Мультимедийные технологии в образовании
Куликова Мария Сергеевна,
ГБОУ СОШ №274 Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №274 Санкт-Петербурга
Мы живем в информационном обществе, основная ценность которого – знания. Большую часть информации из окружающего мира человек воспринимает с помощью органов зрения. Видеоинформация, ее восприятие, обработка и обмен ею вызывают постоянный интерес у школьников. Учащиеся предпочитают видеть и делать, обучаясь при этом. Визуальное и интерактивное представление информации становятся нормой. 3D-технологии (видео, фото и анимация) первоначально больше использовались в развлекательных, игровых целях. В настоящее время 3D-технологии стали использоваться в прикладных целях. Учащиеся часто пользуются разнообразными технологическими устройствами, часто пользуются сетью Интернет, смотрят 3D-фильмы.
Внедрение инновационных методов обучения – необходимый путь развития современной школы. Проблема использования современных образовательных информационных технологий в образовательном процессе очень актуальна.
Технический прогресс всё активнее проникает во все сферы жизни, не исключение и образование. Сегодня мы не представляем себе школу без использования компьютера, мультимедийной доски, проектора.
С начала второго десятилетия 21 века в школах начинают внедряться 3D технологии.
3d – это аббревиатура (3 dimensions, то есть 3 измерения).
В настоящее время появилась замечательная возможность использовать современные технологии, как создания, так и использования 3D изображений и 3D видеофильмов в практике образовательной деятельности. Причем предлагаемые варианты опираются на использование свободно-распространяемого программного обеспечения и самостоятельно изготовленные приспособления для работы с фото и видео. Что очень важно, учащиеся сами, под руководством преподавателя, смогут создавать 3D видеоролики и 3D фотографии. Тем самым они получают навыки работы с новейшими технологиями, учатся создавать простейшие приспособления для просмотра трехмерных объектов, будут создавать красивые презентации, украшать страницы сайтов и блогов, работать с проектами и получат уникальный, востребованный жизненный опыт.
В качестве примеров использования 3D технологий в образовании можно привести следующие:
- показ сложных тем и уроков, тематические уроки и лекции;
- создание учащимися собственных 3D изображений и 3D роликов;
- написание учащимися 3D проектов, презентаций и работ;
- организация внеурочной деятельности.
Эти технологии активно вводятся в систему обучения, поскольку:
- помогают вовлечь учащихся в научную и исследовательскую работу, делают процесс обучения интересным и понятным;
- многократно повышают качество образования,
- стимулируют творческую деятельность каждого ученика;
- существенно повышают уровень подготовки учащихся.
Одной из образовательных технологий являются «Виртуальные 3D-тренажеры». Это интерактивные 3D-приложения, являющиеся моделями технических устройств или процессов. Они содержат встроенные задания и сценарии. С их помощью можно осуществлять дистанционное образование, взаимодействие учащихся с виртуальной средой, проводить контроль знаний.
Технология «Дополненная реальность» представляет собой систему, совмещающую виртуальную и реальную реальности. Система выдает изображение, звук, имитации других ощущений. «Дополненная реальность» позволяет добавлять к поступающим из реального мира ощущениям мнимые объекты. Эти объекты являются информативными, вспомогательными.
«Живая 3D-метка» – это специальное изображение, которое наносится на какую-либо поверхность. Это может быть и бумага. Меткой может быть статичный предмет, например модель машины или сложная презентация с анимацией и связями с виртуальными объектами. Пример – управление посадкой самолета. Метка как бы «оживает», когда ее подносят к видеокамере, подключенной к компьютеру: на экране монитора появляется 3D-объект в виде анимации или видео. Пользователь не должен быть пассивным наблюдателем при использовании таких 3D-тренажеров. С помощью метки он управляет процессом изучения объекта: перемещает, вращает, рассматривает объект с разных сторон, заглядывает «внутрь»… Можно создать и запрограммировать любой сценарий взаимодействия метки и объекта – это делает возможным организовать на уроке групповую форму работы.
Продукцию на базе 3D-технологии производят фирмы Casio, Epson, Festo, Ficher Techniks, Intel, Sanako, Smart Technologies, системный интегратор «Полимедиа», «3D Лига» и EligoVision и другие. Интересным для применения в образовании для изучения науки о Земле является и мультимедийный цифровой глобус Magic Planet (фирма Global Imagination.
Интерактивные доски, «понимающие» touch-жесты пользователя, документы-камеры 3D, технологии панорамного изображения, мультимедийные проекторы, колонки, сенсорный встраиваемый дисплей, видеомагнитофон позволяют проводить практические и лабораторные работы по дисциплинам как гуманитарного, так и научно-технического цикла.
При использовании в образовании 3D-принтера можно разрабатывать дизайн предметов, которые невозможно произвести даже с помощью самых современных сложных фрезерных станков. Большинство предметов, нарисованных в компьютерных программах для 3D-печати, можно напечатать и это дает возможность воплотить в обучении итерационное моделирование. Разработанную модель можно анализировать, изменить и напечатать еще раз. Мотивация к обучению, безусловно, повышается.
В качестве программного обеспечения в школе часто предлагается использование пакета программ Free Studio. Приложение пакета Free 3D Photo Maker позволяет создавать (генерировать) трехмерные изображения и трехмерные видеоролики.
SketchUp2013-специализированное программное обеспечение, разработанное компанией Google совместно с @Last Software для быстрого создания относительно простых трехмерных объектов – зданий, мебели, интерьера.
Таким образом, применение 3D технологий на уроке позволяет облегчить преподавание предметов, облегчить восприятие учебного материала, разнообразить урок, повысить успеваемость и интерес учащихся к обучению. Прогресс в развитии 3D-технологий, который наблюдается сегодня, уже совсем скоро откроет для человечества огромные возможности и позволит нам шагнуть в новую технологическую эру.