Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ
как фактор успешной социализации в обществе

Шкитина Юлия Юрьевна
Что мы понимаем под словом, «путь социализации», это путь приобщения человека к обществу, становление его неотъемлемой частью. Каким образом этот путь развивается? Именно через развитие творческих, а значит индивидуальных, креативных способностей. Творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.
В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной ценности, как личности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Творчество помогает справиться с внутренними негативными переживаниями, которые являются непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Есть дети робкие, не уверены в своих силах, для них очень полезно творчество, то таким детям творческая деятельность позволяет выйти из состояния зажатости.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков ограничены. Мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии социальной адаптации и дальнейшей социализации ребенка.
Социализация ребенка с ОВЗ средствами  декоративно-прикладного творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира. Степень вовлеченности ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира является одним из главнейших факторов его социализации, в процессе которой немаловажное значение приобретает факт развития его самосознания посредством надлежащего образного воздействия.
Учащиеся нашей школы имеют большую возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности посредством занятий творческого объединения «Мягкая игрушка» У детей с ОВЗ ограничено жизненное пространство и социальная активность. С трудом дается деятельность, где требуется смелость, креативность. Целью моих занятий стало не только научить работать с разными материалами, но и раскрепостить воспитанников, придать им уверенность в своих силах.
Главная идея программы творческого объединения - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей художественно-конструкторских способностей, изобразительных, творческой индивидуальности.
 Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях творческого объединения является воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами.
В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика (сила, глазомер, скорость, точность координации движений рук), зрительно-двигательная координация, внимание, память. Развивается речь, обогащается словарный запас. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации ребенка с проблемами в развитии.
В ходе работы применяю различные способы и приемы включения детей в творческую деятельность. Методы обучения различны – это рассказ, беседа, объяснение, рассматривание репродукций из журналов, самостоятельная практическая работа детей и т.д. Занятия разработаны с учетом возрастных, психофизических особенностей обучающихся, личностных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Также полезна работа с новыми материалами , так как новизна вызывает интерес у ребят, она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Дети всегда активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить упрощенную схему работы. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Очень интересна работа с различными лоскутиками. В руках учениц ткань превращается в красивые полезные поделки. Проводимая работа позволяет развивать умения отражать в рисунке, аппликации, вышивке, лоскутной технике собственные элементарные творческие способности (сочетание цвета, фактур тканей, выбора рисунка или изображении собственного рисунка). Предоставление учащимся возможности самостоятельной разработки и изготовления изделия позволяет воспитывать у них чувства вкуса, формирует бережное отношение к труду.
Бумага, картон, фурнитура – доступный для ребенка универсальный материал - нашел широкое применение в работе на наших занятиях. Особенно привлекает школьников возможность самим создать такие поделки, которые будут полезны в качестве подарков на день рождения, к праздникам. Детские работы представляются на выставках. Через различные действия с бумагой, кожей, картоном с применением разных способов и приемов, они учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. У учащихся не сразу формируется умение выбирать нужный материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции, им необходима помощь взрослого. Для этого используются схемы, рисунки, фотографии, модели, готовые образцы поделок. Работая с наглядными пособиями, ребёнок создаёт своё оригинальное изделие, он видит конечный результат и знает к чему ему нужно стремиться. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструмента совершенствует мелкую моторику рук. При выполнении заданий детям оказываю разные виды помощи, поощрения: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, ободряющих слов, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. Дети также делятся своими достижениями друг с другом, помогают друзьям, выполняют задания в группах.
Все занятия проходят в атмосфере доброты, доверия, взаимопонимания и предполагают широкий простор для творчества. При этом педагог постоянно корректирует деятельность ребенка, помогает ему вовремя исправить допущенные ошибки.
Результатом такого сотворчества становятся выставки, творческие мастерские, дни открытых дверей. Где родители подробно могут ознакомиться с работами своего ребенка, поучаствовать в мастер-классах и сделать поделку вместе с ребенком. Задать вопросы педагогам.
Также, в течение учебного года, с детьми проводили мастер-классы на добровольной основе в Реабилитационном центре для инвалидов по теме «Рождественский Петербург», где дети с родителями изготовили рождественские открытки. Поздравляли ветеранов с новогодними праздниками, дарили поделки, сделанные своими руками.
Таким образом, от занятия к занятию: дети все более раскрывают себя творчески, снимаются внутренние психологические зажимы; учатся выражать свои чувства, «нарабатывают» эмоции радости.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.
 В процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий.
На каждом занятии стараюсь увеличивать социальную активность детей, развивать доверие к педагогу, создаю ситуации, или даю учащимся такие задания, решение которых требует от ребёнка проявления самостоятельности. Через такое познание окружающего мира и взаимодействие со взрослыми и происходит получение ребёнком первого положительного опыта социализации
В конце занятий проводится рефлексия – дети общаются друг с другом, рассказывают о своих впечатлениях от занятия.
На первый взгляд освоение данных техник с  детьми  ОВЗ кажется невозможным, но огромное желание   прикоснуться к прекрасному, помогают им в обучении. В результате повышается самооценка, развиваются творческие способности, прививается интерес к труду.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же важно дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Для этого нужно подбирать посильные по объему и сложности выполнения задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях.
 
Мы, педагоги, не имеем возможность помочь детям с ОВЗ решить проблемы со здоровьем, но в наших силах помочь им решить вторую проблему – расширить круг их общения, научить их реализовать себя, не дать им замкнуться в себе, показать детям широту внешнего мира.
 У обучающихся развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, решительности, аккуратности, трудолюбия.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»