Методическая разработка по технологии
Черновое и чистовое точение заготовок
на токарном станке по дереву
Окользин Сергей Станиславович,
учитель технологии ГБОУ
СОШ № 509 Санкт-Петербурга
Методическая разработка составлена в разделе "Технологии обработки древесины. Элементы машиноведения ", по теме «Черновое и чистовое точение заготовок на токарном станке по дереву» Данный материал разработан в соответствии с требованиями ФГОС по предмету технология.учитель технологии ГБОУ
СОШ № 509 Санкт-Петербурга
Карта составлена в виде таблицы, в которой отображены цель, планируемый результат, предметные знания, УУД. Также в карте определены метапредметные связи, формы работы и ресурсы. Урок разбит на этапы и для каждого этапа определены задачи, методы и приёмы обучения, формы учебного взаимодействия, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД и предметные действия.
Урок проводится в 6 классе и предназначен для обучения мальчиков. Тип урока - комбинированный с использованием ИКТ, с результатами формирования УУД по ФГОС. На уроке закрепляются основные понятия: рейер, мейсель, черновое точение, чистовое точение, кронциркуль., план-шайба, закрепления заготовки в центрах.
На уроке предполагается использовать фронтальную, индивидуальную и групповая формы работы. Практическое задание направлено на развитие логического мышления, индивидуальных способностей и возможностей каждого учащегося. Применяемые формы и методы способствуют закреплению умений при выполнении практического задания по точению древесины.
Базовый учебник: Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс».
Тема урока « Черновое и чистовое точение на токарном станке по дереву»
Форма урока: фронтальная беседа, индивидуальная практическая работа, групповая практическая работа, самоанализ и коррекция результатов практической деятельности.
Тип урока: комбинированный «открытие нового знания», практическое закрепление знаний и способов действий, урок по выполнению трудовых приемов и навыков.
Цели:
Воспитательная: воспитание положительной мотивации к предмету «Технология», к рабочей профессии в целом, в её значимости. Воспитание уважения к людям труда специалистам высокого класса, профессионального достоинства. Воспитание корпоративной культуры, коммуникабельности, ориентированию на успех, толерантности, эмпатии.
Развивающая: создать условия для наглядно-действенного, практического мышления; умения анализировать, сравнивать, обобщать. Способствовать развитию воссоздающего воображения; внимания; зрительной, смысловой, двигательной памяти; нравственных чувств коллективизма, ответственности, долга, эстетических чувств и качеств (аккуратность, чистоплотность), интеллектуальных чувств любознательности, стремления к новому, прогрессивному, удовлетворения от хорошо выполненной работы.
Образовательная: создание условий для формирования познавательных, регулятивных, личностных универсальных учебных действий при изучении способов чернового и чистового точения заготовок, приемов измерения круглых деталей и ровных поверхностей будущих форм готового изделия, знать принадлежности токарного станка для крепления заготовки. Формировать оптимальные и безопасные приемы работы на СТД. Закрепить знания подготовки заготовок для станке , закрепления ее на станке.,
Деятельностная: I группа- закрепление навыков подготовки заготовок для крепления на станке,. II группа - формировать способности управления станком, грамотно и безопасно выполнять технологические операции точения.
Методическое обеспечение урока: технология личностно – ориентированного подхода, здоровье сберегающие технологии.
Методы обучения : диалог, регулирование учителем крепления заготовок на станке. Самостоятельная работа учащихся.
Дидактические принципы: наглядность, последовательность обучения, доступность, научность.
Задачи урока:
1. Предметные – формирование у учащихся умения готовить заготовки для точения, закреплять заготовки на станке, пользоваться основными резцами.
2. Регулятивные - определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
3. Познавательные – выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (чернового и чистового точения заготовок)
4. Коммуникативные – умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе;
5. Личностные – формирование бережливости при выполнении трудовых приемов, умение сотрудничать.
6.Метапредметные - формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы
Наглядные пособия: плакат из комплекта кабинета «Резка тонколистового металла и проволоки», образцы заготовок тонколистового металла и проволоки.
Инструменты и оборудование: ножовка, рубанок, угольник, линейка, карандаш, молоток, керн, наковальня, столярный верстак, станок.
План-конспект уроков
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Регулятивная | Коммуникативная | |||
Мотивация учебной деятельности 2 мин. |
Организация учебного процесса | Запускает учеников в класс, предлагает одеть халаты и занять рабочие места. Отмечает отсутствующих на уроке. Назначает дежурное звено по уборке мастерской. | Преобразовывать модель поведения в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью | учатся способам самоорганизации, | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний, проверка домашнего задания, объявление темы урока. 10 мин. |
Проверка усвоения пройденного материала, установка логического перехода и взаимосвязи с темой нового урока | Приветствие учеников. Ребята давайте вспомним, что вы изучали на прошедшем уроке? Подготовка заготовки является базовой основой любого технологического приема закрепления в станке и дальнейшей ее обработки. Итак, прошу желающих ответить на поставленные мною вопросы. Оценка ответов, краткое повторение ключевых понятий. Учитель объявляет тему нового урока |
структурирование знаний; осознанное и произвольное построение … |
обеспечивающие организацию обучащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка) | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение участвовать в коллективном обсуждении. . |
Проблемное объяснение нового материала 20 мин. Практическая работа 50 мин. |
Подготовить заготовки для работы на станке двумя способами : в центрах и на план-шайбе, закрепить заготовки для точения в центрах, точить заготовки в центрах. | Учитель объявляет – сегодня тема урока « Черновое и чистовое точение заготовок на токарном станке по дереву» Прежде чем приступим к выполнению работы , вспомним основные моменты ТБ. Мы научись подготавливать заготовки для станка двумя способами, подготовили заготовки для работы 2-х звеньев, которые будут на первом уроке эти заготовки обрабатывать, а другие 2 звена будут готовить заготовки и на втором уроке они будут закреплять их на станке и обрабатывать. Всему классу показывает как начинать работать на станке, как держать резец, как врезаться в заготовку, как проводить первые пробные движения резцом. Во Останавливает работу, выдает 3 и 4 звену заготовки для работы . Возвращается к 1 и 2 –му звену Учитель контролирует, поправляет работу учащихся,, подсказывает правильные действия во время работы, контролирует ТБ, по окончанию производится замер сечения заготовки кронциркулем и определяет ровность обработанной поверхности линейкой. Звенья меняются местами: 1 и 2 звено переходят на подготовку заготовки для станка, 3 и 4 звенья с подготовленными заготовками идут на закрепление и точение на станке. |
Обучающиеся отвечают по ТБ. Обучающиеся смотрят и слушают . 3 и 4 звенья приступают к подготовке заготовок ручным столярным инструментом. 1 и 2- ое звенья берут резец и обрабатывают вращающуюся заготовку на станке. Звенья меняются местами: 1 и 2 звено переходят на подготовку заготовки для станка, 3 и 4 звенья с подготовленными заготовками идут на закрепление и точение на станке. |
||
Итог урока, рефлексия, выставление оценок, уборка мастерской 10 мин. |
Учитель поздравляет ребят с тем что, они сегодня научились практическим навыкам подготовки заготовок для чернового и чистового точения на токарном станке по дереву ,приемам закрепления заготовок, точения на станке, их первому опыту работы на станке. Сейчас я выставлю оценки, после чего можете задавать вопросы по теме пройденного урока . Что вам понравилось на сегодняшнем уроке. |