Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие предмета технология

Баранов Николай Александрович,
учитель технологии  ГБОУ СОШ № 100
Калининского района Санкт-Петербурга
На основании нового ФГОС все 5 классы  перешли на новые стандарты. На основании стандартов главная задача в образовании - это личностное развитие ученика. Современное образование это не результат обучения в виде знаний, умений и навыков, новый стандарт ФГОС указывает на новые виды деятельности. Задачи, которые ставит новый стандарт переход к новой системно - деятельностной работе с обучающимися. На основании этого  меняются  технологии преподавания. Учитель является сотрудником и направляющим в обучении и  получении новых знаний.
         Педагогическую технологию представляют как:
Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного        процесса;
Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
         Так как все школы уже перешли на новый стандарт преподавания, и все предметы в школах преподают по новому, то и предмет Технология не отстаёт от новых стандартов. И в данный момент обсуждает новый проект «Развитие технологического образования в системе общего образования РФ».
        Преобразование технологии ручного труда в информационные технологии оправдано веком компьютеризации и информации, но только частично.  В новом проект предлагается полностью  заменить предметную область «Технология» на изучение информационной технологии. Хочется напомнить историю педагогики. В 1953г. предмет Труд - технология был отменён в школах, результат поколение, которое и училось плохо и профессии освоить могли с большим трудом. Данная концепция в детях развить самое главное не может. Предмет Технология социализирует и воспитывает детей. Даёт возможность знакомства получить навыки в самообслуживании самого себя. Родителям просто некогда заниматься таким обучением, как учить: " варить БОРЩИ и изготавливать ТАБУРЕТЫ". Мы уже получили поколение "Одной кнопки". Дети сидят только в телефонах, и другой жизни не знают. Врачи бьют тревогу (дети руками не работают и как следствие мелкая моторика не развивается, а значит, и тормозиться общее развитие). Приходя на урок Технологии, они готовы работать руками  два урока подряд без перерыва, только не надо теории. Наверное, стоит прислушаться к их мнению, так как они наше будущее. Возникает резонный вопрос: «Как же тогда здоровьесбережение?» Если у нас дети из предмета в предмет всё выполняют  при помощи ИКТ. "Организующим ядром освоения технологий в образовательной организации должна стать предметная область «Технология», включающая информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)". Думаю, что в Концепции необходимо учесть и этап перехода: слишком велик разрыв между тем, что есть и тем, что надо. Ведь многие общеобразовательные школы, особенно сельские, не оснащены требуемыми материально-техническими средствами для реализации поставленных Концепцией задач, а именно конструкторами для изучения робототехники, переносными лабораториями, тренажерами для чтения чертежей, эскизов и т. д.  Опыт последних лет, связанный с реализацией благих идей в итоге сталкивает учителя с множеством проблем, которые он практически не может решить. Возрастают требования к педагогу (многие учащиеся имеют более современную технику дома, в то же время достаточно большое количество педагогов не имеет даже минимальных знаний в области ИКТ).  В связи с введением новых стандартов учителя  многие сели за парты для переобучения. Да учитель должен не только преподавать, но и обучаться сам. Зачастую это обучение проходит за свой счёт, так как в бюджете просто не хватает средств для оплаты всех курсов, на которых учитель хотел бы обучаться. Излишняя информатизация образования и чрезмерное использование ИКТ на уроках технологии лишает детей научиться элементарному ручному труду, которое так необходимо в будущей жизни, особенно в сельской местности. Так же не учитывается "знаниевый" компонент, который является основой любой фундаментальной науки. Предмет "Технологии" совмещает в себе фундаментальные знания всех других предметов и творчество. О методах инженерного проектирования и решения изобретательских задач не может быть и речи, пока в школах не возобновится изучение предмета «Черчение».  В некоторых школах есть предмет черчение – 34 часа, а в некоторых школах 8 – 10 часов, в разделе технологии. Может было бы более актуально и рентабельней ввести робототехнику именно в предмете черчения и на не один учебный год.  Если не будет разделения на группы по гендерному принципу, то могут возникнуть проблемы в половой принадлежности учащихся. 
В целом, применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам (т.к. неустойчивая детская психика приводит к привыканию, что сказывается на их здоровье), создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития. 
         В заключении хочется сказать, что конечно надо меняться и менять методики и подходы к преподаванию. Многие профессии скоро уйдут в прошлое, но ручной труд как был так и останется так как того же робота  должен кто-то собрать и каждую деталь изготовить. Все дети не могут быть инженерами. Может быть, имеет смысл проводить опрос или тестирование уже в начальной школе способностей ребёнка. И для возрождения промышленности нет смысла быть всем инженерами. У наших детей должно быть детство. Теперь в детских садах дети могут заниматься только 15 мин. в день ручными работами – это  лепить из пластилина, рисовать карандашом и красками. Садики направлены на обучение и подготовки к школе (изучение букв и цифр). В школах загруженность колоссальная. Многое хочется рассказать и показать детям, но если наши дети будут мало работать руками, то и качественных знаний мы не получим.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»