Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Профессиональное самоопределение
как фактор уверенности в себе

 Башкиров Даниил Сергеевич
Аннотация: Самоопределение относится к способности человека делать выбор и управлять своей жизнью. В статье раскрывается взаимосвязь и взаимозависимость процессов профессионального и личностного самоопределения. Решение вопроса профессионального самоопределения возможно при изучении психологических закономерностей развития личности как профессионала и его последующей реализации. Важную роль в этом процессе играет фактор уверенности в себе, который может меняться на протяжении всей жизни.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, уверенность, ценности, потребности, подростковый возраст, юношеский возраст. 
Проблема профессионального самоопределения является одной из главных проблем формирования и развития личности. Она включает в себя поиск человеком своего будущего пути, формирование у него осознания цели и смысла жизни. Профессиональное самоопределение личности – это познание и изучение индивидом мира профессий, в ходе которого он формирует мнение о собственных навыках, способностях, желаниях и возможностях в определенной профессиональной сфере. В настоящее время самоопределение рассматривается как часть процесса проектирования собственной жизни на протяжении всего жизненного цикла [4, с. 110]. Особенностью рассматриваемого процесса можно считать неопределенную ситуацию, в которой индивид оказывается в настоящем времени, а также тревогу за будущее, поскольку нет уверенности в правильности окончательного выбора профессии в рамках профессионального самоопределения. 
Ядром профессионального самоопределения является сознательный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, состояния рынка труда, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий [3, с. 47]. Однако с каждым годом молодому человеку становится все труднее прийти к профессиональному самоопределению, так как возрастает жесткость установок и стереотипов. Резко меняющиеся социальные и экономические условия предъявляют новые требования к личности, заставляя ее переопределять себя, в то время как стратегии профессионального самоопределения остаются старыми, разработанными еще в советские времена. В этой связи возрастает потребность в выявлении и изучении условий и факторов, способствующих протеканию этого процесса.
Психологию выбора профессии в молодости можно понять только в контексте целостного развития личности, поскольку выбор профессии – это лишь аспект жизненного плана, в котором находят выражение как идеологические, так и моральные мотивы. Профессиональное самоопределение невозможно без личного самоопределения. Это действует как значимый процесс духовного развития, как важнейший аспект общего развития личности. Эти два процесса неразрывно связаны. Личностное определение в первую очередь характеризуется формированием субъективных ценностей и индивидуальных характеристик, которые, в свою очередь, влияют на профессиональное самоопределение. Главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное личностное развитие человека, формирование его мотивационно-потребностной сферы, наличие чувства долга, сознательного и добросовестного отношения к труду, ответственности, организованности, дисциплинированности. Фактором, ведущим человека по жизни, являются ценностные ориентации человека, которые основаны на системе воспринимаемых социальных ценностей. Человек выбирает те ценности, которые наиболее тесно связаны с его доминирующими потребностями.
Подростковый возраст – это период формирования основных черт личности. Именно в этот период формируется характер, вырабатывается мировоззрение, обозначаются жизненные позиции. Показателями формирования потребности в обоснованном профессиональном выборе являются самостоятельно проявленная активность в получении необходимой информации о конкретной профессии, желание попробовать свои силы в конкретных сферах деятельности, самостоятельная подготовка своего профессионального плана.
Важную роль в выборе профессионального направления играет степень уверенности в себе, в своих силах и возможностях, а также оценка собственной способности справляться с вызовами профессиональной деятельности.
Уверенность в себе – это отношение к своим навыкам и способностям. Обладая высоким уровнем уверенности, человек сохраняет чувство контроля над своей жизнью, он хорошо знает свои сильные и слабые стороны и относится к себе позитивно, имеет реалистичные ожидания и цели, уверенно общается и может противостоять критике.
Низкая уверенность в себе может вызвать чувство неуверенности в себе, сделать человека пассивным или покорным, или ему будет трудно доверять другим, он может чувствовать себя неполноценным, нелюбимым или быть чувствительным к критике. Чувство уверенности в себе также может зависеть от ситуации и основываться на восприятии.
Многие молодые люди уже с детства знают, что их привлекает, что мотивирует их в выборе жизненного пути, четко аргументируют свое решение и выбор. Обычно это те подростки, которые с детства интересовались каким-то делом, постигли его тонкости, добились в нем успеха. Знания и навыки, приобретенные в кружках, повышают самооценку, формируют чувство уверенности в собственных возможностях. Успех, как правило, усиливает интерес к определенному виду деятельности, вызывает уверенность и стремление к независимости в работе. У подростка появляется интерес, стремление к активной деятельности. Именно такие учащиеся, которым удается раскрыть себя до окончания учебы и определить профессию по своему вкусу, способны сделать разумный выбор профессии.
И наоборот, сомнение, неуверенность в своих силах и способностях вызывает тревогу, апатию, безразличие, озлобленность. Если молодой человек недостаточно уверен в себе, не готов брать на себя ответственность за свой шаг, то выбор профессии часто происходит «за компанию». Неопределенность жизненных перспектив вызывает беспокойство, а принимать какое-либо решение все равно необходимо, поэтому часто ответственность перекладывается на более уверенного в себе друга, что часто приводит к разочарованию и потере времени. Точно так же чрезмерная самоуверенность, юношеский максимализм, неопытность, незнание жизни и самого себя приводят к ошибкам и разочарованиям.
Согласно результатам исследования, к 5-му курсу уверенность студентов в себе достигает наивысшего балла среди всех этапов обучения, но социальная смелость снижается, минимальные оценки получаются в инициативе в социальных контактах по сравнению с 1 и 3 курсами [1, с. 158]. Характерными особенностями поведенческого компонента студентов в период обучения являются уверенность в себе или уверенное поведение, позволяющее осуществлять адекватные действия при решении жизненно важных вопросов.
Со временем у молодых людей может возникнуть неуверенность в своей компетентности решать сложные рабочие вопросы, что в дальнейшем приводит к росту социальной тревожности, неправильному толкованию межличностных проблемных ситуаций, выбору неэффективных стратегий и тактик их решения, стрессу во время адаптации к новой работе, негативному отношению к себе, неприятию сделанного профессионального выбора [4, с. 113].
Следовательно, осознание своих личностных особенностей, адекватная оценка собственных возможностей, их соотнесение с интересами, стремлениями, ценностями, принятие ответственности за свои решения становятся сильными внутренними мотиваторами профессионального выбора и дальнейшего профессионального развития и указывают на личностное становление подростка, психологическое сопровождение которого должно начинаться с 5-го класса и осуществляться комплексно и, помимо профессиональной ориентации, включать формирование у него уверенности в себе, развитие социального интеллекта, компетентности [2, с. 97]. Психологи и педагоги должны исходить из ресурсов личности подростков, помогать им развивать свои наклонности, таланты, задатки, активно вовлекая их в различные внеклассные практики, общественную и научную работу.
Профессиональное самоопределение осуществляется на протяжении всей жизни: человек постоянно размышляет, переосмысливает свои профессиональные достижения и утверждает себя в профессии. Это важная характеристика социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.
Профессиональное самоопределение – ключевая проблема взаимодействия личности и общества. Оно представляет собой механизм социальной детерминации, который действует благодаря активному преломлению самим субъектом. Самоопределяющаяся личность занимает определенную позицию по отношению к окружающей действительности, обществу, вырабатывает соответствующее отношение и приобретает определенную степень свободы от внешних условий.
В то же время профессиональное самоопределение предполагает поиск человеком собственной «внутренней сущности», обретение собственного ценностно-смыслового единства и его реализацию. На пути присвоения ценностей человек постоянно сталкивается с проблемой выбора. Более того, показателем профессионального самоопределения является только тот выбор, при котором предпочтение отдается ценностям более высокого порядка. Успешное профессиональное самоопределение способствует более успешной самореализации личности, удовлетворенности прожитой частью жизни и построению наиболее адекватного жизненного пути.
Таким образом, проблема профессионального самоопределения тесно связана с такими проблемами, как проблема смысла жизни, проблема самореализации, проблема жизненного пути и другими. Поэтому знание особенностей протекания профессионального самоопределения в определенный возрастной период способствует более полному рассмотрению этих проблем, установлению взаимосвязей между ними и в итоге более глубокому изучению проблемы развития личности.
 
Литература:
  1. Абдурасулов, Т.Д. Я-концепция как фактор профессионального самоопределения студентов-психологов // Что. – 2011. – №3. – C.155–160.
  2. Ершова, И.А. Личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников / И. А. Ершова, М. Е. Пермякова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2018. – Т. 24, № 4 (180). – С. 91–97.
  3. Коновко, Я.А. Профессиональное самоопределение студентов технического вуза // Минск: РИВШ «Вышэйшая школа». – 2013. – № 6. – С. 47–49.
  4. Чеснокова О.Б., Чурбанова С.М., Молчанов С.В. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социо-когнитивные и креативные факторы // Культурно-историческая психология. – 2019. – Т. 15. – № 4. – С. 109–118.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»