Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

О роли образовательного предмета «Технология»
в школьном образовании

Трунова Яна Анатольевна
Безусловно, изменения в сфере образования в связи с  введением ФГОС (далее ФГОС), современных  приоритетов социального развития общества смещают акценты  трудового обучения, но ни в коем случае не заменяют его полностью. Независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности любого человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Именно поэтому предмет «Технология» необходим в общеобразовательной школе.
Предмет “Технология” - особенный. Он не только формирует у детей творческий кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Нужно отметить также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса учащихся. Именно на уроках технологии учащиеся выдвигают и обосновывают идеи, проводят исследования, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, применяя на практике знания по многим другим предметам. Технология аккумулирует знания всех школьных дисциплин, создавая межпредметные связи, а теоретическое знание превращает в деятельность в конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира.
В средствах массовой информации широко обсуждаются проблемы школьного образования, при этом утверждается, что российское образование, как и другие сферы жизни общества, пере-живает в данный момент не лучшие времена. Несомненно, школу можно сегодня рассматривать как одно из главных действующих лиц в дальнейшем развитии России, а чтобы выполнить эту миссию, современная школа должна стать активной.
    Образовательный предмет «Технология» даёт возможность развиваться и обучаться всем детям независимо от их здоровья и уровня развития. Поэтому представляется целесообразным уделить этому предмету существенное внимание, увеличив количество учебных часов, и оставить его в основной сетке часов, не выводя дисциплину за пределы учебного времени.
В настоящий момент проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми обучающимися образовательной программы, формирования у них навыков исследовательской деятельности, подготовки к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору. Всё это приобретает особую актуальность в условиях перестройки образовательного процесса на принципах компетентностного подхода и оценки качества образования в основной школе на основе государственной итоговой аттестации.
Перед школой ставится цель создания условий для повышения качества образования, достижения высокого уровня подготовки обучающихся (воспитанников) в ходе осуществления модернизации образования в рамках принятого Закона, реализации национальной образовательной программы. Для этого необходимо создание образовательной среды, способствующей духовно-нравственному и физическому развитию, познанию и освоению мира ребенком, его социализации, формированию у него целостной системы универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Достижение поставленной цели предполагает решение комплекса взаи-мосвязанных задач. А именно, требуется:
1. Построить образовательный процесс в рамках введения новых федеральных государственных стандартов общего образования таким образом, чтобы он был направлен, в первую очередь, на формирование у обучающихся готовности и способности к саморазвитию, высокой социальной активности.
2. Разработать и внедрить новое содержание образования в школе.
3. Создавать условия для формирования духовно-нравственных основ развития личности.
4. Совершенствовать систему выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и создавать условия для реализации их способностей.
5. Совершенствовать систему материальных и моральных стимулов поддержки учителей. Повышать квалификацию педагогических кадров для работы в современных условиях.
6. Совершенствовать систему сохранения и укрепления здоровья детей и создавать условия для эффективного использования здоровьесберегающих технологий.
7. Развивать научно-методические, материально-технические и кадровые ресурсы для обеспечения образовательного процесса.
8. Использовать ресурсы дополнительного образования в целях творческого развития личности, потенциал внеобразовательных социальных структур в интересах совершенствования системы образования.
9. Развивать систему психологического сопровождения образовательного процесса.
10.    Привлекать     финансовые     средства     для     развития    школьной инфраструктуры.
11. Повышать качество и эффективность услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств.
На современном этапе российское образование переходит на новый ка-чественный уровень, модернизация образования ставит новые цели и задачи перед каждым учебным предметом. В решение задачи предпрофильной подготовки учащихся трудовое обучение может внести существенный вклад. Поиск и внедрение новых моделей и технологий трудового обучения должны способствовать её решению.
Наверное, каждый учитель, обдумывая вопрос «Какой я хочу видеть школу будущего?», будет исходить из интересов ученика: «Это школа, где ребенок чувствует себя комфортно и уютно, где он ощущает себя личностью независимо от полученных отметок. Где ребёнок будет хотеть учиться». А для этого необходимо приложить немало усилий и создать продуманную систему, чтобы у самого ребёнка, без указки кого-либо, появлялось желание обучаться. Начиная со школьного возраста каждый человек строит свою маленькую карьеру, которая, возможно, и откроет перед ним двери в дальнейшую, новую жизнь. Любопытство влечёт к неведомому. Вместе с тем Школа будущего не должна стать местом, где, выражаясь фигурально, гранятся булыжники и обрабатываются бриллианты. Необоснованное расширение содержания образования из-за внедрения в учебный процесс всё новых и новых предметов (требующих от учащихся большого времени на домашнюю подготовку) за счет предметов эстетического цикла и уроков технологии ведет к нарастанию перегрузки учащихся, ухудшению их здоровья.
Недостаточно ограниваться лишь выявлением и учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося и воспитанника, важно создавать условия для их проявления и развития. Необходимы гибкие сочетания форм индивидуальной, групповой и коллективной работы, которые позволяют развивать и совершенствовать учебный процесс.
Поэтому главным является не столько дать школьникам новую информацию, сколько научить их самих добывать эту информацию, перерабатывать, хранить и представлять ее. На первый план, таким образом, выдвигается формирование информационно-коммуникационных, исследовательских, проектных умений. Для проектной деятельности на уроках технологии учащимся 5–7-х классов создаются все условия, при которых происходит:
а) формирование психологических условий развития, общения, кооперации на основе:
– доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
– уважения к окружающим, умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решения с учетом позиций всех участников – коммуникативные универсальные учебные действия (УУД);
б) развитие широких познавательных интересов и способностей, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества – познавательные УУД;
в) формирование способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка) – регулятивные УУД;
г) развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации на основе:
– формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, от-ветственности за их результаты;
– формирования целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей – личностные УУД.
В старших классах полной средней школы изучение «Технологии» должно быть направлено, главным образом, на овладение совокупностью методов творческой проектной деятельности, освоение способов научного и практического поиска новых решений применительно к кругу познавательных и профессиональных интересов учащихся. С учетом профиля общео-бразовательного учреждения (гимназия, колледж, технологическая школа и др.) проектная деятельность может иметь соответствующую предметную направленность.
Метод проектов играет важную роль в создании личностно-ориентированной образовательной среды . Метод проектов – включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, основанный на освоении учащимися способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их обработки.
В полной мере овладеть вышеперечисленными компетенциями школьник может только в ходе учебного проектирования, которое всё в большей степени становится основным методом при обучении учащихся технологии. В новых Стандартах образования сказано, что основу курса технологии составляет индивидуальная проектная деятельность учащихся, представляющая собой учебный проект, выполняемый обучающимся самостоятельно с применением приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познава-тельной, конструкторской, социальной, художественно-творческой). Такая деятельность способствует активному овладению знаниями и умениями, развитию творческих способностей, воспитанию нравственно-трудовых и других положительных качеств личности.
Для старшеклассников характерно желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, поэтому они, как и учащиеся 5–7-х классов, должны выполнять в основном художественно-конструкторские проекты.
Примерную тематику проектных заданий следует разработать для каждого года обучения технологии. Она должна быть достаточно широкой, постоянно обогащаться с учетом имеющейся материально-технической базы, интересов и возможностей как учащихся, так и самого учителя. Чем полнее при этом окажутся востребованными приобретённые школьниками знания и компетенции, тем в большей мере отвечает своему назначению проект. Необходимо обратить особое внимание на отражение в тематике проектов региональных и местных особенностей, связанных с народным творчеством.
Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или определить её с помощью родителей, или же воспользоваться темой, пред-ложенной учителем. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но учителю следует удостовериться, что выбор обоснованный и продуманный, учитывающий возможности и самого школьника, и материально-технической базы вверенной учителю мастерской. Разумное участие родителей в проектной деятельности можно только приветствовать, но нужно учитывать, что они могут выбрать тему не столько для ребенка, сколько для себя, с намерением самим выполнить проектную работу на интересующую их тему (такие случаи иногда встречаются).
Распространение результатов, т.е. проектных творческих работ учащихся может осуществляться при помощи их презентаций в стенах школы, на разного рода выставках (окружных, городских, межрегиональных), на фестивалях моды и народного творчества, олимпиадах по предмету, на сайте школы.
По окончании школы юноши и девушки должны знать, кем они хотят стать в жизни, какую профессию желают приобрести. Представление о многих профессиях можно составить именно на уроках технологии, когда дети непосредственно становятся участниками создания одежды, кулинарных яств, слесарных изделий и т.д.
Профильное обучение в старшей школе должно строиться на основе маркетингового исследования, анализа актуального спроса на рынке труда на конкретные профессии, прогнозов перспективных потребностей рынка, а также с учётом меняющихся запросов детей и их родителей. В случае выбора профессии в сфере обслуживания специфика образовательного предмета «Технология» позволяет учитывать склонности школьника максимальным образом.
Я уверена, что именно наш предмет способен дать наибольший толчок для преобразования учебного процесса. Именно в нашей программе есть разделы, для изучения которых применяются методы, необходимые для
преобразования характера молодого человека и, особенно, девушки.
Предмет технология развивает чувство прекрасного, формирует высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»