Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Развитие творческих способностей на уроках технологии 
Опельская Наталия Владимировна 
Перед учителем технологии стоит задача сформировать творческую личность способную обслуживать современное производство. Основная задача учителя технологии  использовать в обучении способность к  развитию творческих особенностей школьников используя дифференцированный подход. Для формирования способностей используются различные упражнения. Они должны быть систематическими, сознательными, постепенно усложняющимися, достаточно трудными, но посильными; они должны быть связаны со стремлением, опирающимся на потребность получить лучшие результаты и устранить ошибочные действия, выявление в анализе промежуточных результатов. Обучение формирует личность ребенка в процессе обучения. Обучение процесс длительный и начинается он с первого дня жизни ребенка. От природы каждый ребенок наделен разными способностями для развития особенностей и личностных качеств.  Важно формировать движущую силу для учебной работы. Формирование навыков не заканчивается со школой или университетом. Правильно сформированные навыки обучения двигают уже взрослого человека к самообучению. Поисковая активность главное в творческом процессе обучения и воспитывает в них жажду поисковой активности – это  одно из условий, которое заставит ребенка влиться в творческий процесс обучения и воспитает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, и активному умственному труду.
Важность выбранной темы в том, что таковой ее сделала современная экономическая ситуация, сложившаяся в мире. Профессиональное ориентирование подростков значительно затруднено, поэтому на уроках технологии учителю надо не только давать ученикам базу для будущей профессии, но и обучать их принципам работы в разных сферах. Одним из таких принципов является креативность – творческий подход к выполняемой работе, независимо от того, какую направленность имеет эта работа – будь это обработка металла или древесины, дизайн или ремонтные работы – в первую очередь учитель должен привить ученику, уже завтра – взрослому человеку, обязанному зарабатывать себе на жизнь, умение творчески организовывать свой труд.
Поэтому обучение такому предмету как технология предполагает личностно-ориентированный подход, назначение урока – это задача развития таких качеств как логика, осмысление, способности к рефлексии; технологическая культура.
Технология как предмет, изучаемый в школе – это совокупность приемов и способов обработки, изменения состояния и свойств объекта с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов, а с другой стороны, - науку о таких способах.
В область задач, которые входят в программу изучения предмета «технология» входят следующие: преобразующая творческая деятельность, которая включает в себя определенные знания, умения и навыки, обусловленные поурочным планом, обучение культуре труда и т.д. Задачи предмета реализуются через такие виды деятельности как обработка металла, древесины, изучение машиноведения, дизайна, графики, ремонтные работы, проектную и конструкторскую деятельность.
Помимо всего прочего, именно урок технологии, в отличие от большинства других уроков, преподаваемых в школе, позволяет ученикам проявлять творческие способности и варьировать по собственному желанию некоторые аспекты образовательной деятельности – так, например, ученик может выбрать рисунок, который будет наносить на изготовленное им изделие, форму или цвет, фактуру, материал и т.д.
Таким образом, урок технологии является наилучшей базой для формирования и развития у учащихся творческих способностей.

У детей выделяют 2 системы мышления: интуитивная(творческая) и логическая.

Это совсем разные системы.
Творческое мышление, интуитивное. Когда нам нужно придумать что-то новое, когда нужны свежие нестандартные идеи, нам нужно задействовать творческую, интуитивную систему мышления.

Можно прослелить интересную взаимосвязь между творческим мышлением и настроением. Всегда, когда человек в хорошем настроении, его творческий потенциал активизируется. Намного быстрее приходят в голову новые идеи и решения.

Мы должны обязательно использовать этот эффект, чтобы помочь ребенку раскрыть свои творческие способности. Добавить в занятия с ребенком элемент игры, легкости. Уберать плохое настроение, оно будет только мешать. яНа протяжении творческого поиска нужно полностью исключить критику. Возможно ребенок будет пробовать, ошибаться и искать без страха оценки, он будет гораздо легче придумывать новое. 

Строгость часто отбивает охоту к творческому процессу. Если мы хотим научить шить, то сначала надо их этим заинтересовать. И это лучше делать через новейшие технологии.
Такой подход можно  использовать не только для творческого развития младших школьников, но и чтобы ативизировать креативность старшей школы, когда надо найти какое-то новое современное решение.  Во время мозгового штурма учитель старается создать позитивный настрой у учеников, предлагает им различные идеи. Самое главное, во время мозгового штурма не допускать критику идей, высказанных учениками.  Даже если эти идеи не воплотимы на первый взгляд.
Индивидуальный подход важен для каждого школьника для того, чтобы он просто нормально учился и развивался. Раскрытие индивидуальности школьника создает благоприятные условия (возможности) для формирования таланта.
Наиболее активно учащиеся средней школы включаются в исследовательскую деятельность по выявлению физических процессов в технологии, связей объектов в процессе работы. У старших школьников наблюдается также большая тяга к техническому творчеству, моделированию. Они чувствуют себя творцами. И в технологии следует давать детям исследовать самостоятельно новый материал. Это задачи на выполнение простых операций, проектирование.
Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность воплотить творческую задачу в жизнь, т. е. создать ситуацию успеха. Если он  не верит в себя, он обречен на неуспех.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»