Интернет-ориентированная педагогическая технология на примере веб-квеста
Крибель Светлана Сергеевна,
методисты ГБУ ИМЦ
Центрального района Санкт-Петербурга
Дистанционное обучение ориентируется на лучший методический опыт, накопленный различными образовательными учреждениями по всему миру - на использование современных и высокоэффективных педагогических технологий, отвечающих потребностям современного образования и общества в целом. Благодаря большей "методической" свободе и независимости дистанционные курсы строятся на инновационных подходах к обучению. Но в этом таится и сложность - дистанционные курсы, в основе которых лежат новые технологии обучения "не вписываются" в структуру и программы традиционного обучения. При сочетании подобных традиционных и инновационных курсов их разработчикам приходится изменять действующие программы, проводить дополнительное обучение преподавателей и т.д.
Для популяризации применения ДО в учебном процессе образовательных организаций Центрального района перед сотрудниками ГБУ "Информационно-методического центра" возникло несколько проблем:
- Как заинтересовать и привлечь преподавателей к работе в системе дистанционного обучения.
- Как и чему нужно дополнительно обучить преподавателей для успешной работы с обучающимися в режиме ДО.
Среди педагогических технологий наибольший интерес для дистанционного обучения представляют те технологии, которые ориентированы на групповую работу, обучение в сотрудничестве, активный познавательный процесс, работу с различными источниками информации.
В данном абзаце перечислены некоторые технологии обучения, которые уже используются в системе очного обучения, но в последнее время все чаще стали использоваться при дистанционном обучении. Интернет - ориентированные педагогические технологии:
- Индивидуальное обучение
- Парное обучение
- Друзья по переписке
- Совместная творческая работа
- Рецензирование
- Коллективное обучение
- Диспут
- Доклад (презентация)
- Проблемная лекция
- Встречи с экспертами
У нас появилась идея объединить выше перечисленные педагогические технологии в веб-квесте, и тем самым решить возникшие перед нами вопросы в заинтересованности педагогов, и в их дополнительном обучении.
Итак, веб-квест чаще всего характеризуется как проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб-квест направлен на развитие навыков аналитического и творческого мышления. Авторами данной технологии являются Берни Додж и Том Марч.
Квест на тему «Я создаю дистанционный курс» был разработан сотрудниками Центра информатизации образования для работников образования Центрального района в сентябре 2016 года. Веб-квест представляет собой сайт, разработанный на основе Google Sites.
Квест был рассчитан на работников образовательных учреждений любого уровня, вне зависимости от должности, опыта и компетентности в указанной области.
В ходе организации работы педагогов над веб-квестом «Я создаю дистанционный курс» реализовались следующие цели:
- образовательная - вовлечение каждого участника веб-квеста в активный познавательный процесс, знакомство с дистанционными образовательными технологиями, системами дистанционного обучения, правилами разработки дистанционных курсов;
- развивающая - развитие интереса к дистанционному обучению, формирование навыков профессиональной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет – ресурсами, расширение кругозора, эрудиции;
- воспитательная - воспитание личной ответственности за выполнение выбранной работы.
Основной целью квеста является развитие интереса и развитие компетенции использования дистанционных образовательных технологий для решения профессиональных задач.
Используя информационные ресурсы сети Интернет и интегрируя их в образовательный процесс, мы постарались эффективно решить ряд практических задач, направленных на развитие следующих компетенций:
- использование дистанционных образовательных технологий для решения профессиональных задач;
- самообучение и самоорганизация;
- работа в команде;
- умение находить несколько способов решений проблемной ситуации.
Веб-квест предполагал прохождение нескольких этапов, во время которых участники знакомились с правилами работы, своими ролями, своими коллегами и выполняли определенные задания.
Для успешного прохождения веб-квеста необходимо было умение организовать своё рабочее время и стремиться к достижению поставленной цели. Условия работы заключались в последовательном прохождении всех этапов. Для перехода к следующему этапу, необходимо было изучить материалы текущего модуля, выполнить задания и отметить факт прохождения этапа, согласно правилам квеста.
На первом этапе веб-квеста участники знакомились с правилами веб-квеста, со своей ролью и самостоятельно распределялись в команду в соответствии со своими ролями;
Предложенные роли: автор учебных материалов, методист, отвечающий за корректное представление материалов и инструкции по работе с итоговым курсом, дизайнер, разрабатывающий оформления курса и разработчик курса, отвечающий за выбор системы дистанционного обучение и публикацию в ней материалов.
Второй этап предполагал индивидуальную работу в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняли задание: изучали правила создания дистанционного курса с точки зрения определенной роли. Итогом этапа являлось создание систем правил, согласно которой каждый участник на следующем этапе принимал участие в разработке дистанционного курса.
На третьем - заключительном этапе была организована групповая работа. Используя созданные системы правил, участники разработали свои дистанционные курсы, которые были размещены на сайте веб-квеста в свободном доступе для обсуждения всеми участниками проекта.
Итогом прохождения веб-квеста стало создание дистанционного курса на выбранную группой тему.
Прежде чем приступать к работе с веб-квестом нами была проведена предварительная регистрация с использованием Google форм, 80 человек зарегистрировалось как участники веб-квеста, только 45 из них приступили к первому этапу работы и 20 участников с ним успешно справились.
На заключительном этапе работы были представлены дистанционные курсы, выполненных на основе различных систем дистанционного обучения и с использованием различных инструментов.
Проанализировав причины отказа от дальнейшей работы, мы получили следующие результаты:
- недостаток времени;
- неуверенность в собственных силах;
- неумение работать в команде;
- отсутствие интереса к указанной теме.
Проанализировав результаты,нами были сделаны выводы, что такая форма работы как веб-квест интересна педагогом района, однако недостаток времени и неуверенность в собственных силах может являться серьезной помехой в изучении новых технологий и дальнейшем развитии педагога в области информационно-коммуникационных технологий.
Из 15 педагогов, представивших итоговый проект, 6 решили продолжить изучение дистанционных образовательных технологий, записавшись на курсы повышения квалификации по соответствующим программам, трое представили полученный опыт на мастер-классе по созданию дистанционных курсов для сотрудников ДОУ «Дети и Родители» и продолжают дальнейшую работу по организации дистанционной поддержки образовательного процесса.
Во время проведения мероприятия нами был отмечен тот факт, что часть отказавшихся от участия педагогов продолжала активно наблюдать за дальнейшим проведением веб-квеста, читая материалы и продолжая индивидуальную работу по созданию дистанционных курсов.
На основе этого, главную цель проведения веб-квеста - развитие интереса к дистанционному обучению и развитие компетенции использования дистанционных образовательных технологий для решения профессиональных задач мы считаем достигнутой. И планируем продолжить работу по развитию интереса к дистанционному обучению.
Многие педагоги решили продолжить изучение дистанционных образовательных технологий, записавшись на курсы повышения квалификации по соответствующим программам, трое представили полученный опыт на мастер-классе по созданию дистанционных курсов для сотрудников ДОУ «Дети и Родители» и продолжают дальнейшую работу по организации дистанционной поддержки образовательного процесса.
Во время проведения мероприятия нами был отмечен тот факт, что часть отказавшихся по объективным причинам от участия продолжали активно наблюдать за дальнейшим проведением веб-квеста, читая материалы и продолжая индивидуальную работу по созданию дистанционных курсов. Неуверенность в собственных силах может являться серьезной помехой в изучении новых технологий и дальнейшем развитии педагога в области информационно-коммуникационных технологий.
Проанализировав результаты, нами был сделан вывод, что такая форма работы как веб-квест интересна и может быть использована для повышения квалификации педагогов района.