Конспект психологического занятия по арт-терапии
Работа с эмоциональными состояниями
в танцевально-двигательной терапии
«Палитра наших эмоций»
Игнатенко Ирина Владимировна,
педагог-психолог
Форма: занятие – тренинг, мини-лекция, проводится с подростками ЦППРиК.
Время проведения: 60 минут.
Тип занятия – комбинированный.
Цель: формирование представлений об эмоциональной саморегуляции посредством танцевально-двигательной терапии.
Задачи:
• Приобретение минимальных знаний по теории танцевально-двигательной терапии.
• Приобретение навыков осознания и самоконтроля эмоциональных состояний.
• Снятие психологических зажимов методами танцевально-двигательной терапии.
• Овладение навыками перехода от напряжения к расслаблению мышц посредством танцевальных упражнений.
• Формирование мотивации к физической активности.
Оборудование: музыкальный центр, проектор, компьютер.
Пояснительная записка
На протяжении двух предыдущих лет мы практиковали занятия по телесно-ориентированной психотерапии. Многим известна данная практика, но мало кто задумывался о таких занятиях с подростками. Мы рискнули и очень тщательно подбирали упражнения для занятий. Основной идеей введения в программу занятий по телесно-ориентированой терапии была мотивация подростков на здоровый образ жизни. Ведь важно понимать, что гармоничная и здоровая личность – это не только физическое, но и психическое здоровье. Таким образом, снимая мышечные зажимы, мы с ребятами прорабатывали неосознаваемые проблемы в эмоционально-волевой сфере. Данные занятия имели большой успех, вызвали живой интерес ребят и потрясающие результаты. В этому году мы решили не останавливаться на достигнутом и пойти дальше. В связи с тем, что у одного из наших воспитателей хореографическое образование, и большой опыт работы с детьми и подростками, совместно мы попробовали заниматься танцевально-двигательной терапией. Так как это вариативная часть программы, возможность заниматься танцевально-двингательной терапией появилась, начиная с апреля месяца. На каждом занятии по правилам данного вида терапии отрабатывается только одно упражнение. Сейчас мы представим вам фрагмент занятия, на котором мы покажем всё, чему научились за короткий промежуток времени.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Упражнение «Броуновское движение»
Цель: приветствие друг друга, эмоциональный настрой участников на занятие по танцевально-двигательной терапии.
Описание: в свободном порядке, быстрым шагом участники под музыку водят по залу. Двигаясь хаотично, стараются друг друга не задевать. В конце упражнения участники приветствуют друг друга (ритуал приветствия выбирается совместно).
Психолог:
Ребята, Вы знаете о том, что танцевально-двигательная терапия очень тесно переплетается с телесно-ориентированной психотерапией. На предыдущих занятиях по телесно-ориентированной терапии мы отрабатывали навыки напряжения и расслабления мышц, осознания своего тела и прорабатывали не осознаваемые проблемы, отпуская их при помощи «распускания» мышечных зажимов. Мы установили контакт со своим телом, наладили «разговор», чтобы понять своё внутренне «Я». Сегодняшнее наше занятие будет посвящено осознанию эмоциональных состояний с помощью танца, тема занятия «Палитра наших эмоций». Какие базовые эмоции вы знаете (Страх, счастье, печаль, злость)? Чем они отличаются? Как люди выражают свои эмоции (жесты, мимика, поза, интонация)?
Итак, корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям, в которых танец являлся важной составляющей жизни. Вероятно, люди начали танцевать и использовать движение тела как средство коммуникации задолго до возникновения речи. До сих пор в некоторых племенах аборигенов вместо вопроса: «Ты из какого племени?», спрашивают: «Какой танец ты исполняешь?». Танец сопровождал человека в разные фазы его жизни: рождение, вступление в брак, смерть. Люди обращались к танцу, чтобы собрать хороший урожай, провести удачную охоту или выиграть в бою. Верили, что исцеляющая сила танца приходит от Богов и те, кто исполняют его, танцуя, входят в контакт с Богом.
Ощущения и чувство единения и гармонии, которые возникают в групповых танцевальных ритуалах, дают людям чувство понимания не только себя, но и друг друга.
Революционные изменения в танцевальном искусстве, происшедшие в первой половине XX века, определили развитие ТДТ. Такие пионеры танца, как Айсидора Дункан и Мэри Вигман, считали, что эмоциональное и индивидуальное выражение является самым главным для танцовщика.
Отбросив в сторону строгую и структурированную технику балета, они поощряли непосредственное, прямое выражение индивидуальности средствами танца. Посредством танца выстраивается коммуникация с самим собой и окружающей средой. Эти танцовщицы-новаторы полагали, что танец вовлекает в действие всю личность целиком: тело, интеллект и душу, — и является средством выражения и осознания эмоций.
Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем Мэриан Чейз, которая сначала была преподавателем танца и танцовщицей. На основе своего опыта преподавания танца обычным студентам она открыла психологические преимущества, которые предлагал танец. Работая много с людьми в психиатрических клиниках, она все больше доказывала значимость соотношения тела и эмоциональных проблем. Пациенты, которые считались безнадежными, смогли на танце-терапевтических сеансах включится в групповое взаимодействие и выражение чувств.
Упражнение «Разминка»
Цель: помощь каждому участнику, разогревая мышечный аппарат, подготовить свое тело к работе.
Описание: сидя на полу, в позе «по-турецки», проводится классическая для современного танца разминка «сверху вниз» (шея, плечи, мышцы спины и живота, диафрагма, тазобедренный сустав).
2. Основная часть
Упражнение «Движения на напряжение-расслабление»
Цель: осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.
Описание: стоя в исходном положении (ноги на ширине плеч, тело подтянуто вверх, руки расслаблены вдоль корпуса), начинают движение через напряжение (руки вытягиваются вверх, всё тело напрягается, тянется вверх). Далее вход в позу Flat bac (напряжённая спина). Из этого положения участники расслабляя мышцы тела, по инерции начинают раскачивать руками вниз-вверх. Упражнение повторяется в том же виде, только в право-лево.
Упражнение «Мои эмоции»
Цель: приобретение навыков импровизации в движении, и выражение себя через осознание эмоциональной окраски музыки. Экспериментирование участников с различными движениями под разное музыкальное сопровождение.
Описание: по очереди включаются композиции с разной эмоциональной окраской. Подросткам дается возможность подвигаться под музыку, почувствовать эмоцию, протанцевать ее. После каждой композиции проводится краткое обсуждение тех эмоций, которые поняли и почувствовали ребята. В конце обсуждаются различия между движениями при различных эмоциональных состояниях.
Рефлексия:
1. Что вам понравилось на занятии?
2. Что было сложно выполнить, почему?
3. Что вы узнали нового о себе?
4. Что вы сейчас чувствуете?
3. Заключительная часть
Упражнение «Ритуал прощания»
Цель: сохранение позитивного эмоционального состояния, сформированного в процессе занятия, осознание единения с другими участниками занятия.
Описание: композиционная постановка, исполняемая в кругу, составленная из простых движений.
Прощальное слово: наше занятие окончено, спасибо за участие, спасибо за внимание!