доцент кафедры высшей математики СПбГЛТУ,
старший методист ГБОУ СОШ №16
Соломонова Татьяна Марковна, социальный педагог ГБОУ СОШ №16
В образовательном процессе социальный педагог является своеобразным посредником между личностью обучающегося и школой, семьей, социумом. В перечень его должностных обязанностей входит осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите учащихся. Можно сказать, что основной целью деятельности социального педагога является адекватное включение детей в общество взрослых, создание предпосылок к их последующей успешной социализации.
Процесс усвоения ребенком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих в дальнейшем ему функционировать в качестве полноправного члена общества, включает в себя выбор профессии. Подготовить к такому выбору подростка, сделать его решение взвешенным, осознанным очень непросто.
В условиях рыночной экономики привлекательная внешне специальность не гарантирует социальной занятости и оказывается не конкурентно способной по сравнению с менее популярным, но приносящим стабильный доход ремеслом. В наращивающем темпы информационном обществе даже за время обучения содержание профессиональной деятельности дважды, а то и трижды устаревает; появляются новые специальности, которых на момент поступления в образовательное учреждение еще не существовало. Кроме того, не стоит забывать, что овладение некоторыми профессиями требует вложения «стартового капитала», который может обеспечить своему ребенку не каждая семья.
Таким образом, можно выделить несколько проблем, связанных с выбором будущей профессии:
· отсутствие информации о состоянии регионального рынка труда;
· незнание содержания и условий труда будущей деятельности;
· превалирование «модных» специальностей над менее престижными, но востребованными;
· отсутствие «маршрута» получения профессии и запасного варианта выбора учебного заведения;
· низкий уровень информированности о собственных способностях и возможностях.
В рамках профориентационной деятельности социальный педагог не только знакомит учащихся школы с миром профессий, снабжает их подробной информацией о системе получения профессионального образования. Вместе с психологом он помогает подростку оценить персональные интересы и склонности, активно способствует формированию у будущих выпускников качеств, обеспечивающих им профессиональную мобильность.
При динамичном развитии экономики, росте конкуренции, глубоких структурных изменениях в сфере занятости, определяющих постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации, умение успешно переключаться на другую деятельность или вид труда выступает важным аспектом востребованности специалиста. Профессиональная мобильность предполагает также наличие высокого уровня обобщенных профессиональных знаний, готовности к оперативному отбору и реализации оптимальных способов выполнения различных заданий в области своей профессии и в смежных областях производства.
По словам американского футуролога Элвина Тоффлера, «в двадцать первом веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться». Формирование универсальных учебных действий, приобретение умения учиться, являющегося основой успешной социализации, происходит именно в школьном возрасте.
Основными формами профориентационной работы, проводимой в общеобразовательной школе, являются:
• комплексные профориентационные экскурсии на предприятия;
• деловые игры с привлечением специалистов разного профиля;
• экскурсии в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.
Для учащихся общеобразовательных школ, профессиональный «маршрут» которых еще не сформирован, наиболее эффективно проведение комплексной профориентационной экскурсии. Она включает в себя всю информацию о предприятии, профессиях и выпускаемой продукции и предусматривает посещение цехов, мастерских, музея трудовой славы. Основной целью такой экскурсии является формирование эмоционально-положительного отношения к ведущим профессиям предприятия. Интерес, уважение к профессионализму работников, значимости и качеству продукции приводят к повышению активности школьника при выборе специальности по профилю производства. Учитывая специфику подростковой аудитории, заключительную часть экскурсии неплохо проводить в игровой форме или в форме диспута.
Деловая игра является методом имитации определенной совместной деятельности, этот метод в последние годы активно используется в учебных и воспитательных целях. Игра предоставляет участнику возможность быть причастным к некоторой производственной ситуации, «примерить» на себя определенную профессию: экскурсовода, директора, менеджера, учителя и т.д., оценить собственный интерес к данному виду деятельности.
Профориентационные экскурсии на предприятия удачно дополняются экскурсиями в учебные заведения. Они знакомят подростков с различными сферами профессиональной подготовки, помогают им лучше сориентироваться на рынке образовательных услуг. В отличие от дней открытых дверей, когда образовательное учреждение посещает большое количество разнородных абитуриентов, профориентационная экскурсия проводится для конкретной группы школьников. Это позволяет наладить хороший контакт представителей учебного заведения с аудиторией и осуществить не только информационный, но и рефлексивный этапы экскурсии.
Эффективность любой формы профориентационной работы зависит от согласованности предварительных действий всех заинтересованных сторон: школы, предприятия, колледжа, ВУЗа. Неточная координация действий организаторов экскурсий, информационная перегрузка, избыточная детализация и использование специальной терминологии, непонятной школьникам, влекут за собой формирование негативных эмоций у подростков, которые в дальнейшем переносятся на соответствующую производственную или образовательную область.
Чтобы предотвратить подобные ситуации, социальному педагогу имеет смысл наладить отношения с организациями, специально занимающимися профинформационной работой с подростками и молодежью. Одной из таких организаций является центр содействия занятости и профессиональной ориентации «Вектор», с которой уже несколько лет подряд сотрудничает ГБОУ СОШ №16. Учащиеся нашей школы побывали на заводах «Равиоли», ЛОМО и «Кока-Кола», на комбинате «Невские берега» и на предприятии «Адмиралтейские верфи». Они узнали, как производится разработка и изготовление микросборок и функциональных узлов в НИТИ «Авангард» и как шьется верхняя детская одежда на швейном производстве «Маяк».
Являясь участником образовательного процесса, социальный педагог имеет возможность не только осуществлять профориентационную работу, но и контролировать ее результаты. Периодически проводя опросы учащихся и выпускников, он может наблюдать, как формируется, а затем осуществляется их профессиональный «маршрут». В таблицах 1 и 2 приведена информация об устройстве выпускников девятых и одиннадцатых классов ГБОУ СОШ №16 за последние четыре года.
Таблица 1. Девятые классы.
Уч.год | Всего | Продолжили образование | Не продолжили образование | ||
В 10 класс | В проф. училища | В ССУЗ | |||
2007-2008 | 72 | 55 | 4 | 13 | – |
2008-2009 | 41 | 37 | 2 | 2 | 1 – по болезни |
2009-2010 | 71 | 59 | – | 11 | 1 – по болезни |
2010-2011 | 53 | 32 | – | 21 | – |
Таблица 2. Одиннадцатые классы.
Уч.год | Всего | Продолжили образование | Не продолжили образование | ||
В ВУЗ | В ССУЗ | В ССОШ | |||
2007-2008 | 69 | 62 | 5 | – | 2 – работают |
2008-2009 | 60 | 56 | 3 | – | 1 – отъезд из СПБ |
2009-2010 | 68 | 55 | 9 | 2 |
1 – работает 1 – уход за ребенком |
2010-2011 | 49 | 44 | 4 | 1 | – |
Большинство выпускников нашей школы продолжило образование в высших и средних учебных заведениях Санкт-Петербурга. Это говорит о том, что они имеют необходимый потенциал к дальнейшему профессиональному обучению и осознают необходимость приобретения определенной квалификации.
Довольно сложно предугадать эффект от проводимой профинформационной работы: должно пройти несколько лет, чтобы нынешние выпускники школы закончили свое образование и заняли определенное положение в обществе. Будем надеяться, что широкий спектр мероприятий по профессиональной ориентации учащихся с учетом их склонностей и интересов позволит им в дальнейшем стать уверенными в своих силах членами нашего общества.
Список использованной литературы:
1. Организация и проведение профинформационных мероприятий с учащимися общеобразовательных школ. Сборник информационно-методических материалов. – СПб, 2009.
2. Организация профинформационной работы с учащимися общеобразовательных школ. Методические рекомендации для педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования. – СПб, 2008.
3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич. – Минск: Соврем. Слово, 2005.