Реализация этнокультурного (казачьего) компонента в процессе обучения
Кузьминский Евгений Валентинович,
методист ГБОУ школа № 482
Выборгского района Санкт-Петербурга
методист ГБОУ школа № 482
Выборгского района Санкт-Петербурга
Современное многонациональное общество нуждается в грамотном человеке, носителе своей национальной культуры, воспринятой не изолированно, а в условиях взаимодействия с другими культурами (через взаимодополнение различных культур, выявление их сходства и различия, общих истоков, корней). Сравнивая искусства разных народов и находя общие элементы, обучающиеся шире и глубже воспринимают национальную культуру собственного народа и в последующем способны не просто пассивно созерцать национальную культуру, а внести в нее свой вклад.
Приобщение к народному искусству (в частности к казачьему фольклору) в многонациональной школе можно осуществлять через этнопедагогизацию образования. «Этнопедагогизация – решающий факт интеграции обучения и воспитания... целостный воспитательный процесс как естественно организованный процесс интеграции традиционных культур с современными воспитательными системами, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство)» (Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. - М., Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001.- с.4).
Этнопедагогизация процесса образования предполагает: 1) изучение культуры и искусства конкретного народа через сравнение и нахождение связей, отличий с культурами и искусством других народов, через диалог «регионально-этнический» (по горизонтали) и «историко-эволюционный» (по вертикали); 2) целостный подход к обучению, адекватный народным традициям, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, их потребностей и интересов, создание условий для их творческого развития и самовыражения. Этнопедагогизации позволяет объединить и гармонизировать современные передовые теории в области педагогики и психологии, достижения в области искусствоведения, культурологи и литературоведения. Данный подход позволяет организовать усвоение детьми народного искусства в многонациональной среде более глубоко, через проникновение в природу и законы народного искусства. Подход позволяет воспитывать не просто созерцателя, а носителя культуры, способного воспроизводить, развивать и передавать культуру, воспринятую не изолировано, а через взаимодействие с культурами других народов.
Идея изменений (в чём сущность ППО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации образовательного процесса и др.)
«Новое содержание литературного образования немыслимо без изучения литературной жизни региона, в котором мы живём. Особое место на уроках литературы следует отвести народному и литературному творчеству волгоградских писателей-казаков и теме казачества» (Изучение этнокультурного казачьего компонента литературного образования: Метод. пособие/Сост.: Г.М.Вялкова, Т.А.Чернова. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007).
Этнообразование способствует установлению реального взаимодействия и взаимообогащения культур. Это свойство обеспечивает ему определенное место в региональном компоненте государственного образовательного стандарта. Одна из главных задач образования – создавать такие условия, в которых у подрастающего поколения формировалось бы уважительное отношение к другим людям, к различному мировоззрению, к другой культуре и идеологии посредством ознакомления обучающихся с биографией авторов изучаемых произведений региональной литературы, историей их создания, темой, авторским замыслом; введения обучающихся в мир художественных образов, картин, меткого языка литературы родного края. Для решения данной задачи у обучающихся должны быть сформированы умения определять специфику казачьего фольклора, пользоваться литературоведческими понятиями в оценке нравственно-эстетических ценностей литературных произведений региона. Именно поэтому придаётся такое значение этой проблеме, исповедуется этнокультурный подход к ее решению
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
В процессе формирования культуроведческой (этнокультуроведческой) компетентности обучающихся рассматриваются следующие концептуальные основы. Так, полиэтничность в образовании предусматривает построение образовательного процесса на принципе этнокультурного плюрализма, признании равноценности и равноправия всех этнических групп, составляющих общество, на недопустимости дискриминации по национальному признаку. Принцип позитивного отношения к этнокультурному разнообразию призван донести до сознания детей тот факт, что этнокультурное многоцветие – это норма, которая обусловлена многообразием форм проявления человеческой жизни и деятельности. Жизненно важно рассматривать многообразие как преимущество, а не как проблему. Принцип культуросообразности учитывает специфику среды жизнедеятельности детей и использование ее возможностей в формировании личности ребенка и приобщении его к культуре родного края. Принцип диалога (межличностного и культурного) способствует расширению кругозора подрастающего поколения, приобщению его к российской и мировой культуре, формирует умение продуктивно взаимодействовать с другими, уважать их точку зрения, дает возможность плодотворного культурного обмена, достигать взаимопонимания и взаимоприемлемого решения проблемы. Принцип междисциплинарности и вариативности предписывает, используя всевозможные методические формы и средства, отражение этнокультурного материала во всем спектре учебных дисциплин. Кроме того, включение в образовательный процесс интегрированных уроков литературы, истории, искусства разных народов способствует постижению взаимовлияния, взаимопроникновения и взаимообогащения культурно-исторического опыта различных национальных общностей, выявлению их общечеловеческого потенциала. Принцип полилингвизма предполагает более глубокое освоение личностью родного, государственного и международных языков. Изучение донского говора как своеобразной разновидности русского языка содействует сохранению этнокультурного наследия. Принцип комплексности предусматривает формирование этнокультуроведческой компетентности обучающегося на познавательном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
Базовыми направлениями формирования культуроведческой компетентности обучающихся являются: 1) развитие у них принятия и понимания других народов, признания ценности этнокультурного многообразия; 2) воспитание их в духе мира, гуманного межэтнического общения, привитие идей альтруизма и уважения к другим, развитие эмоциональной устойчивости и толерантных качеств личности; 3) приобретение ими знаний, представлений об истории, географии, литературе, культуре, обычаях, традициях, образе жизни родного края; 4) формирование у них понимания необходимости гармонизации общечеловеческих и национальных интересов, а также поиск общих культурных элементов, интересов, потребностей; 5) развитие у них конструктивных коммуникативных умений и поведенческих моделей во взаимодействии с этнофорами.
В ходе обобщения передового педагогического опыта я пришёл к выводу, что формирование этнокультуроведческой компетентности посредством изучения народного и литературного творчества писателей-казаков неразрывно связано с воспитанием этнической толерантности, так как именно она является инструментом, механизмом достижения межэтнического взаимопонимания и взаимодействия, что весьма актуально в современном обществе. Этническая толерантность и этнокультуроведческая компетентность представляют собой двуединую сущность. Одно из них всегда предполагает другое. С одной стороны, этнокультуроведческая компетентность, основанная на знаниях об этнокультурах и опыте в области межэтнических отношений и нацеленная на взаимное понимание, предполагает толерантность между этнофорами. С другой стороны, этническая толерантность, основанная на признании и принятии этнокультурного разнообразия, дает возможность понять другие народы, расширить рамки этнического опыта и знаний. Полагаю, этнокультуроведческая компетентность и этническая толерантность характеризуют одно и тоже явление с разных сторон, а именно ту составляющую в структуре личности, которая отвечает за ее способность к эффективному взаимопониманию и взаимодействию с представителем другой этнической группы. То есть этническая толерантность характеризует ценностную ориентацию личности, а этнокультуроведческая компетентность выступает ее деятельностной характеристикой, представляющую собой сформировавшуюся и реализуемую способность к конструктивному взаимодействию с этнофорами. Таким образом, можно заключить, что этнокультуроведческая компетентность, формируемая на уроках литературы в рамках изучения регионального казачьего компонента литературного образования в 5-6 классах, одновременно соединяет адекватные знания о художественной литературе о казачестве в ее внутренних взаимосвязях с историческими судьбами России и ее литературой, представления об этнических общностях и их культуре и толерантные поведенческие отношения, настроенные на межэтническое взаимопонимание и взаимодействие.
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
Можно констатировать, что перед преподаванием в настоящее время встают сложные педагогические задачи, которые в значительной степени определяются особенностями общекультурной ситуации в обществе: возрастанием потребности возврата многих утраченных духовных ценностей и в то же время негативным отношением к сложившимся стереотипам в педагогике и оценке художественных произведений. Поиск новых подходов к преподаванию, различных форм проведения занятий, а главное, формирование нового типа преподавателя. Построение наиболее эффективных структур занятий в современной теории и методике приводят к системе выбора таких видов деятельности обучающихся на уроке (помимо продуктивной творческой, рецептивной, репродуктивной на первый план выходит поисковая и исследовательская деятельность обучающихся), которые нацеливают детей реализовать свой творческий потенциал и через систему дополнительного художественного образования помогают адаптироваться к реалиям современного мира.
Необходимыми личностно-профессиональными качествами педагога, на мой взгляд, также являются:
- готовность педагога к субъект-субъектному взаимодействию с учеником;
- умение выводить собственную деятельность на творческий уровень;
- владение проектной технологией наряду с другими современными педагогическими технологиями
Результат изменений
Под этнокультурным образованием мы понимаем целенаправленно организованный процесс, обеспечивающий становление у подрастающего поколения суперэтнической позиции, необходимой им для ориентации и функционирования в современном социуме на основе общечеловеческих ценностей.
Культуроведческая (этнокультуроведческая) компетенция включает в себя знание русского речевого этикета, наименование предметов и явлений традиционного русского (казачьего) быта, традиций, национальных игр, обрядов и обычаев, изобразительного искусства, устного народного творчества и т.п., номинативных единиц языка с национально-культурным компонентом значения, знание невербальных средств общения. Существенное место в формировании культуроведческой компетенции занимает текст художественной литературы не только как материал для упражнения и разборов, но и как средство духовного и эстетического воспитания и обучения речевому общению обучающихся (в 5-6 классах в рамках изучения тем регионального казачьего компонента литературного образования обучающиеся приобщаются к казачьему фольклору как явлению русской национальной культуры, знакомятся с отражением в нем народных представлений о свободе, справедливости, верности, о долге и чести, выражением в малых формах фольклора основ мировоззрения казачества, отражением в сказе «Что на свете всех милее» истории казачества, любви к родной земле; при изучении казачьих сказок (волшебных («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), бытовых («Глупый барин и хитроумный казак»), сказок-притч «Казак и судьбина»)) обучающиеся характеризуют окружающий мир в казачьих сказках: особенности быта, обычаев казаков, выявляют сходства и различия с русскими народными сказами (сопоставляют и анализируют), определяют нравственно-этические ценности донских казаков; знакомясь с казачьими песнями (историческими, лирическими, обрядовыми), обучающиеся получают представление о неистребимости народной памяти, глубине и силе истинных человеческих чувств, высокой правдивости и поэтичности раскрытия существенных сторон домашней жизни казака в прошлом).
Этнопедагогизация образовательного процесса рассматривается как один из инструментов построения на этнокультурной основе общего образования, ведущего к овладению обучающимися ценностями национальной и мировой культуры. Предполагает использование в образовательном процессе средств и методов народной педагогики, учет национально-психологических особенностей детей и специфики семейного воспитания этносов.
«Организация системы этнокультурного образования на основе художественно-творческой деятельности обеспечивает универсализацию духовно-практических возможностей подрастающих поколений, воплощение в их жизнедеятельности высших смыслов человеческого существования, формирования образа «Я» как человеческого, а не социального образца. Все это создает базу для становления суперэтнической позиции развивающейся личности в пространстве национальной культуры, формирует способность перспективно мыслить и действовать в интересах России, с гордостью носить имя россиянина. Отстаивая свою честь и достоинство как представителя многонациональной российского народа» (Голошумова Г.С. Этнокультурное образование учащихся в процессе художественно-творческой деятельности. Сборник статей. Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания. М., 2003, с. 125)