно бросающий вызов взрослым посредством распущенности, пьянства, наркотизации и т.д. 
Задача взрослых в этот период  поддерживать развитие положительных лидерских качеств, направлять коллектив по его пути и пути отвержения отрицательного лидера.
Лидерство обычно появляется и функционирует в системе неформальных человеческих отношений и выражается во влиянии, которое оказывается одним из них на остальных членов социальной группы. 
Формы выражения такого влияния, которое носит психологический характер, весьма разнообразны: затрагивают поведенческую сферу, касаются некоторых личностных черт, установок, мотивации последователей. Обычно конечная цель влияния это ориентирование людей на решение поставленной перед группой задачи.
Социальная среда - это все то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразия общественных отношений на определенном этапе их развития. Развитие и воспитание человека происходят под постоянным влиянием социальной среды, воспитание социумом способствует человеческому самосовершенствованию, помогает достигнуть успеха в некоторых жизненных ситуациях, ориентироваться в общественных отношениях. Процесс социального воспитания проходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде Исходным моментом изучения формирования и развития лидерских качеств можно считать утверждение о том, что человек не может не общаться, не управлять, не обмениваться информацией с другими людьми. Управление, как и общение, свойственно человеческому существованию. Каждый человек управляет сам собой и очень часто бывает в ситуации, когда он должен принимать решения касающиеся других людей. Суть лидерства состоит во взаимодействии людей и воздействии на них через него. Словно человеческий мозг, имеющий два полушария - левое полушарие и правое, амбивалентна и природа лидерства. В нем можно выделить сферу формального лидерства и сферу отношений - неформального лидерства. Говоря другими словами, в первом случае речь идет о выработке и достижении цели, а во втором - о согласии между людьми, взаимоотношениях или о том, что принято называть «человеческим фактором». Обе стороны нельзя отделить друг от друга, как и оба полушария мозга, как организационно-техническая и социально-экономическая стороны управления. Таким образом, руководство социальными системами двойственно, а лидерство является не только наукой, но и искусством.
Лидерство затрагивает все области жизни человека, групп, коллективов. При этом те, кто руководит, и те, кем управляют, прибывают в взаимодействии.
В различных организациях выделяют «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с существующими правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство появляется на базе личных взаимоотношений участников. Это можно назвать характером лидерства. Поэтому, например, в классах в школе официальный лидер, занимающий руководящие должности, обычно не всегда является самым авторитетным членом коллектива. На сегодняшний день одной из самых благоприятных сфер для воспитания лидерских качеств является детское общественное объединение. Вовлечение молодых людей в специально-организованную деятельность, направлено на приобретение лидерского опыта, и при использовании в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования, каждому подростку предоставляется возможность реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора).
Необходимо отметить, что не каждая деятельность способна развивать лидерские качества, а только та, которая ставит человека на определенную позицию в отношении к коллективу. Именно многообразная деятельность, которая направлена на приобретение опыта лидера способствует формированию лидерских качеств
 
 
4. Из опыта работы ДОО «СМоРодина» ГБОУ  школа №133
ДОО « СМоРодина» создано в 2004-2005 годах
«СмоРодина»-это союз молодых озорных ребят любящих свою Родину. Девиз: «За Россию, за народ, за человечество вперед!»
Основное содержание деятельности детского общественного объединения "СмоРодина" реализуется через 4 подпрограммы:
  • "Клуб Друзей Малышей «Смайлик»",
  • Клуб «Лидер»,
  • Пресс-центр «Голос молодежи»,
  •  игровая программа для младших школьников «Путешествие СМоРодинки».
 
Подпрограмма “Клуб друзей малышей «Смайлик»” рассчитана на подготовку классных вожатых, которые занимаются с младшими школьниками с 1 по 4 классы. У каждого класса должны быть постоянные вожатые, которые приходят к ребятам, помогают им в организации различных дел, мероприятий, игр.
Чем занимается: Учимся работать в «Школе друзей малышей», придумываем и разрабатываем игры, конкурсы, сценарии, помогаем, играем с малышами на переменках, проводим динамические переменки и утреннюю зарядку у малышей, флешмобим, проводим конкурсы в группе продленного дня,шефствуем над детским садом, развлекаемся,интересно проводим свой досуг
 
Ступенки роста:
I ступенька
  • Ты «Новичок»
Если:
  • *ты - заинтересовался нашими делами;
  • *ты - пришел к нам.
II ступенька
  • Ты «Член клуба Смайлик»
Если:
  • *ты -  хочешь овладеть знаниями вожатого малышей;
  • *ты – прошел посвящение в члены клуба.
III ступенька
  • Ты «Мастер»
Если:
  • *ты прошел весь курс обучения в «Школе вожатого малышей»
  • *ты уже много знаешь и много умеешь.
IV ступенька
  • Ты «Старейшина»
Если:
  • *ты провел в клубе больше 2 лет.
  • *ты имеешь огромный опыт в работе с малышами.
  • *ты теперь можешь многому сам научить новичков.
 
Подпрограмма «Клуб лидер»
Цель
- актуализация лидерских способностей ребенка с целью активного построения своей собственной жизни в современном обществе.
Ступени роста
  • Первая ступень - “Ученик”- полномочный представитель  объединения, выбранный  в результате  самовыдвижения и выражения доверия ДОО.
  • Вторая ступень - “Лидер” - человек, идущий рядом со всеми и чуть-чуть  впереди.
  • Третья ступень - “Мастер-лидер”- инициатор дел способный увлечь и повести за собой.
Формы работы: Обучение в «Школе Лидер», коллективные Творческие дела по интересам детей, проведение тематических бесед ,разработка проектов , общешкольных мероприятий и их реализация, мастер-классы ,игры на знакомство, деловые игры, игры на взаимодействие, психологические тренинги.
Подпрограмма «Голос молодежи»
 В наши связи с общественностью входят: выпуск газеты, группа в соц.сети «Вконтакте», радио выпуски « Голоса молодежи.
Работа направлена на повышение этического развития ребят, а также на оказание непосредственной помощи в оформительской работе организации.
За десят лет работы через ДОО « СМоРодина» прошло более 450 ребят, из них: поступили в вузы и колледжи 100%, отслужили в армии РФ 73%, более 84% выбрали профессии , связанные с работой с людьми, 17 педагогов, 2 журналиста, 2 актера, 4 профессиональных спортсмена, 6 продолжили заниматься общественной деятельностью и 3 вернулись работать в родную школу.
 
5. Заключение. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что подростковый возраст является самым благоприятным периодом для развития лидерских качеств у человека, идеальный момент для его включения в совместную деятельность с педагогами и родителями, которые способствуют развитию у подростков лидерских качеств самосознания, самовоспитания, самооценки; лидерство - это сложный социально-психологический процесс развития группы, в результате которого происходит появление и разделение групповой структуры, также ее оптимизация и непрерывное совершенствование; для развития индивида как личности группа является незаменимой. Становление лидера и развитие группы это постоянный и неделимый процесс.
 
 
     6. Библиографические источники:
  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с;
  2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск., 1982. — 200 с;
  3. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с;
  4. Крысько, Владимир Гаврилович. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с;
  5. Педагогическая библиотека pedlib.ru
  6. Психологический словарь  / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова – М.: Педагогика-Пресс, 1999. –– 440 с;
  7. Социальная психология. Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева –– М.: Инфра-М, 2001 г. — 408 с;
  8. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. –– М.; Издательский центр "Академия", 1997. - 416 с.
  9. Минск:  Белорусский государственный педагогический университет (БГПУ) им.М.Танка, 2012. - 30с.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»