Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Батик как средство эстетического воспитания школьников

Денисова Арина Евгеньевна
Культурная проблема эстетического воспитания школьников - это проблема нашего общества в целом. В обществе доступно обширное количество видов декоративно- прикладного творчества, имеющих начало в древних и современных искусствах. Но учащиеся не замечают особой ценности и значимости изделий ручной работы, им трудно оценить эстетическую красоту изделия, так как само понятие эстетического вкуса им мало знакомо. Конечно, есть дети, которые с малых лет понимают ценность предметов искусства, но их очень мало.
В современном мире много задач, которые стоят перед образовательной школой, но ее главная цель - это воспитание школьника как гармонично развитой личности. Реализации этой цели способствует всевозможная эстетическая и художественная деятельность, которая направлена на изучение и применения эстетических знаний. А также способствует развитию эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способностей воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщению к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.
Такие педагогические деятели, как В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский,
Бабанского Ю.К. рассматривают тему эстетического воспитания школьников и дают определения данного термина. Однако, для нашего исследования наиболее близко определение Бабанского Ю.К., который понимает эстетическое воспитание как «процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников» [1]. Достижению положительного результата в
эстетическом воспитании могут содействовать родители самих школьников, самостоятельно обучать их искусству или водить на дополнительные занятия, что не всегда получается по различным причинам. Учителя в школе имеют возможности развития эстетики на таких учебных предметах, как музыка, изобразительной искусство, литература, технология, а также внеклассные занятия.
«Технология» является одним из предметов, в рамках которого можно успешно осуществлять эстетическое воспитание школьников. В учебной программе по Технологии есть раздел декоративно - прикладного творчества, одним из видов которого является  «Батик». Искусство батика - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть
покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор [2, 31 с.].
Батик, как вид декоративно - прикладного искусства является способом
формирования эстетических вкусов и взглядов, то есть приходит более глубокое восприятие естественной красоты природы и всего живого, а также развивается ассоциативно-образное мышление школьников. Дети фантазируют, придумывают новые идеи и воплощают это в реальность на ткани. Когда дети расписывают ткань, они испытывают необычные
ощущения, радость и восторг от работы в новой технике, экспериментируют и получают новый опыт. Для занятия батиком необходимо художественное мышление, знания составления композиции и цветовых сочетаний. Также требуется наблюдательность, особое отношение к природе и окружающей среде, потому что необходимо ощущать всю целостность и красоту предмета, который будет изображен на ткани. Такую технологию можно изучать и осваивать на внеклассных занятиях группами разных возрастных категорий.
Несомненно, батиком может заниматься любой желающий ребенок, всему можно научиться и творить удивительные работы. Такие занятия способствуют развитию цветовосприятия, становлению устойчивой психики у детей, богатства эмоциональных переживаний и ассоциативно-образного мышления. Формирование этих взаимосвязанных компонентов происходит на основе эстетического восприятия всего живого и прекрасного в
нашем мире и закрепляется активными формами деятельности.
Таким образом, технология батик является средством эстетического воспитания школьников, так как его применение в образовательной школе формирует эстетический вкус, чувства прекрасного, что способствует восприятию искусства в целом.
Литература
1. Бабанский Ю.К. Педагогика.- М.; Просвещение, 1983 [ Электронный ресурс ]. URL:
http://www.detskiysad.ru/ped/ped142.html
2. Давыдов С.Г. Батик. Энциклопедия. - М.: Аст - Пресс Книга, 2005. - 31с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»