Проектная деятельность на уроках
технологии и внеурочной деятельности
Колпакова Елена Анатольевна
Французский писатель Анатоль Франс сказал: «Учиться надо весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися. Постоянное состояние повышенной тревожности у учащихся на уроках, приводит к нервным срывам.
Каждый из нас, представляя свою систему работы, исходит из тех проблем, с которыми сталкивается современная школа, они всем хорошо известны. В поисках решения проблем, мы учителя – задумываемся над такими вопросами, «Как учить? Чему учить? Зачем учить?»
Осваивая то, что уже существует в практике, каждый учитель создает что-то свое собственное, что дает успешный результат в обучении. На мой взгляд, применение проектной технологии обучения отвечает поставленным задачам .
Среди многообразия видов проектов, для своей работы я выбрала:
Творческие проекты (этот проект, предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. В рамках предмета технологии - это может быть игра на уроках).
Наиболее эффективным способом организации учебного процесса является использование дидактических игр.
Дидактическая игра - это форма обучения и управления познавательной деятельностью учащихся на уроке. Она имеет дидактическую задачу, игровые действия, правила игры, результат. Дидактическая задача игры определяется учителем и отображает его обучающую деятельность. Она реализуется через игровую задачу и осуществляется детьми.
Теоретическое обоснование.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями. Во всех исследованиях, утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Дидактическая игра - это форма обучения и управления познавательной деятельностью учащихся на уроке. Она имеет дидактическую задачу, игровые действия, правила игры, результат.
Дидактическая задача игры определяется учителем и отображает его обучающую деятельность. Она реализуется через игровую задачу и осуществляется детьми.
5 Слайд) По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на три группы:
1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоление некоторых трудностей.
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором, так как увлечение игрой мобилизует умственную деятельность и облегчает выполнение задачи.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуации при урочной форме занятии происходит по следующим основным направлениям:
1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
- Учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры.
- Учебный материал используется при качестве средства игры.
- В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу и игровую.
- Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся.
- Описать идею. Замысел игровой ситуации.
- Создать ситуацию выбора ролей в соответствии со своими склонностями, интересами, потребностями.
- Определить функции требования, место действия и результат каждой роли
- Наполнить конкретным содержанием каждую роль.
- ПРЕДЪЯВИТЬ И ОЦЕНИТЬ РЕЗУЛЬТАТ КАЖДОЙ РОЛИ.
Прежде чем описать замысел игры, я определяю связь учебного материала с ситуацией игры. А они могут быть различными по классификации:
- территориальными-настольными на определенном месте
- различными по уровню сложности, учитывая возраст
- игра с продолжением ( из урока в урок)
- нон стоп ( игра без остановки, а продолжение начинается с того места где она закончилась.
В своей работе я использую следующие формы уроков по организации игры, которые представляю вашему вниманию:
Разделы программы | Дидактические игры |
Кулинария | Загадки, ребусы, кроссворды Урок-соревнование Игра «Кафе» |
Создание изделий из текстильных материалов | |
Материаловедение | Кроссворды, ребусы. Игра «Восхождение на пик знаю-делаю» Игра «В стране мастериц» Игра «Ателье |
Машиноведение |
|
Конструирование и моделирование швейного изделия | |
Технология изготовления швейного изделия | |
Рукоделие | «Домино» (вопрос- ответ) |
Влияние технологии дидактической игры на результат обучения:
- Увеличение познавательной активности, т.к. все учащиеся активны во время игр, нет пассивных.
- Повышение качества успеваемости.
- Расширение содержания самооценки детей за счёт того, что они могут говорить о своей роли.
- Теоретический материал проигрывается через действие. Традиционная форма – знания,
И так игра: АТЕЛЬЕ
«Производство одежды по индивидуальным заказам» Эта игра у меня начинается с раздела «Создание изделий из текстильных материалов»
Моя цель урока- игры, заинтересовать, организовать детей. Стимулировать их активность на уроке
Творчество- происходит от слова «творить» и означает «искать, изобретать и созидать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте
Творческий проект- самостоятельная творческая работа, в результате которой создается полезный продукт, обладающий новизной. Например, овладение новыми способами обработки, разработка оригинальной конструкции или формы изделия. И наконец, начинаем ТВОРИТЬ!!!
- Идея игры заключается в изучении или проигрывании ситуации в качестве закрепления материала. Это командная игра, где участники делятся на 2-3 команды. Далее участников знакомят с правилами игры.
После того как замысел игры раскрыт, определена цель игры и её результат, можно приступить к распределению ролей. Ученики на данном этапе должны осознать, что является результатом их работы и как можно его представить.
- На следующем этапе в качестве помощи может быть учебник, определённая литература или подготовленный учителем материал о создании документа, его содержании, оформлении. Представитель каждой роли знакомится с инструкцией своей деятельности и представлением конечного результата.
- Далее они должны наполнить содержанием каждую роль. Здесь практические выполняют задания. Проговаривают текст и ситуации. Определяют действия своих героев и т.д.
- И конечный пункт, где представляются и оцениваются результаты каждой роли. Представитель каждой роли имеет возможность самовыражаться, раскрыть свои способности, талант. В игре ученик может раскрыть те качества, которые в реальной жизни он будет скрывать, чувствуя себя некомфортно. Так же рассматриваются различные ситуации, порой импровизации.
Формируются коммуникативные способности, умение выражать мысли, способности правильно строить речь, используя термины, определения. В ходе игры развиваются остроумие, возможность развить свой ум, воображение.
Вот уже третий год я работаю с одними девочками))). И за счет таких игровых уроков у учениц повысился интерес к предмету и многие из них стали посещать мою студию ШиК. (внеурочная деятельность)
Цель учителя
заинтересовать
организовать детей
стимулировать их активность.
Внеурочная работа школьников имеет огромное преимущество перед уроками – она не носит такого отпечатка обязательности и серьезности. Внеурочная работа не накладывает на учителя и учеников таких строгих обязательств, как на уроке, поэтому позволяет использовать нестандартные и творческие приемы обучения.
Школьники прекрасно понимают, что на занятиях им никто не будет ставить плохих оценок, и их желание обучиться чему-либо и получить качественные умения и знания зависит только от их заинтересованности.
На внеурочных занятиях ученики ведут себя более раскованно, нежели на уроках, могут предлагать большее количество идей. На занятиях ученики работают не для оценки, а для себя, ради себя, ради того, чтобы научиться тому, что им нравится и впоследствии может пригодиться в жизни.