Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Профориентационная работа на уроках технологии

Золотилова Ольга Владимировна

Если есть в жизни человека что-то судьбоносное,
так это выбор профессии.
Н. Чернышевский
Выбор профессии является сложным процессом для каждого человека, который начинается со школьной скамьи и может продолжаться длительное время. Чем больше школьник будет знать о мире профессий, тем больше он будет иметь представление о собственных возможностях и об объеме необходимых знаний для приобретения той или иной специальности, что подведет его к сознательному выбору своего призвания. Поэтому, чем раньше обучающийся прикоснется к миру профессий, тем богаче будет его собственный опыт  и тем  легче он будет ориентироваться.
Общеобразовательная школа призвана формировать творческую личность учащихся, приучать к самостоятельности мышления и поисково-исследовательской деятельности, побуждать к самообразованию и определению профессиональной деятельности, чтобы обеспечить социальную адаптацию в конкурентоспособности с учетом профессий на рынке труда в условиях современных рыночных отношений, т.е. проводить профессиональную ориентацию.
Наибольшими возможностями для практической подготовки к выбору профессии располагает трудовое обучение, в ходе которого обучающиеся получают информацию и овладевают первоначальными трудовыми операциями по разным профессиям и специальностям.
В 5-8 классах содержание предмета «Технология» базируется на наиболее распространенных технологических процессах в сферах производства, сервиса и домашнего быта. Это технологии изготовления швейных изделий, обработки пищевых продуктов и приготовления блюд, методы и средства художественно-прикладной обработки материалов. Школьники получают знания и умения по черчению, применяемые к изучаемым технологиям, начальные сведения по прикладной экономике и предпринимательству, экологии, систематизированный материал о мире профессий, знакомятся с методами творческой и проектной деятельности. Особая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что обучающиеся не только получают определенные знания, но и в процессе создания конкретных объектов труда приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные и творческие интересы и способности.
Ни с чем не сравнить возникающие у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем технологии стоит задача организовать работу так, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, к каждому заданию подходить индивидуально, творчески, чтобы возник устойчивый интерес к выбору профессии.
Изучение разделов или конкретных тем курса «Технологии» логически увязывается со сведениями о профессиональном труде.
Например, при изучении темы «Производство текстильных волокон» обучающиеся  узнают о профессии и характере труда оператора прядильного производства.
Раздел «Обработка ткани» не может изучаться без обсуждения профессии швеи, закройщика, технолога, без разговора об условиях их труда, необходимых качеств личности, образования, знаний и умений, организации рабочего места.
Разделы «Конструирование» и «Моделирование» предполагают разговор о профессиях таких, как художник-модельер, художник-конструктор. Самостоятельно подготовленные сообщения о знаменитых художниках-модельерах, помогают проследить этапы их профессионального становления, отметить особенности характера, позволившие достичь профессиональных высот: целеустремлённость, трудолюбие, терпение, любознательность, самостоятельность, стремление постичь секреты мастерства и перейти от исполнительского к творческому уровню.
В ходе работы над проектами по разделу «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» учащиеся не только изучают технологию изготовления изделия, но и параллельно знакомятся с содержанием труда таких профессий, как технолог швейного производства, швея, утюжильщик. А при изучении раздела "Проектирование и изготовление изделий", проводя экспертизу и оценку своих работ,  учащиеся  могут выступать с позиций людей разных профессий (художник, социолог, инженер, экономист, эколог, эксперт).
В разделе «Кулинария» в первую очередь отмечается важность и сложность профессий, связанных с общественным питанием. Говорим об ответственности и дисциплине. О том, что люди, так или иначе связанные с приготовлением пищи (повара, технологи) или с производством продуктов питания, обслуживанием (официанты и т.д.) напрямую влияют на здоровье посетителей, клиентов, потребителей продукта в данной сфере производства или услуг.
Среди разнообразных занятий по интересам  особую важность приобретает и внеурочная (кружковая) работа. Учащиеся школы помогают в создании костюмов для школьного театра и концертной деятельности. Здесь учитель имеет возможность создавать все условия для творческого развития у школьников специальных способностей: изобретательских, конструкторских и др.

Большую роль в профориентации играют творческие проекты, выполненные на уроках технологии. Ребята участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах и конкурсах. В ходе работы над творческими проектами, они приобретают не только практические навыки в изготовлении каких-либо изделий, но и  интересуются научной стороной тех или иных вопросов. Работа в этом направлении даёт много для развития творческих способностей школьников, совершенствует  эстетический вкус, самостоятельность в труде.


Профессия все больше рассматривается, как средство для достижения жизненного успеха, социализации в обществе и самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества, а правильное профессиональное самоопределение обучающихся - это главное в достижение успеха в профессиональной деятельности и для нахождения своего места в обществе.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»