Воспитательная деятельность на уроках технологии
Остапчук Анна Николаевна
И.Г. Песталоцци писал: «Воспитание и только воспитание – цель школы». Эту мысль подтверждают и слова писателя А.Сент-Экзюпери «Человек создает воспитание. Оно призвано обеспечить развитие и духовное обогащение личности».Учебное Заведение - храм науки, в котором любой учащийся приобретает образование, а также формируется как личность. Цель каждого учителя - преобразование школы Знаний в школу Воспитания.
Задачи воспитания, решаемые на уроках технологии, можно сформулировать следующим образом:
Эстетическое развитие – развитие чувства прекрасного, единой культуры труда.
Развитие креативного начала личности, активного отношения к труду, легкой импровизации.
Развитие моральных качеств: гуманизма, милосердия, чувства обязанности, ответственности за свою учебу, поступки дома, в школе, на улице; понимание собственных прав также обязанностей; освоение эстетическими общепризнанными мерками действия человека в окружении.
Развитие привязанности к труду, фактических умений также способностей; представление потребности труда как для окружения, так и для полной, достойной жизни самого чело-века. Развитие необходимости в профессиональном самоопределении также дальнейшем совершенствовании.
Экономическое развитие обучающихся (бережливое подход к природе и предметам).
Только основной задачей обучения считается формирование у детей желания к самовоспитанию ,самосовершенствованию, которое начинается с самопознания.
Процедура самопознания также самовоспитания непроста. Лишь в интенсивной многоплановой деятельности способен протекать настоящий процесс самопознания. Ребенок со временем формирует верную самооценку путем рассмотрения собственных операций также действий, сопоставления собственных итогов с итогами ровесников, имеющимися общепризнанными мерками также правилами. Педагогу необходимо как можно ранее обучать детей мастерству исследовать собственные действия, знакомить с высоконравственными общепризнанными мерками действия, так как мораль – центр личности.
Трудовая деятельность – главное требование для формирования профессиональных способностей. Но характерной особенностью образовательной области «Технология» считается ее практическая направленность, то что дает возможность объединять концепцию с опытным путем, сопоставлять способности обучающихся с требованиями разных специальностей.
Одной из основных задач как педагога технологии я считаю дать возможность ребятам попробовать себя в разных видах деятельности. При проведении уроков в игровой форме ученики имеют все шансы попробовать себя в роли разных специалистов. Наравне с этим в настоящем трудовом процессе выражается ценностное отношение личности к труду. Посредством приобщение обучающихся к делу происходит проявление их заинтересованностей, оригинальности, степени креативного потенциала. Выявив положительный интерес в тот или иной сфере у обучающихся, очень важно отследить, чтобы он был закреплен в практической работе. Моя роль, как педагога технологии, считается главной в проведении профориентационной работы с обучающимися, в создании положительной мотивации труда. Следовательно тщательно отбираю учебный материал, дифференцируя его согласно уровня сложности, стремлюсь подходить к любому учащемуся персонально, наблюдаю за методикой объяснения. В завершении любого задания мы узнаем с обучающимися: пригодиться ли им данный урок в быту?
Я думаю, то что воспитательный результат урока во многом зависит от того как приобретенные обучающимися знания также умения могут быть применены ими в жизни. Однако в тоже время нельзя превращать предмет в ремесленнический, сводя его к обучению простым работам в домашнихусловиях. В личной работе я ориентируюсь в формирование личности, развитие художественных вкусов также моральных ценностей, трудового образа жизни.
Любой педагог непроизвольно формирует собственные устои на уроке, которые становятся нормой поведения для обучающихся: культура труда, культура поведения, высокая эффективность труда. Устои поведения обучающихся на уроке формируются постепенно. На собственных уроках я стремлюсь добиваться выполнения своих требований. Это процесс не одного года. Ученики привыкают к моим педагогическим требованиям, видят их обоснованность.Происходит развитие моральных привычек: обязательности, трудолюбия, ответственности, добросовестности, стремления работать с полной отдачей сил также с хорошим качеством умения уважать собственный также чужой труд, ценить время, соблюдать правила техники безопасности. На занятиях педагог ставит пред собой определенные учебные и воспитательные задачи. В частности, на уроках кулинарии ставлю задачу не только приготовить вкусное блюдо, но также умело украсить, дать название, изысканно накрыть стол. В процессе работы ученики проявляют творчество и эстетический вкус. Совместно находят лучший вариант, совещаются друг с другом, анализируя трудовой процесс. При этом они начинают понимать, то что трудиться – значит продумывать тот или иной способ операций, действий, их очередность, выражать находчивость и умение.
Ни о какой воспитательной работе не может идти разговор, если на уроках отсутствует дисциплина. В целях сохранения душевного и психологического здоровья как собственного , так и окружающих, на протяжении всего этапа обучения я прививаю ученикам умения бесконфликтного общения. Способность по-доброму решать все без исключения спорные вопросы сможет помочь им в будущем сформировать успешные семьи, достичь успехов в труде, понимания в отношениях с людьми. В наше время, когда государство осваивает рыночные взаимоотношения, весьма важно встают проблемы организации и проведения финансового, правового, но кроме того, природоохранного обучения обучающихся. Одной из существенных вопросов считается развитие практичного человека, способного заботиться о благополучии собственной семьи, грамотнo управлять бюджетом семьи, обладать способностью принимать важные решения. Уроки технологии представляют возможность для частичного решения указанных задач. К Примеру, при проведении уроков в области кулинарии я объясняю, как необходимо экономно приобретать продукты питания, готовить еду, делать заготовки, правильнo хранить продукты питания.
На уроках технологии немаловажно уделить внимание планированию семейного бюджета: распределение затрат на текущие, а также долговременные нужды, какой источник дохода, как использовать, а также как экономить денежные средства.
Правовое воспитание считается одним из значимых ньюансов высоконравственного воспитания. По Этой Причине я объесняю ученикам их обязанности и права, стремясь воспитать законопослушных людей. Понимание своих прав и обязанностей даст возможность в последующем исключить множества проблем по незнанию.
Преподавательский процесс может быть на самом деле воспитательским только лишь в том случае, если он может помочь ученикам узнавать себе как личность, может помочь стать настоящим человеком.