Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мотивация детей к занятиям на уроке технологии

Пушкарева Яна Юрьевна,
учитель технологии ГБОУ школа № 110 
Актуальность темы связана с тем, что учебно-трудовая мотивация в современном образовательном процессе играет важную роль, поскольку она помогает школьникам достигать значительных результатов в своей образовательной деятельности. В современных условиях техносферы данная проблема актуальна. Если у школьников не будет четкой учебно-трудовой мотивации, они не смогут полноценно приобретать практические и технические навыки и их дальнейшее профессиональное развитие становится невозможным.
Вопросом о том, как мотивировать обучающихся, как заинтересовать их в изучении предмета стоит перед каждым учителем. Интерес – один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Простой интерес преобразовывается в познавательный интерес, который несет в себе цели – получение знаний, умений и навыков.
Обратимся к самому понятию «мотивация».
В психологической литературе можно найти разные определения понятия «мотивация». Например, Зимняя И.А. определяет мотивацию как «запускной механизм, который вызывает целенаправленную активность физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека» [2, с. 136]. А.К. Маркова в работе «Формирование мотивации учения» мотив применительно к учебной деятельности определяет, как «направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней» [3, с. 15].
Цель для учащихся будет приобретать побудительную силу, т.е. превращаться в «мотив-цель», только если учащиеся сами придадут значения этим целям в учебной деятельности. Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому учителю важно знать основные факторы, влияющие на формирование положительной мотивации. Выделяют три основных фактора: содержание учебного материала, стиль общения учителя и учащегося, характер и уровень учебно-познавательной деятельности [1, С. 49].
Мотивация – это процесс, определяющий движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения.
Мотивация обучения – процессы, методы, средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Мотивация строится на интересе.
Возникает проблема – как построить урок, чтобы ученику знания были интересны, чтобы они были для него значимы.
Мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.)
Анализ литературы позволяет выделить следующие универсальные педагогические способы и приемы:
– Создание позитивного настроя. Упражнение «Улыбнемся друг другу» способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. Данный приём развивает коммуникативный навык, эмоционально настраивает детей [5, С. 98];
– Одним из наиболее эффективных способов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра, особенно, если речь идет о начальных и средних классах. Когда дети включаются в дидактическую игру, их интерес к учебной деятельности резко возрастает, а их работоспособность повышается. Умелое использование учителем в учебной и внеурочной деятельности игровых ситуаций и других развлекательных элементов способствует формированию учебной мотивации.
Игра – ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Существует множество форм дидактических игр, которые можно свободно применять на уроках технологии. Допустим, играсостязание, игра-аукцион, олимпиада, викторина, КВН, брейн-ринг, поле чудес, путешествие, игры по станциям, «Что? Где? Когда?» и т.д.
– Работа в парах и группах – организация совместных действий, ведёт к активизации учебно-познавательных процессов, коммуникации, общению, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность.
– Использование ИКТ – один из эффективных методов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
3D моделирование – это поистине искусство, которое открывает большие перспективы всем тем, кто бы хотел изучить трехмерную графику. Благодаря моделированию проектируются различные здания и сооружения, создаются спецэффекты для кинофильмов, в том числе оно имеет огромное применение в медицинской сфере. Уже очень долгое время идет речь о том, что 3Dмоделирование стоит включить в школьную программу, а именно в курс по «Технологии». Даже сами преподаватели признают, что нынешних школьников очень сложно привлечь резьбой по дереву, готовкой, кройкой, либо шитьем. Современные технологии настолько усовершенствованы, что то, что преподается сегодня в школах очень устарело. Да, можно научить ребенка плести тапочки из бересты, но нужно ли это, если на 3D принтере уже можно напечатать даже кроссовки, и, как оказалось, детям это гораздо интереснее. Школьники очень быстро «вливаются» в то, что сейчас актуально и модно. Сейчас им максимально интересны компьютерные технологии, поэтому введение 3D-моделирования в урок «Технологии» однозначно их бы привлекло и заинтересовало. 3D-моделирование содействует формированию пространственного мышления и воображения у школьника, а также помогает ребёнку найти междисциплинарные взаимосвязи, тем самым, выискивая общее между техническими предметами: математикой, физикой, геометрией. 3D-редактор предоставляет огромную возможность школьнику продемонстрировать свое творчество, после чего сделать качественные анализ и оценку той модели, которую он создал, вместе с преподавателем [4, С. 110].
  • Особенно популярной и востребованной на уроках технологии, является такая деятельность, как проектная. – Проектный метод обучения – позволяет создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развивать их воображение, фантазию, мышление, коммуникативные способности.
– На заключительном этапе урока целесообразно использовать метод рефлексии, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Суть всех этих способов и приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
Можно сделать следующие выводы:
  • мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках;
  • снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения;
  • использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
Таким образом, современные общеобразовательные технологии в школах дают возможность увеличить заинтересованность ребёнка к изучению школьной дисциплины «Технология».
 
В статье использованы следующие материалы:
  1. Дахин Д.В., Смородинова А.А. Влияние дидактических игр на учебно-трудовую мотивацию школьников на уроках технологии // В сборнике: Технологическое образование в системе "Школа - Колледж - Вуз": традиции и инновации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Науч. редактор Н.Ф. Бабина. Воронеж, 2022. С. 48-51.
  2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – Москва: Логос, 2000. – 384 с.
  3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – Москва: Просвещение, 1990. –192 с.
  4. Мельник А.А. 3-D моделирование как способ повышения мотивации школьников на уроках технологии // В сборнике: Актуальные вопросы и тенденции развития предметной области "Технология". Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: отв. ред. М.Г. Корецкий, А.Н. Хаулин, Н.Н. Лавров [и др.], сост. Н.П. Шпаков. Москва, 2022. С. 109-111.
  5. Плеханова Г.И., Скубак В.Л., Меньшикова О.П. Формирование мотивации учащихся на уроках технологии, изобразительного искусства // Вестник научных конференций. 2022. № 3-1 (79). С. 98-99.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»