Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Возможности виртуальной образовательной среды
в профессиональном развитии педагогов

В настоящее время использование в педагогической практике информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стало неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Это позволяет выйти на уровень инновационной деятельности как формы повышения педагогической культуры и развития профессиональных компетенций, о которых говорит Профессиональный стандарт «Педагог».
Важный аспект в данном контексте - способность педагога в должной мере качественно использовать имеющуюся виртуальную образовательную среду, в нашем случае – официальный сайт дошкольной образовательной организации.
Добро пожаловать на официальный сайт ГБДОУ детского сада №36 Кировского района Санкт-Петербурга. Он состоит из нескольких визуально выделенных блоков, но мы остановимся на одном из разделов блока, адресованного педагогам – «Работа районной творческой группы».
В 2012 году на базе детского сада открылась творческая группа «Проектная деятельность в ДОУ». Это были практикоориентированные ежемесячные семинары и открытые мероприятия, направленные на повышение проектных компетенций, обобщение и распространение опыта педагогов, создание качественно новых методических продуктов. Продуктами работы творческой группы разных годов стали подготовка и проведение Фестиваля проектов, Конкурса эссе, Аукциона портфолио проектов, развернутая картотека игр, направленных на коммуникацию. 
Надо отметить, что изначально ставка делалась на педагогов Кировского района Санкт-Петербурга, но фактически встречи группы регулярно посещали педагоги – Адмиралтейского, Выборгского, Петродворцового районов Санкт-Петербурга, преподаватели педагогических ВУЗов, что только подтверждало актуальность затронутой темы. Появилась необходимость в организации особого пространства для общения и распространения и преломления опыта. Тогда детский сад ходатайствовал перед районным Центром информационной культуры Кировского района о выделении интернет пространства для построения тематического сайта «Детские проекты». Это позволило с опорой на ИКТ получить нестандартный, новый уровень в традиционных формах взаимодействия участников образовательного процесса. А также решить выявленные на тот момент проблемы: разрозненные знания и представления о проектной деятельности, отсутствие единого ресурса, где были бы собраны справочные и нормативные документы, варианты планирования, графические шаблоны (схемы, структуры, модели), практические примеры проведенных проектов.
Возможность дистанционно обсудить, задать вопросы, услышать совет, а в дальнейшем самостоятельно сделать и получить конструктивную оценку коллег – это не просто важно, это необходимо современному педагогу. Материалы сайта могли быть использованы целым блоком (например: готовые презентации о проведенных проектах), так и точечно (например: как поставить проблему в проекте, как организовать планирование и т.д.).
Сайт функционировал 3 года, разрастался и в связи с этим стали происходить частые сбои. Всё техническое обслуживание ложилось на авторов сайта. Решался вопрос о его закрытии. Чтобы сохранить информацию, было предложено перенести её на официальный сайт, максимально облегчив. Так появился дополнительный раздел официального сайта «Работа районной творческой группы» и канал YouTube детского сада, куда мы сохранили большую часть информации. Это презентации проектов, видео, визитные карточки, конкурсные материалы. Чтобы легко и удобно ориентироваться на канале, была введена разбивка на плейлисты. Например, плейлист – «Фестиваль проектов», «Проекты ГБДОУ № 36» и др. Это позволило проиллюстрировать работу Творческой районной группы, используя только ссылки на сторонний ресурс. Каждый год работы творческой группы вынесен в отдельное меню, которое в свою очередь содержит материалы каждой из 6 встреч: ежегодно с октября по апрель.
Кликнув на кнопку «Подробнее», перед нами раскроется подробное описание встречи. Все встречи четко структурированы:
- вступительный этап включал в себя  погружение в тему,  постановку проблемы.  Теоретические аспекты, освещенные  на данном этапе, позволяли коллегам  ориентироваться в вопросах темы.
- Деятельностный этап встречи был направлен на решение поставленной ранее проблемы. Здесь использовались различные формы работы с кадрами, как широко известные, так и нетрадиционные (мозговой штурм, поиск и работа с текстом, деловая игра, игровое сюжетное взаимодействие, SWOT- анализ, кейс-метод, «морской бой» и др.). Использование разноплановых тренингов, в том числе коммуникативных, помогало наладить активное диалогическое взаимодействие друг с другом. Тренинги отражали наглядный образ, полученный в результате работы над собой. Проживая и пропуская через себя творчество, фантазию, игру педагог получал возможность увидеть в себе ребенка и провести анализ ситуаций взаимодействия с детьми группы.
- Заключительный, итоговый этап предполагал обмен опытом (презентации проведенных проектов с детьми) и рефлексию (анкеты, интернет голосование, обмен мнениями).
Обратите внимание, на страницах сайта работают гиперссылки. Слова, на которых поставлены гиперссылки выделены цветом. Например, кликнув по ссылке на словах «программа встречи», в новом окне откроется вариант предложенной Программы. Или, кликнув на названия тренинговых упражнений – открывается окно с описанием и процедурой их проведения, а гиперссылка на слове «SWOT-анализ» откроет подсказку и описание этой технологии.
Каждая встреча сопровождалась фотосъёмкой. Посмотреть фотографии можно, кликнув на кнопку «Фотогалерея». В нижней части страницы встречи размещено поле «Добавить комментарий». Это важная часть обратной связи. Чем шире взаимодействие, тем с большим количеством мнений, идей мы можем делиться или обобщать опыт. Функции такого рода интерактивного взаимодействия в поддержке, направлении, или получении конструктивной критики.
В чем же отличие нашего сайта от любого другого сайта образовательной организации? У нас есть ответ и на этот вопрос. Простое, привычное и интуитивно понятное размещение материала на сайте поможет любому посетителю легко найти нужную информацию. Мы не преследовали цель сделать что-то новое. Мы думали над тем, как сделать сайт доступным и полезным. И родилась идея использовать в материалах теги – важные подсказки, ведущие и сопровождающие читателя.
Одно понятие – один и тот же тег во всех материалах, чтобы случайно не пропустить возможность изучить информацию по проблеме в различных вариантах и ситуациях. Теги разбиты по категориям: красный восклицательный знак – обратит внимание, лупа – привлечет к более подробному рассмотрению, поможет изучить секреты; книга с закладкой – обозначит форму организации описанного мероприятия; узелок – подробно расскажет о какой-либо технологии, или тренинговом упражнении; человечек обозначает обращение к своему сознанию, анализ приобретенных знаний.

 
Мы предполагали, что каждый из тегов будет иметь свою картотеку. На данный момент оформлена картотека тега «Технология». В ней собраны ссылки на все проведенные разными участниками творческих групп проекты. Их более 30-ти. Работа далеко не закончена. Впереди картотеки всех остальных тегов.
В построении сайта и размещении на нем информации принимала участие большая часть коллектива детского сада. В коллективе единомышленников  каждый занял своё нужное и важное место, будь то ответственным за пополнение разделов сайта или канала YouTube, кто-то брал в руки фотоаппарат и фиксировал каждую встречу, а кто-то просто присылал свои идеи или наблюдения. Все использовали возможности виртуальной образовательной среды в своем профессиональном развитии. Ведь сайт – это еще и важный этап подготовки к аттестации, дополнительная возможность опубликовать свой опыт работы.
В заключении хочется нарисовать образ отражающий идею нашей организации сайта. Сайт – это большой пирог. Кухня, где он готовится, это детские сады, а повара это педагогическое сообщество, которое  формируют разные педагоги, вне зависимости от должности, опыта и стажа работы, наличия квалификационной категории, творческого потенциала, возможно, из  разных образовательных организаций (района, города, страны). Вкус пирога зависит и от повара и от выбранной им начинки. А ещё чтобы пирог получился вкусным нужно иметь знания и вложить душу.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»