Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация разновозрастного обучения

Белокурова Вера Викторовна
Успешная учебная деятельность учащихся во многом определяется нали-чием положительного мотива учения. Подростковый возраст характеризуется падением интереса к учению, а значит, отсутствием мотива учения. Под мотива-цией в широком смысле слова понимаются побуждения, вызывающие активность организма и определяющие его направленность [2. С. 64] . Особое значение имеет формирование положительных мотивов учебной деятельности именно в подро-стковом возрасте, так как данный возраст считается одним из самых трудных эта-пов развития личности. Особенностям организации образовательного процесса, описанию методов активизации познавательной активности подростков посвя-щены работы многих исследователей (С.В. Белова, Г.А. Горбунова, Е.А. Глу-ховская Е.Е. Лушникова, Т.Е. Милехина, Н.М. Платонова, Г.В. Сорвачева, Г.Я. Шишмаренкова, И.В Шманева).
Анализ данных работ и других публикаций позволяют сделать вывод, что сформировать положительные мотивы учения можно двумя способами.
1.      Первый - обретение интереса к учебе нередко вызывается измене-нием предмета и форм организации обучения. Данный способ и связан именно с изменением содержания образования и форм учебной деятельности, созданием ус-ловий для интеллектуального развития.
2. Второй способ - это создание условий для удовлетворения потребности подростка в общении с другими людьми, желания занять определенное место в системе общественных отношений.
Попытки формирования положительных мотивов учения в основном на-правлены по первому пути. Даже на уровне Министерства образования делают-ся попытки модернизации содержания учебных предметов, а учителя ищут и на-ходят наиболее приемлемые приемы и методы преподавания этих предметов.
На наш взгляд, при организации образовательного процесса в разновозраст-ных детских коллективах у педагога появляется больше возможностей учета по-требности детей.
В различные периоды своей истории человечество неоднократно обраща-лось к идее организации образовательного процесса в группах, состоящих из де-тей разного хронологического возраста. В современной литературе разновозраст-ное обучение встречается под разными названиями. В иностранной литературе чаще встречаются такие термины как мультивозрастное, многоуровневое, сме-шанно-возрастное, неклассифицированное обучение, тогда как в отечественной-разновозрастное обучение или обучение в ходе межвозрастного взаимодействия.
К разновозрастному обучению в одних случаях прибегали потому, что не были известны другие способы организации процесса передачи культурно-исторических ценностей подрастающему поколению, в других случаях это было вызвано необходимостью, связанной или с отсутствием учителя, или с отсутстви-ем помещения, или с отсутствием соответствующего финансирования. К примеру, в системе образования Америки размещение детей в отдельных классах с другими детьми того же самого возраста - довольно недавнее явление. Во всяком случае, до 1930 года в США главным источником формального образования для большин-ства детей служило здание школы с одной комнатой, где в среднем содержалось приблизительно 25 детей в возрасте от 5 до 15 лет. В настоящее время обучение в разновозрастных группах сохранилось во многих школах различных штатов. Хотя объединенные учебные группы (классы) представляли 17% в Калифорнии, в большинстве штатов такие классы составляли 3%-7% - значительно более низкий процент, чем в Канаде, Англии и других Европейских странах. Аналогичных цифр относительно Российской системы образования не обнаружено. Однако известно, что разновозрастное обучение используется в школах Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и Ярославской области, Екатерин-бурга, Красноярска, Красноярского и Краснодарского краев, Иркутской области и т. д.
Идеи разновозрастного обучения используются в таких известных педаго-гических системах, как Дальтон-план, Иена-план, Виньетка-план, Монтессори-педагогика, Вальдорфская педагогика, педагогика С. Френе, метод проектов У. Килпатрика, "открытые школы" или "открытое обучение" .

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»