Игра, как средство реализации досуга детей
Герасина Татьяна Михайловна
Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному. Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация, которой заключается в активизации двигательной деятельности.
В подвижных играх детям предоставляется возможность проявлять творческую инициативу в выборе способов достижения целей. В играх, связанных с выполнением двигательных действий, всегда заложен элемент нового, непознанного. Она всегда проходит по-новому и таит в себе много неожиданностей.Каждому возрасту и типу телосложения соответствуют свои двигательные возможности. В дошкольном возрасте развитие движений идёт, главным образом, в направлении их усложнения. К семи годам совершенствуются связи двигательной области коры полушарий головного мозга с важным центром регуляции движений - мозжечком, созревают механизмы регуляции позы и совершения повторяющихся движений – ходьба, бега. У семилетнего ребёнка двигательный отдел мозга уже имеет структуру, как у взрослого. Поэтому становится тонкая регуляция работы мышц, требующаяся при письме. Структура движений в основном отработана, и главным становится повышение работоспособности за счёт количественного роста тела и совершенствования систем обеспечения мышц энергией.
У каждой игры есть определённые правила, которые должен соблюдать её участник. Современные дети знают мало игр. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности детей ГПД, их сначала надо научить, познакомить с правилами той или иной игры, помочь организоваться, чтобы в дальнейшем дети могли играть без учителя. Во время организации игр необходимо помнить, что целесообразнее предложить детям 2-3 известных для них игры и разучить одну новую.
Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей. Дети такого возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные и другие. В руках педагога эти многообразные игры представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Рассмотрим подвижные игры, так как дети во второй половине дня, после уроков, очень подвижны.
Для того чтобы у детей сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были обеспечены благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразным чередованием, определённой периодичностью применения игр и развлечений разного характера. При этом нужно стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности. Выбор игры зависит от рода занятий детей до, и после окончания игры. Если дети долго сидели, занимались умственным трудом, им необходима разрядка. Нужны игры с бегом, прыжками, с мячом.
Проведение подвижных игр возможно не только во время прогулки, но и между занятиями в кружках. В любом случае игры должны быть подобраны в соответствии с программой по физической культуре с учётом закономерностей возрастного развития детей.
Так как возраст моих детей 6 – 7 лет я учитывала возрастные особенности учащихся. В связи, что в ГПД 1 классов нет домашнего задания, приходится четко планировать все направления работы, а именно досуг детей. И мы играем всегда и везде.
Подвижные игры имеют ярко выраженный характер. Играя, ребёнок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успеха.
Для того чтобы обучить детей играм, привить любовь к ним, прочно ввести их в детский быт, в группах продлённого дня создаются необходимые условия, расписанием предусматривается специальное время. Игру следует, однако, не ограничивать этими рамками, а органично сочетать с другими видами деятельности.
При выборе игры необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства:
1. Возраст играющих;
2. Помещение, для проведения игры;
3. Игры на воздухе;
4. Число участников;
5. Инвентарь для игр.
Ориентируясь на подготовку детей, условия окружающей местности, я стремлюсь к широкому использованию различных игр с первоклассниками. Также учитываю индивидуальные возможности и способности.