Обратная связь: цели, формы, риски
(из опыта работы)
Аксельрод Ася Львовна
Обратная связь является одной из естественных сторон субъект-субъектного взаимодействия, поэтому её присутствие в учебном процессе само собой разумеется. Надо уточнить, что обратная связь имеет разные формы, в частности, бывает не только запланированной, когда представляет собой ответ на вопрос, но и спонтанной, непосредственной реакцией на действие, слово, впечатление. Этот второй вариант часто даже не замечается, или, например, принимается за нарушение дисциплины, проявление невоспитанности, либо за предсказуемый ответ. Каждый из этих вариантов обратной связи важен по-своему.
Однако, сегодня мы обратимся к первой, запланированной обратной связи.
Все мы её если не запрашиваем, то уж точно знаем, как респонденты. Ставим галочки в нужном квадратике бланка, оценивая проведенное мероприятие или даже посещение интернет-магазина, нажимаем кнопки с рожицами, оценивая работу оператора сбербанка. Пишем более или менее распространенные предложения, отвечая на вопросы о причинах той или иной оценки, выражаем свои пожелания после семинара.
Систематически применяю запланированную обратную связь в работе с учениками, например, по мотивам очередной работы, выполнявшейся на уроке, и по окончании года.
В первом случае имеет место неструктурированная обратная связь: я предлагаю поделиться впечатлениями и пожеланиями относительно конкретной работы. Часто такая работа представляет собой бланк, содержащий мои задания, выполнение которых позволяет освоить новую тему, повторить известную, потренироваться в решении задач, поискать ответы на более или менее сложные вопросы. Ученик успеет дать обратную связь, если у него останется немного времени урока, но явно не сможет написать развернутый текст, ответить на серию вопросов. Мой вопрос обычно предполагает свободное истолкование: «На обратной стороне ты можешь поделиться впечатлениями от работы, трудностями, которые у тебя возникли, оставить мне пожелания». Принципиально возможно и большее структурирование обратной связи, ограничение её тематики, но мне здесь важно уловить непосредственную реакцию ученика, услышать что-то, что он сам хочет сказать.
Цель получения такой обратной связи – увидеть общую оценку работы, удовлетворенность или неудовлетворенность ею, отчасти – выяснить причины недостаточно качественного выполнения работы, получить пожелания, реализация которых сможет улучшить следующую работу и, в конце концов, понять не только через анализ самих работ, насколько я достигаю целей, преследуемых заданием.
Что же пишут мне ученики?
«Это было совсем несложно».
«Это была интересная проверочная, побольше бы таких».
«Было скучно, я всё сделал, и не знал, что делать дальше».
«Работа была интересной, я вновь вспомнил и закрепил пройденный материал. Мои пожелания: иногда мне не хватало места, чтобы написать ответ (изложить свои мысли)».
«Я бы хотел больше работать с учебником, писать конспекты».
«Я недовольна вопросами А и Б, а вопрос В не поняла».
«Был хороший и познавательный урок».
«Ааааа, есть много, что я пропустил».
Можно сказать, что я получаю достаточно информации из такой обратной связи, могу использовать её если не для коррекции текущей ситуации, то для улучшения следующих. В частности, я стала следить, чтобы интервалы между строчками были достаточны для записей, а также обучила часть учеников делать сноски, размещая их текст на обратной стороне бланка.
По возможности, заготавливаю варианты заданий, отличающихся сложностью и объемом. Ученик может выполнить и два задания одного уровня, если есть желание и позволяет время.
Обнаружив, что иллюстрации в таких работах вызывают эмоции, я стала чаще размещать их, пусть даже они занимают место на листе.
Когда в обратных связях стали много писать про непонятные вопросы, я начала особенно старательно проверять тексты заданий на предмет грамматической и лексической однозначности, отсутствия потенциально недостаточно понятной терминологии.
Позитивные обратные связи служат мне поддержкой и мотивируют продолжать делать такие работы – и, между прочим, мотивируют продолжать запрашивать обратную связь.
Я думаю, что у обратной связи двойной смысл: помимо того, что учитель получает информацию, ученик получает возможность высказаться. Возможно, что этот второй смысл обратной связи важнее первого. Не так часто, уж точно реже, чем надо бы, у ученика есть возможность высказываться по поводу процессуальных сторон обучения, и быть услышанным.
По окончании года использую структурированную обратную связь, подводя, таким образом, итоги года и собирая те плюсы и минусы жизни, обучения, которые надо захватить с собой в следующий год или, наоборот, постараться исключить в нём.
Каждому ученику выдается бланк обратной связи, содержащий восемь-десять вопросов по поводу прожитого года в целом, удовлетворенности обучением, отдельного (моего) предмета, учителя (меня). Такая форма обратной связи предполагает анонимность, но ученик имеет право подписать свой бланк, и этим пользуются желающие выразить свое мнение так, чтобы я знала, чье оно, или желающие написать о своих чувствах, чтобы сделать признание персональным. «Я, Имярек, люблю поговорить с учителем», отличается от «я, не скажу кто, люблю поговорить с учителем».
О себе пишу в третьем лице, и наблюдаю, что многие ученики описывают меня тоже в третьем. Очевидно, это как-то минимизирует чувство неловкости.
Эта обратная связь позволяет проверить свои гипотезы относительно того, что происходило в течение года, и как менялось, например, отношение ученика к предмету по мере обучения с сентября по май, что ему нравилось, что – нет, и чего бы хотелось. Как правило, ученики мечтают о вполне реальных изменениях, и я могу их внедрять. Также могу получить и отклик на своё взаимодействие с учениками, они выражают самые разные чувства и соображения по этому поводу, и можно успокаиваться, если всё идет нормально, или, наоборот, продумывать изменения, если они не удовлетворены взаимодействием.
Тексты, получаемые в итоге, достаточно подробны и часто насыщены самыми разными эмоциями. Это, с одной стороны, вдохновляет, но, с другой стороны, заставляет говорить о рисках, которые несет в себе обратная связь.
Первое, что хочется упомянуть – это даже не риск в полном смысле слова, но, возможно, тоже неприятное открытие. Я даю бланк или просто предлагаю прокомментировать задание, и получаю в ответ краткую запись типа «ничего», «не знаю», или мне сдают пустой бланк. Возможно, это случайность. Может быть, ученик действительно не смог ничего ответить или не знал, что и как написать, или застеснялся.
Однако, есть сильное предположение, что такая односложность – следствие недоверия или негативного отношения ко мне. В случае неанонимной обратной связи это заставляет меня думать о качестве контакта с данным учеником, а в случае анонимной – о том, что есть один ученик в классе, про которого я чего-то не поняла, и он мне, как минимум, не доверяет. Цитируя классика, «я не червонец, чтобы всем нравиться», но многочисленность таких ответов не может не настораживать.
Есть и настоящие риски. Я могу получить в обратной связи критику, к которой не готова, не могу отнестись к ней конструктивно, критику себя, а не своей работы, и простое хамство, природа которого необязательно ясна. Не всегда такие тексты – следствие плохого отношения ко мне, вполне может быть, что таким образом ученик честно работает на улучшение ситуации, но выражает свое мнение трудным для меня способом.
Это надо осознавать, прежде, чем запрашивать обратную связь, и закладываться на некоторую вероятность получения такого результата, прогнозировать свои мысли и действия, если такое случится, чтобы быть хотя бы в какой-то мере готовым к этому.
Другой риск – это ошибки в интерпретации обратной связи. Ученик пишет, что оценивает что-то «на четыре», а учитель относит это свидетельству своей неуспешности, потому что «не пять». Однако, по пятибалльной шкале «четверка» - это «хорошо», а неуспешность, то есть, «неудовлетворительно», это «два».
Также ошибки в интерпретации связаны с соотношением представления о том, что ученик должен написать, и реального текста. Не всегда ученики выражают благодарность, но это не означает, что они её не испытывают, просто сейчас пишется текст о другом. Не всегда ученики могут выдать подробный анализ ситуации, но это не значит, что они плохо понимают происходящее.
Самая грустная ошибка интерпретации обратной связи – считать выраженную в ней симпатию и привязанность неискренними. Как показывает мой опыт, позитивная обратная связь, в которой ученик выражает свои эмоции по отношению ко мне и к моему предмету – это настоящее.
Есть ещё риск не получить в обратной связи того, что хотелось, не потому, что ученики не могут написать об этом, а по причине неправильно составленных вопросов: неоднозначных, грамматически некорректных. Качеству вопросов надо уделять внимание, и, кстати, рассчитывать, какое время займёт ответ на них.
Развернутая обратная связь, состоящая из десятка вопросов, занимает в старших классах целый урок. Результаты её – одно из моих любимых чтений. Большинство учеников старательно излагают свои мысли и впечатления, отвечая на вопросы, лист бывает исписан полностью, с обеих сторон, и мне есть, о чем подумать, что учесть, от чего оттолкнуться. Я испытываю благодарность за эти ответы и вдохновляюсь дальше работать.
Однако, сегодня мы обратимся к первой, запланированной обратной связи.
Все мы её если не запрашиваем, то уж точно знаем, как респонденты. Ставим галочки в нужном квадратике бланка, оценивая проведенное мероприятие или даже посещение интернет-магазина, нажимаем кнопки с рожицами, оценивая работу оператора сбербанка. Пишем более или менее распространенные предложения, отвечая на вопросы о причинах той или иной оценки, выражаем свои пожелания после семинара.
Систематически применяю запланированную обратную связь в работе с учениками, например, по мотивам очередной работы, выполнявшейся на уроке, и по окончании года.
В первом случае имеет место неструктурированная обратная связь: я предлагаю поделиться впечатлениями и пожеланиями относительно конкретной работы. Часто такая работа представляет собой бланк, содержащий мои задания, выполнение которых позволяет освоить новую тему, повторить известную, потренироваться в решении задач, поискать ответы на более или менее сложные вопросы. Ученик успеет дать обратную связь, если у него останется немного времени урока, но явно не сможет написать развернутый текст, ответить на серию вопросов. Мой вопрос обычно предполагает свободное истолкование: «На обратной стороне ты можешь поделиться впечатлениями от работы, трудностями, которые у тебя возникли, оставить мне пожелания». Принципиально возможно и большее структурирование обратной связи, ограничение её тематики, но мне здесь важно уловить непосредственную реакцию ученика, услышать что-то, что он сам хочет сказать.
Цель получения такой обратной связи – увидеть общую оценку работы, удовлетворенность или неудовлетворенность ею, отчасти – выяснить причины недостаточно качественного выполнения работы, получить пожелания, реализация которых сможет улучшить следующую работу и, в конце концов, понять не только через анализ самих работ, насколько я достигаю целей, преследуемых заданием.
Что же пишут мне ученики?
«Это было совсем несложно».
«Это была интересная проверочная, побольше бы таких».
«Было скучно, я всё сделал, и не знал, что делать дальше».
«Работа была интересной, я вновь вспомнил и закрепил пройденный материал. Мои пожелания: иногда мне не хватало места, чтобы написать ответ (изложить свои мысли)».
«Я бы хотел больше работать с учебником, писать конспекты».
«Я недовольна вопросами А и Б, а вопрос В не поняла».
«Был хороший и познавательный урок».
«Ааааа, есть много, что я пропустил».
Можно сказать, что я получаю достаточно информации из такой обратной связи, могу использовать её если не для коррекции текущей ситуации, то для улучшения следующих. В частности, я стала следить, чтобы интервалы между строчками были достаточны для записей, а также обучила часть учеников делать сноски, размещая их текст на обратной стороне бланка.
По возможности, заготавливаю варианты заданий, отличающихся сложностью и объемом. Ученик может выполнить и два задания одного уровня, если есть желание и позволяет время.
Обнаружив, что иллюстрации в таких работах вызывают эмоции, я стала чаще размещать их, пусть даже они занимают место на листе.
Когда в обратных связях стали много писать про непонятные вопросы, я начала особенно старательно проверять тексты заданий на предмет грамматической и лексической однозначности, отсутствия потенциально недостаточно понятной терминологии.
Позитивные обратные связи служат мне поддержкой и мотивируют продолжать делать такие работы – и, между прочим, мотивируют продолжать запрашивать обратную связь.
Я думаю, что у обратной связи двойной смысл: помимо того, что учитель получает информацию, ученик получает возможность высказаться. Возможно, что этот второй смысл обратной связи важнее первого. Не так часто, уж точно реже, чем надо бы, у ученика есть возможность высказываться по поводу процессуальных сторон обучения, и быть услышанным.
По окончании года использую структурированную обратную связь, подводя, таким образом, итоги года и собирая те плюсы и минусы жизни, обучения, которые надо захватить с собой в следующий год или, наоборот, постараться исключить в нём.
Каждому ученику выдается бланк обратной связи, содержащий восемь-десять вопросов по поводу прожитого года в целом, удовлетворенности обучением, отдельного (моего) предмета, учителя (меня). Такая форма обратной связи предполагает анонимность, но ученик имеет право подписать свой бланк, и этим пользуются желающие выразить свое мнение так, чтобы я знала, чье оно, или желающие написать о своих чувствах, чтобы сделать признание персональным. «Я, Имярек, люблю поговорить с учителем», отличается от «я, не скажу кто, люблю поговорить с учителем».
О себе пишу в третьем лице, и наблюдаю, что многие ученики описывают меня тоже в третьем. Очевидно, это как-то минимизирует чувство неловкости.
Эта обратная связь позволяет проверить свои гипотезы относительно того, что происходило в течение года, и как менялось, например, отношение ученика к предмету по мере обучения с сентября по май, что ему нравилось, что – нет, и чего бы хотелось. Как правило, ученики мечтают о вполне реальных изменениях, и я могу их внедрять. Также могу получить и отклик на своё взаимодействие с учениками, они выражают самые разные чувства и соображения по этому поводу, и можно успокаиваться, если всё идет нормально, или, наоборот, продумывать изменения, если они не удовлетворены взаимодействием.
Тексты, получаемые в итоге, достаточно подробны и часто насыщены самыми разными эмоциями. Это, с одной стороны, вдохновляет, но, с другой стороны, заставляет говорить о рисках, которые несет в себе обратная связь.
Первое, что хочется упомянуть – это даже не риск в полном смысле слова, но, возможно, тоже неприятное открытие. Я даю бланк или просто предлагаю прокомментировать задание, и получаю в ответ краткую запись типа «ничего», «не знаю», или мне сдают пустой бланк. Возможно, это случайность. Может быть, ученик действительно не смог ничего ответить или не знал, что и как написать, или застеснялся.
Однако, есть сильное предположение, что такая односложность – следствие недоверия или негативного отношения ко мне. В случае неанонимной обратной связи это заставляет меня думать о качестве контакта с данным учеником, а в случае анонимной – о том, что есть один ученик в классе, про которого я чего-то не поняла, и он мне, как минимум, не доверяет. Цитируя классика, «я не червонец, чтобы всем нравиться», но многочисленность таких ответов не может не настораживать.
Есть и настоящие риски. Я могу получить в обратной связи критику, к которой не готова, не могу отнестись к ней конструктивно, критику себя, а не своей работы, и простое хамство, природа которого необязательно ясна. Не всегда такие тексты – следствие плохого отношения ко мне, вполне может быть, что таким образом ученик честно работает на улучшение ситуации, но выражает свое мнение трудным для меня способом.
Это надо осознавать, прежде, чем запрашивать обратную связь, и закладываться на некоторую вероятность получения такого результата, прогнозировать свои мысли и действия, если такое случится, чтобы быть хотя бы в какой-то мере готовым к этому.
Другой риск – это ошибки в интерпретации обратной связи. Ученик пишет, что оценивает что-то «на четыре», а учитель относит это свидетельству своей неуспешности, потому что «не пять». Однако, по пятибалльной шкале «четверка» - это «хорошо», а неуспешность, то есть, «неудовлетворительно», это «два».
Также ошибки в интерпретации связаны с соотношением представления о том, что ученик должен написать, и реального текста. Не всегда ученики выражают благодарность, но это не означает, что они её не испытывают, просто сейчас пишется текст о другом. Не всегда ученики могут выдать подробный анализ ситуации, но это не значит, что они плохо понимают происходящее.
Самая грустная ошибка интерпретации обратной связи – считать выраженную в ней симпатию и привязанность неискренними. Как показывает мой опыт, позитивная обратная связь, в которой ученик выражает свои эмоции по отношению ко мне и к моему предмету – это настоящее.
Есть ещё риск не получить в обратной связи того, что хотелось, не потому, что ученики не могут написать об этом, а по причине неправильно составленных вопросов: неоднозначных, грамматически некорректных. Качеству вопросов надо уделять внимание, и, кстати, рассчитывать, какое время займёт ответ на них.
Развернутая обратная связь, состоящая из десятка вопросов, занимает в старших классах целый урок. Результаты её – одно из моих любимых чтений. Большинство учеников старательно излагают свои мысли и впечатления, отвечая на вопросы, лист бывает исписан полностью, с обеих сторон, и мне есть, о чем подумать, что учесть, от чего оттолкнуться. Я испытываю благодарность за эти ответы и вдохновляюсь дальше работать.