Управление стрессом и профилактика эмоционального выгорания педагога.
О.А. Крохмилец, преподаватель санитарии и гигиены парикмахерских услуг;
Е.Г. Розенберг, преподаватель технологии выполнения маникюра
Л.А.Чижик, преподаватель технологии выполнения педикюра
СПб ГБПОУ «Академия индустрии красоты «ЛОКОН» Санкт-Петербурга
Не следует бояться стресса.
Стрессом надо управлять.
Управляемый стресс несёт в себе аромат и вкус к жизни.
Ганс Селье. (врач, биолог)
Что бы понять, что такое стресс достаточно оглянуться вокруг. Мини стрессы врываются в нашу жизнь со звонком будильника и сопровождают нас в течение дня вместе с заторами на дорогах, оторвавшейся пуговицей, плохим сервисом в магазинах и ресторанах, скверным характером соседа по лестничной площадке, сбоями на работе или проблемами в семье… Также причинами стресса могут стать глобальные факторы: постоянно нарастающий темп жизни, политическая и экономическая нестабильность в стране, высокий уровень инфляции, падение курса валют и т. п. В общем, выходит, стресс является неотъемлемой частью жизни и наша задача – если не предотвратить, то, по крайней мере, минимизировать его влияние на организм.
Профессия педагога сопряжена с множеством ситуаций, вызывающих стресс. Педагоги склонны скрывать свой стресс от себя и окружающих. Существуют способы, с помощью которых мы в силах ослабить как стресс, вызванный окружением, так и собственные реакции на внешние воздействия. К шагам по управлению стрессом относятся: мобилизация, обдумывание, действие. Пока организм за счёт резервов и соответствующих механизмов мобилизируется и сопротивляется, организм функцианирует нормально, такой стресс даже полезен. После израсходования резервов и запасов, наступает истощение адаптационных резервов, что через какое-то время приводит к болезням. При изучении индивидуальной устойчивости человека к эмоциональному стрессу показано, что на основе стресса формируются психосоматические заболевания: нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, опухолевые заболевания, неврозы.
Профессия педагога относится к группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья.
Борьба со стрессом – это, прежде всего информация и разъяснение. Чтобы успешно управлять собственным стрессом, необходимо понимать и знать процессы, происходящие в нашем организме. Стресс влияет на физиологические и психологические процессы в организме.
Основные факторы, вызывающие стресс.
Перегрузки.
Рабочее время педагога включает в себя непомерное количество заданий.
Помимо проведения уроков педагоги являются классными руководителями, должны проводить внеклассные мероприятия, работать с родителями обучающихся, повышать свой профессиональный уровень, выполнять общественные поручения и т.д. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадёжности и материальных потерь.
Конфликт ролей.
Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, между высокими требованиями к оснащённости кабинета и низким материальным снабжением или два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые требования.
Неопределённость ролей.
Неопределённость ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. Одни и те же действия педагога могут трактоваться по-разному и руководством и родителями, поощряться или наказываться.
Неинтересная работа.
Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой.
На возникновение стресса могут влиять и другие факторы, приводящие к нервному переутомлению и стрессам.
Знание признаков и причин стрессового напряжения, методов профилактики и борьбы со стрессом позволяет повысить эффективность труда. Достигать поставленных целей с минимальными психологическими и физиологическими потерями.
Признаки стрессового напряжения.
1. Невозможность сосредоточиться на чём-то.
2. Слишком частые ошибки в работе.
3. Ухудшается память.
4. Слишком часто возникает чувство усталости.
5. Очень быстрая речь.
6. Мысли часто улетучиваются.
7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
8. Повышенная возбудимость.
9. Работа не доставляет прежней радости.
10. Потеря чувства юмора.
11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
12. Пристрастие к алкогольным напиткам.
13. Постоянное ощущение недоедания.
14. Пропадает аппетит.
15. Невозможность вовремя закончить работу.
Если вы обнаружили у себя признаки стрессового напряжения организма, то необходимо внимательно изучить их причины.
Неумение вовремя распознать признаки стрессового напряжения может привести к эмоциональному выгоранию преподавателя и как следствие появится синдром профессионального выгорания.
Диагностика уровня уверенности и удовлетворенности с собой.
Инструкция: внимательно прочитайте вопросы, выберите тот вариант ответа, который соответствует вашему мнению.
1) Как часто Вас терзают мысли, что Вам не следовало чего-то говорить или делать?
a) очень часто
b) иногда
2) Если Вы общаетесь с остроумным человеком, Вы:
a) Постараетесь победить его в остроумии
b) Не будете ввязываться в соревнование, отдав ему должное, уйдете от разговора
3) Выберите одно из мнений, наиболее близкое Вам:
a) То, что многим кажется везением, на самом деле – результат упорного труда
b) Успехи часто зависят от счастливого стечения обстоятельств
c) В сложной ситуации лавное – не упорство и везение, а человек, который сможет одобрить или утешить
4) Вам показали шарж или пародию на Вас, Ваша реакция:
a) Рассмеётесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное
b) Попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его
c) Обидитесь, но не подадите вида
5) Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?
a) Да
b) Нет
c) Не знаю
6) Вы выбираете духи подруге в подарок, покупая:
a) Те, которые нравятся Вам
b) Те, которые, как Вы думаете, обрадуют подругу, хотя Вам лично они не нравятся
c) Те духи, которые недавно рекламировали
7) Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
a) Да
b) Нет
c) Иногда
8) Задевает ли Вас то, что ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем Вы?
a) Да
b) Нет
c) Иногда
9) Доставляет ли Вам удовольствие возражать кому-либо?
a) Да
b) Нет
c) Не знаю
10) Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:
a) Голубой
b) Желтый
c) Красный
Обработка результатов:
· 50 – 38 баллов– Вы довольны собой и уверены в себе. У Вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать своё Я, выделять своё мнение. Вам безразлично то, что о Вас говорят, но сами имеете склонность критиковать других. Чем больше у Вас баллов, тем больше Вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Еще один недостаток – слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. А жаль…
· 37 – 24 балла– Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций, как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу Вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У Вас нормальная, здоровая самооценка, Вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.
· 23 – 10 баллов– очевидно, Вы недовольны собой. Вас мучают сомнения и неудовлетворенность: своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом… Остановитесь! Кто сказал, что любить себя - плохо? Кто внушил Вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от Вас самодовольства, но Вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонёк.
1) Вопрос a) 1 балл b) 3 балла
2) Вопрос a) 5 баллов b) 1 балл
3) Вопрос a) 5 баллов b) 1 балл c) 3 балла
4) Вопрос a) 3 балла b) 4 балла c) 1 балл
5) Вопрос a) 1 балл b) 5 баллов c) 3 балла
|
6) Вопрос a) 5 баллов b) 3 бала c) 1 балл
7) Вопрос a) 1 балл b) 5 баллов c) 3 балла
8) Вопрос a) 1 балл b) 5 баллов c) 3 балла
9) Вопрос a) 5 баллов b) 1 балл c) 3 балла
10) Вопрос a) 1 балл b) 3 балла c) 5 баллов
|
Тест:“Довольны ли вы своей работой?”
1. Как Вы чувствуете себя утром перед уходом на работу?
a. Уверенно
b. Равнодушно
c. Тревожно
2. Как Вы чувствуете себя на работе?
a. Уверенно
b. Равнодушно
c. Тревожно
3. Как Вы чувствуете себя после работы?
a. Уверенно
b. Равнодушно
c. Обеспокоенно
4. Как Вы относитесь к людям, занимающим более высокие, чем Вы должности?
a. Прислушиваюсь к их мнению
b. Всегда говорю то, что думаю
c. Часто вступаю с ними в конфликт
5. Видитесь ли Вы со своими коллегами после работы?
a. Часто
b. Редко
c. Никогда
6. Думаете ли Вы о работе в нерабочее время?
a. Думаю с удовольствием
b. Некогда мне думать
c. Думаю, и от этого у меня всегда портится настроение
7. Занимаетесь ли Вы сверх урочной работой?
a. Если это необходимо – конечно
b. Только за отдельную плату
c. Никогда не соглашаюсь на неё.
За каждый выбор «а» зачислите себе по 3 балла, «b» - 1, «с» - 0.
· 0-7Похоже, ваша работа Вам совсем не нравится. Подумайте о том, чем бы Вам хотелось заняться, иначе нелюбимая работа может стать причиной стресса и депрессии.
· 8-14Вы относитесь к работе как к необходимости, она не вызывает у Вас радости, удовлетворения и энтузиазма. Может быть, Вам просто нужно расширить свой профессиональный кругозор?
· 15-21Вам повезло с работой. Она Вас полностью удовлетворяет, как, впрочем, и Вы её. Не стоит волноваться, с такими, как Вы , сотрудниками расстаются в последнюю очередь.
Тест: Экстраверты и интроверты.
(Адаптированный вариант опросника Г. Айзенка)
Инструкция: на каждый предлагаемый ниже вопрос следует быстро ответить «да» или «нет».
1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?
2. Часто ли чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
3. Считаете ли себя человеком безобидным?
4. Очень ли трудно Вам отказываться от своих намерений?
5. Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли сдерживаете свои обещания. Не считаясь с тем, что Вам это невыгодно?
7. Часто у Вас бывают спады и подъёмы настроения?
8. Вообще Вы действуете и говорите быстро, не задерживаясь для обдумывания?
9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство. Что Вы «несчастный» человек, хотя никакой серьёзной причины для этого не было?
10. Верно ли, что Вы почти на всё могли бы решиться, если дело пошло на спор?
11. Вы смущаетесь, когда хотите завязать разговор с симпатичным (ной) незнакомцем(кой)?
12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
13. Часто ли бывает, что Вы действуете под влиянием минуты?
14. Часто ли Вас терзают мысли о том, что чего-либо не следовало делать или говорить?
15. Предпочитаете ли книги встречам с людьми?
16. Верно ли , что Вас довольно легко задеть?
17. Вы любите часто бывать в компании?
18. Бывают ли такие мысли, о которых неудобно рассказать друзьям?
19. Верно ли, что Вы иногда полны энергии так, что всё горит в руках, а иногда совсем вялы?
20. Предпочитаете ли иметь поменьше приятелей, но зато особенно близких?
21. Вы много мечтаете?
22. Когда на Вас кричат, отвечаете тем же?
23. Часто ли Вас терзает чувство вины?
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и повеселиться в шумной компании?
26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают натянуты до предела?
27. Вы слывёте за человека весёлого и живого?
28. После того, как дело сделано, часто ли мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?
29. Вы обычно чувствуете себя спокойным, когда находитесь в компании?
30. Бывает ли, что Вы передаёте слухи?
31. Бывает ли, что Вам не спиться из-за того, что разные мысли лезут в голову?
32. Если хотите узнать о чём-нибудь, то предпочитаете прочитать об этом в книге, чем спросить у друзей?
33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
34. Нравится ли работа, которая требует пристального внимания?
35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?
36. Если бы знали, что никогда сказанное Вами не будет раскрыто, всегда бы высказывались в духе общепринятого?
37. Вам неприятно бывать в компании, где подшучивают друг над другом?
38. Вы раздражительны?
39. Вам нравится работа, которая требует быстроты действия?
40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя всё кончилось благополучно?
41. Вы медлительны и неторопливы в движениях?
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
43. Часто ли Вам снятся кошмары?
44. Любите поговорить настолько, что никогда не упустите удобный случай побеседовать с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
46. Вы чувствовали себя несчастным, если бы долго не могли видеться со своими знакомыми?
47. Можете ли назвать себя нервным человеком?
48. Среди людей, которых, знаете, есть такие, которые Вам явно не нравятся?
49. Можете ли сказать, что Вы уверенный в себе человек?
50. Обидитесь ли, если покритиковать Ваши недостатки или недостатки вашей работы?
51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
52. Беспокоит ли чувство, что Вы чем-то хуже других?
53. Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию?
54. Бывает ли, что говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Вы беспокоитесь о своём здоровье?
56. Любите подшучивать над другими?
57. Страдаете ли от бессонницы?
Бланк к опроснику. (Да/Нет)
Показатель экстраверсии |
Показатель Нейротизма* |
Показатель искренности ответов |
1 |
2 |
6 |
3 |
4 |
12 |
5 |
7 |
18 |
8 |
9 |
24 |
10 |
11 |
30 |
13 |
14 |
36 |
15 |
16 |
42 |
17 |
19 |
48 |
20 |
21 |
54 |
22 |
23 |
|
25 |
26 |
|
27 |
28 |
|
29 |
31 |
|
32 |
33 |
|
34 |
35 |
|
37 |
38 |
|
39 |
40 |
|
41 |
43 |
|
44 |
45 |
|
46 |
47 |
|
49 |
50 |
|
51 |
52 |
|
53 |
55 |
|
56 |
57 |
|
«Ключ» к опроснику
Показатель экстраверсии |
Показатель Нейротизма* |
Показатель искренности ответов |
1да |
2да |
6 да |
3да |
4 да |
12нет |
5нет |
7 да |
18нет |
8да |
9 да |
24да |
10да |
11 да |
30нет |
13да |
14 да |
36да |
15нет |
16 да |
42нет |
17да |
19 да |
48нет |
20нет |
21 да |
54нет |
22да |
23 да |
|
25да |
26 да |
|
27да |
28 да |
|
29нет |
31 да |
|
32нет |
33 да |
|
34нет |
35 да |
|
37нет |
38 да |
|
39да |
40 да |
|
41нет |
43 да |
|
44да |
45 да |
|
46да |
47 да |
|
49да |
50 да |
|
51нет |
52 да |
|
53да |
55 да |
|
56да |
57 да |
|
По каждому показателю считывают сумму баллов(если ответы совпадает с указанным в «ключе», ему присваивается «1»). При сумме свыше 5 баллов по показателю искренности ответов обработка результатов опроса не производится. Затем на чистом листе отчёркивают две пересекающиеся в центре оси размером 24см каждая. По горизонтальной оси откладываются показатели экстраверсии, по вертикальной – нейротизма (каждый балл равняется 1 см или 1 клетке). Пересечение линий, проведённых из отмеченных точек на оси экстраверсии и оси нейротизма, указывает на определённый темперамент личности. Завершение обработки материалов оформляется в виде так называемого «Круга Айзенка», который приводится на схеме.
*Нейротизм – состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, плохим самочувствием, вегетативными расстройствами ( повышенная потливость, покраснение-побледнение кожных покровов и др.)
Шкала психологического стресса.
Для оценки нервно-психического напряжения можно воспользоваться шкалой психологического стресса, целью которой является измерение стрессовых ощущений по соматическим, поведенческим, эмоциональным признакам. Первоначально методика была разработана во Франции, и широко использовалась в практике психологических исследований в Канаде, Англии, США, Японии. Разработанный опросник детально исследует состояние человека, подвергшегося воздействию стрессовой ситуации.
Используя приведенную ниже шкалу, можно дать оценку общему состоянию организма. Лучше выбирать те значения, которые наиболее точно соответствуют состоянию за последние 4-5 дней. Ошибочных или неправильных ответов здесь нет.
Утверждения:
1 |
Я напряжен и взволнован (взвинчен)
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
2 |
У меня ком в горле, и (или) я ощущаю сухость во рту.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
3 |
Я перегружен работой. Мне совсем не хватает времени
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
4 |
Я проглатываю пищу или забываю поесть.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
5 |
Я обдумываю свои идеи снова и снова; я меняю свои планы; мои мысли постоянно повторяются.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
6 |
Я чувствую себя одиноким, изолированным и непонятым
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
7 |
Я страдаю от физического недомогания: болит голова, напряжены мышцы шеи, боли в спине, спазмы в желудке.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
8 |
Я поглощен мыслями, измучен или обеспокоен.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Меня внезапно бросает то в жар, то в холод.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
10 |
Я забываю о встречах или делах, которые должен сделать или решить.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
11 |
Я легко могу заплакать.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
12 |
Я чувствую себя уставшим.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
13 |
Я крепко стискиваю зубы.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
14 |
Я спокоен.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
15 |
Мне тяжело дышать, и (или) у меня внезапно перехватывает дыхание.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
16 |
Я имею проблемы с пищеварением, кишечником.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
17 |
Я взволнован, беспокоен, смущен.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
18 |
Я легко пугаюсь, шум или шорох заставляют меня вздрагивать.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
19 |
Мне необходимо более чем полчаса, чтобы уснуть.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
20 |
Я сбит с толку; мои мысли спутаны; мне не хватает сосредоточенности, я не могу сконцентрировать внимание.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
21 |
У меня усталый вид; мешки или круги под глазами.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
22 |
Я чувствую тяжесть на своих плечах.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
23 |
Я встревожен. Мне необходимо постоянно двигаться . Я не могу устоять на одном месте. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
24 |
Мне трудно контролировать свои поступки, эмоции, настроение, жесты.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
25 |
Я напряжен. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Значение баллов:
1 - никогда
2 - крайне редко
3 - очень редко
4 - редко
5 - иногда
6 - часто
7 - очень часто
8 - постоянно
Чем выше суммарный показатель, тем выше уровень стресса:
· Менее 99 баллов – низкий уровень стресса
· 100-125 баллов – средний уровень
· Больше 125 – высокий уровень стресса
Признаки профессионального выгорания
Вполне возможно, что прочитав статью, вы сказали себе: «Да мне вообще никогда работать не хочется! И в начале рабочей недели, и в конце. И коллеги у меня все дурные, а уж про клиентов я вообще молчу! Что же это у меня синдром профессионального выгорания?». На самом деле все не так однозначно. Именно поэтому мы подготовили для Вас экспресс-тест, помогающий оценить риск профессионального выгорания. Конечно же, полноценной диагностики профессионального выгорания это не заменит, но поможет понять, стоит ли начинать всерьез беспокоиться. Итак, Вы:
Периодически вы чувствуете вину или обижаетесь просто ни за что
У вас появляется или усиливается какая-нибудь вредная привычка (курение, переедание и т.д. …)
Вы чувствуете усталость не только по вечерам, но и по утрам, после сна
Вы физически и эмоционально истощены
В последнее время вы часто болеете
Периодически из-за нехватки времени вы берете работу домой, но дома ее не делаете
Вам все равно, что будет дальше
В последнее время вы резко похудели или потолстели
У вас бессонница
У вас часто болит голова и (или) желудок
Вы постоянно боитесь, что у вас что-то не получится, и вы не справитесь с задачами на работе
Вы постоянно хотите спать
В последнее время вы регулярно испытываете безразличие, скуку, пассивность и депрессию
Вы много ругаетесь с коллегами и клиентами
Вы чувствуете слабость и заторможенность
Вам кажется, что ваша работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – всё труднее и труднее
Вы часто беспокоитесь и тревожитесь просто так, без видимых причин
Вам бы хотелось сильно изменить свой режим
Вы легко раздражаетесь даже на незначительные события
Вместо того, чтобы сосредоточиться ан основной задаче, вы подолгу «застреваете» на мелочах
Вам кажется, что вы за всех и за все отвечаете
Вас не интересует ничто новое
· Если вы нашли у себя более 6 признаков, это повод задуматься и начать какие-то профилактические мероприятия, поскольку вы подвержены риску профессионального выгорания. Да и более детальную психологическую диагностику профессионального выгорания провести не помешает – обратитесь к психологу.
· Если от 11 до 17 признаков – вам необходимы отдых и передышка; уже можно говорить о том, что у вас началось профессиональное выгорание. Если больше 17 – ваше состояние требует принятия незамедлительных мер. Вы находитесь на пике профессионального выгорания, в некоторых случаях может понадобиться помощь психолога для выхода из этого состояния.
Тест на удовлетворённость работой
(Р. Кунин)
Прочтите внимательно каждое утверждение. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером напишите «да».
1. Я знаю, что ожидает меня на работе завтра, в ближайшем будущем.
2. Я имею материалы, оборудование и другие ресурсы, необходимые для того, чтобы сделать свою работу хорошо.
3. Меня похвалили за хорошую работу (за достижения) в течение последних семи дней.
4. Руководитель беспокоится обо мне на личном уровне, справляется, как мои дела и дела моей семьи.
5. Я имею возможности развивать свои навыки, повышать знания.
6. Моё мнение на работе принимается во внимание, учитывается.
7. Миссия компании близка и понятна мне, моя работа согласуется с миссией.
8. Мои сотрудники и коллеги в целом лояльны к компании.
9. Я имею хорошего друга (друзей) на работе.
10.За последние шесть месяцев состоялся разговор, в ходе которого моя работа анализировалась и была должным образом оценена.
Обработка результатов : Каждый ответ «да» считается как 1 балл. Количество баллов суммируется. Чем больше сумма баллов, тем выше удовлетворённость работой.
Как уберечь себя от профессионального выгорания.
Самое очевидное и важное – никогда не забывайте об отдыхе!
Перемены в рабочей обстановке.
Пойдите учиться.
Внесите разнообразие в свою внерабочую жизнь.
Делегируйте полномочия.
Совершенствуйте навыки общения.
Используйте личностный рост.
Поговорите с руководителем.
Смените работу.
Мы провели тестирование преподавателей на тему: « Выявление профессионального стресса». Результаты тестирования показали, что большинство педагогов Академии «ЛОКОН»:
1) Довольны собой и довольны другими;
2) Довольны своей работой;
3) Стрессоустойчивые;
4) В коллективе присутствуют все типы темперамента;
5) Низкий уровень стресса;
6) Не подвержены профессиональному выгоранию;
7) Удовлетворены работой.
По результатам тестирования пришли к выводу, что наши коллеги в большинстве своём не подвержены профессиональному выгоранию т. к. чувство юмора, смена деятельности, повышение квалификации и др. факторы помогают, избежать эмоциональные перегрузки.
Ваша работа должна быть вам в радость.
Список литературы.
1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. –М.: ПЕР СЭ, 2006
2. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Логос, 2002.
3. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. Пер. с анг.: М.: Педогогика-Пресс.1995
4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб, Питер, 2008
5. Елисеев О.П. Конструктивная типология ипсиходиагностика личности. –Псков: Изд. Псковского областного института усовершенствования учителей., 1994