Машины и механизмы
Любимова Елена Валерьевна
Предмет | Технология, 5 класс, базовый уровень, 2 часа в неделю. |
Тема урока | Машины и механизмы. |
Учебник/Учебные пособия | Технология. 5 класс: учебное пособие / Е.С. Глозман, Е.Н. Кудакова, Ю.Л. Хотунцев и др. – М.: Дрофа, 2017. Авторы: Глозман Е.С., Кудакова Е.Н., Хотунцев Ю.Л., Кожина О.А., Воронин И.В., Воронина В.В., Глозман А.Е. Программа по технологии направлена на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства.[1] |
Характеристика класса | 5 класс общеобразовательной школы |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Цель урока | Расширить представления о машинах и механизмах |
Задачи | Образовательные:
|
Оборудование | Компьютер, проектор, колонки, экран. Столы расставлены для работы 4 групп. |
Основной способ проведения | Самостоятельная работа учащихся (индивидуально, в группе, в классе). |
Инновационные технологии | Технология мастерских - знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Особенности урока – безоценочный. Оценивается лишь общий результат учебно-познавательной деятельности, с учетом того, что учащийся сам вложил в достижение цели. Учащийся не получает знания в готов виде, а добывает их в результате индивидуальной и групповой деятельности. Сотрудничество в группе, направленное на достижение общего результата. Форма проведения урока учитывает возрастные психологические особенности детей. Усваивается основной материал темы, при этом каждый учащийся имеет возможность углубить свои знания. Формируется системное обобщённое представление о мире вокруг человека. Учащимся приобретается собственный опыт творческой деятельности. Формируется уважительное отношение детей друг к другу при работе в группе. |
Межпредметные связи | Физика, математика, черчение |
Формы работы | Индивидуальная, групповая, фронтально-коллективная |
Образовательные ресурсы | Раздаточный материал рисунки «пневматический двигатель», «флюгер», «парус», ветряной двигатель, наливное водяное колесо, цилиндрическая зубчатая передача, винтовой механизм Карточки с вопросами. |
Технологическая карта урока
Этап занятия, время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Организационный этап 3 минуты Цель: приветствовать учащихся, настроить на учебную деятельность. |
Приветствует учащихся. Фиксирует отсутствующих. Проверяет готовность к уроку. | Бригадиры докладывают о готовности членов групп к уроку. | Коммуникативные. Уметь организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве. |
2. Актуализация опорных знаний по вопросам. 2 мин |
Помогает разделить класс на группы используя фанты. Учащиеся с фантами одного цвета садятся за один стол. Напоминает правила работы в группе. «Как бы вы назвали устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в механическую работу или энергию другого вида?» «Для чего человек может использовать двигатели?» |
Делятся на группы случайным образом, с фантами одного цвета садятся за один стол. Отвечают на вопросы учителя. |
Познавательные – осознанное построение высказывания в устной форме. Коммуникативные – осознанное построение высказываний в устной форме. Регулятивные – умение понимать и сохранять учебную задачу. |
3. Изучение нового материала 20 мин по рисункам, раздаваемым по группам Индукция Цель: создать ситуацию интеллектуального затруднения доступную учащемуся, но достаточно сложную для решения. Деконструкция/ Реконструкция Работа с рисунками. Создание информационного поля. / Воссоздание своего решения вопроса в группе. |
Раздает по группам карточки с рисунками. Рисунки отмечены буквами. Учитель задает вопрос и просит учащихся сначала индивидуально ответить на него в тетрадях. «Что изображено на рисунке?» Раздает карточки с рисунками А, Б, В, Г, Д, Е. Карточка №1 с вопросами.
Направляет работу группах. |
Сначала индивидуально кратко выписывают в тетради свои предположения к вопросу учителя. По очереди обмениваясь рисунками, советуясь в группе, отвечают на вопросы для каждого устройства. |
Познавательные – строить логические рассуждения. Личностные – формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к обучению. Коммуникативные - слушать собеседника. Регулятивные – адекватно самостоятельно оценивать полноту ответов. |
4. Закрепление нового материала. 8 мин. Социализация, афиширование Соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда Разрыв. Приращение в знаниях. |
По очереди вызывает докладчиков из группы. Выслушивают мнение групп. Спрашивает, что могут добавить другие группы к ответу. В случае необходимости дополняет недостающие сведения. |
Учащиеся выбирают в группе докладчика. По очереди рассказывают о результатах обдумывания по одному из устройств. Группы сравнивают свои результаты с озвученным. |
Коммуникативные - слушать собеседника. Регулятивные – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
5. Практическая работа. 10 мин «Построение эскиза конструкции собственного ветряного двигателя» |
На основании текста Карточка №2 учитель предлагает нарисовать эскиз движущейся части ветряного двигателя. Сначала индивидуально в тетради. Раздает каждой группе лист с просьбой изобразить общую модель ветряного двигателя группы. Направляет работу группах. Вывешивает результаты на доске. |
Учащиеся зарисовывают индивидуально свой эскиз в тетради. Собственная модель Обсуждают в группе, выбирают общий вариант, корректируют и излагают на общем листе. Результаты вывешиваются на доску. Учащиеся знакомятся с работами других групп. |
Познавательные – умение анализировать и систематизировать полученную информацию, умение излагать образное мышление, проявлять творческие способности. Коммуникативные - умение сотрудничать в процессе презентации выполнения заданий. Регулятивные – умение организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы. |
6. Подведение итогов. Рефлексия. 2 мин. |
Подводит итог урока. Организует высказывание учеников. Выслушивает мнение учеников об уроке. | Учащиеся оценивают свой вклад в группу. | Регулятивные – умение выслушать мнение других. Дать оценку своей работе. |
Карточка №1
- Какие функции выполняет это устройство?
- Что является движущей силой этого устройства?
- Как расположена ось вращения устройства? (горизонтально, вертикально, нет оси вращения).
- Где может применяться данное устройство или механизм?
- Как могут быть соединены детали между собой?
Карточка №2
Воздушный поток давит или отражается
Набегающий поток воздуха
Винтовой механизм
Лопасти-крылья или колесо с лопатками
Вал вращается
Падающая вода
Кинематическая схема
Цилиндрическая зубчатая передача
Сведения, которые учитель сообщает учащимся дополнительно во время этапа социализации ответов группы.
Машина – это техническое устройство, состоящее из взаимосвязанных функциональных частей (деталей, узлов, механизмов), использующее энергию для выполнения возложенных на него функций. Машины создаются для облегчения труда человека и повышения производительности труда. В зависимости от назначения и выполняемых функций машины делятся на три группы (вида): энергетические, рабочие и информационные машины. Энергетические машины – машины, преобразующие один вид энергии в другой: электродвигатели, электрогенераторы, двигатели внутреннего сгорания в автомобилях, турбины в самолётах. Рабочие машины – группа машин, в которую входят технологические, транспортные, транспортирующие и бытовые машины. Информационные машины предназначены для сбора, обработки и использования информации. [2]
Простейшим ветряным двигателем является парус. Воздушный поток (ветер) давит на парус или отражается от него. Это заставляет двигаться транспортное средство, на котором установлен парус. До середины 19-го века парус был единственным двигателем для водных транспортных средств. [4]
В более совершенно ветряном двигателе также используется сила набегающего потока воздуха. Принцип конструкции таких двигателей достаточно прост. На валу закрепляются лопасти крылья или колесо с лопатками. Набегающий поток воздуха давит на лопасти крыльчатки заставляя вал вращаться. [4]
Наливное водяное колесо – механическое устройство для преобразования энергии падающей воды в энергию вращательного движения, с тем чтобы посредством оси колеса можно было совершать работу рис. Г. [2]
В ветряных двигателях чаще всего используются принципиальные варианты конструкции с горизонтальным или вертикальным валом. Ветряные двигатели могут выполнены в виде пропеллера рис. Д или в виде колеса с установленными под углом лопатками. [4]
Механизм – внутреннее устройство машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие. В состав механизмов входят валы, приводные ремни, подшипники, которые называются звеньями. Механизмы, в которых один вид движения преобразуется в другой, например вращательное в поступательное, называются механизмами преобразования движения. [2]
Винтовой механизм слесарных тисков рис. Ж состоит из подвижного винта и неподвижной гайки. Ведущим звеном в тисках служит винт 1, который соединён с подвижной губкой 2 и вращается в неподвижной гайке 3. Вращательное движение винта 1 преобразуется в поступательное движение губки 2. [2]
Для того чтобы специалист мог понять, как действует механизм используют специальные графические документы – кинематические схемы. На них с помощью условных обозначений показывают, те части механизмов, которые принимают участие в передаче движения, – зубчатые колёса, валы, шкивы подшипники, ходовые винты. Цилиндрическая зубчатая передача: а – наглядное изображение, б – изображение на кинематической схеме Рис. Е. [2]
Деталь – изделие, изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций. Любая машина состоит из механизмов, а механизмы – из деталей.
В машиностроении существует две группы деталей: детали общего назначения, или типовые, и специальные детали. Типовые детали встречаются практически во всех машинах, специальные создаются для одного или нескольких типов машин.
В механизме детали могут быть соединены по-разному: соединения деталей бывают подвижные и неподвижные. Неподвижные соединения подразделяются на разъемные и неразъёмные. Разъёмные соединения могут быть разобраны и собраны без поломки изделия. Примером может служить резьбовое соединение. При неразъёмном соединении детали можно разъединить лишь при разрушении крепления или самих деталей. Соединение заклёпками или сварное соединение – примеры неразъёмных соединений. [2]
Ветродвигатели широко применяются в подсобных и фермерских хозяйствах. С помощью таких двигателей приводят в действие автономные генераторы электрического тока.
Существуют пневматические двигатели, работающие на энергии сжатого газа (воздух ил углекислый газ). Такие двигатели предназначены для совершения механической работы. [4]
По конструкции наиболее массовыми являются поршневые, пластинчатые, турбинные, и пневмоцилиндрические. Поступательное движение поршня рис. А, полученное от тепловой энергии расширяющихся газов, преобразуется во вращение коленчатого вала кривошипно-шатунным механизмом. [7]
Поршневые двигатели позволяют получить большую мощность на выходном валу. Это дает возможность использования для привода колес.
Рабочий вал турбинных пневматических двигателей развивает высокую скорость вращения, их устанавливают в наконечниках бормашин в стоматологии.
В пневматическом цилиндрическом моторе движущаяся часть может совершать только поступательно-возвратное движение. Часто используют в конструкции пневматического отбойного молотка. При работе этим инструментом возникают большие вибрации и шум. [4]
При строительстве ветряных электростанций учитывается влияние ветрогенераторов на окружающую среду. Уровень шума от работающей ветряной энергетической установки ограничивают до 45 дБ в дневное время и до 35 дБ ночью. Минимальное расстояние от установки до жилых домов — 1000 м. Жить непосредственно под большой ветровой турбиной (wind turbine) вредно для здоровья.[8]
Человеческий организм по-разному реагирует на шум разного уровня. Шумы уровня 70-90 дБ при длительном воздействии приводят к заболеванию нервной системы, а более 100 дБ - к снижению слуха, вплоть до глухоты. Шум создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие.[9]
Турби́на (фр. turbine от лат. turbo — вихрь, вращение) — лопаточная машина, в которой происходит преобразование кинетической энергии и/или внутренней энергии рабочего тела (пара, газа, воды) в механическую работу на валу. Струя рабочего тела воздействует на лопатки, закреплённые по окружности ротора, и приводит их в движение. [10]
Список используемой литературы
- Глозман Е.С. Технология. 5 – 9 классы: рабочая программа / Е.С. Глозман, Е.Н. Кудакова. – М.: Дрофа, 2019. – 132 с.
- Технология. 5 класс: учебное пособие / Е.С. Глозман, Е.Н. Кудакова, Ю.Л. Хотунцев и др. – М.: Дрофа, 2019. – 320 с.
- Казакевич В.М. Технология. Методическое пособие 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ [В.М. Казакевич и др.]; под ред. В.М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017. – 81 с.
- Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю., Филимонова Е.Н., Копотева Г.Л., Максимова Е.Н. Технология: 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [В.М. Казакевич и др.]; под ред. В.М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2019. – 192 с.
- Белова Н.И., Орлова О.В. «По меркам добра». Педагогические мастерские ценностно-смысловой ориентации/. Методическое пособие. Ковров: ООО «Медиа-Пресс», 2013. – 176 с. Диск.
- Громова В.И. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева. – Саратов, 2013. – 120 с
Список используемых интернет-источников
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Поршневой_двигатель_внутреннего_сгорания – Поршневой двигатель. 01.01.2020 г.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Ветряная_электростанция#Экологический_эффект Ветряная электростанция. Экологический эффект. 01.01.2020 г.
- https://renen.ru/mify-o-vetroenergetike-shum-i-infrazvuk/ Мифы о ветроэнергетике: шум и инфразвук. 01.01.2019 г.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Турбина Турбина. 01.01.2020 г.