Проектная деятельность на уроках технологии для детей с ОВЗ
Суровцев Виктор Андреевич
учитель технологии высшей категории,
«Почетный работник общего образования РФ»
ГБОУ школа N 7 Красносельского района
Санкт-Петербурга
E-mail weekend51@mail.ru
«Почетный работник общего образования РФ»
ГБОУ школа N 7 Красносельского района
Санкт-Петербурга
E-mail weekend51@mail.ru
«…Около 85% всех обучающихся
во вспомогательной школе слабоумных
детей способны , при соответствующем
воспитании, к труду (ремесленному, индустриальному, техническому,
во вспомогательной школе слабоумных
детей способны , при соответствующем
воспитании, к труду (ремесленному, индустриальному, техническому,
сельскохозяйственному и т.д.)»
Л.С.Выгодский
Л.С.Выгодский
Успешная работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ВОЗ) на уроках технологии возможна лишь с учётом возможности детей и с учётом их состояния здоровья.
Учителю необходимо найти такую форму обучения и общения с учеником, при которой ребёнок сможет полностью раскрыть свои возможности и будет заинтересован в выполнении того задания, которое ему предложит учитель. На протяжении многих лет я практикую использование на уроках технологии изготовление внеплановых изделий, при работе с которыми используются операции и приобретаются навыки и знания, необходимые по требованиям программы обучения. Изучив программу обучения детей слесарному делу, я, например, обнаружил, что для изготовления сравнительно простых изделий (ушко для навесного замка, крючок на дверь, губки для тисков и т.п.) по программе отведено достаточно большое количество часов. Не всегда учащимся интересно выполнять эти работы столь длительное время. Учитывая сложные характеры и склонность к психо-аффектным состояниям детей данной категории, в этом случае можно спровоцировать нежелание выполнять не очень интересную и монотонную работу, к тому же столь длительное время. Исходя из этого я понял, что необходимо разрабатывать конструкции изделий, которые могут увлечь детей, но, в то же время, при изготовлении которых выполняются основные, требуемые по программе, трудовые операции, которыми должны овладеть учащиеся во время обучения (например: работа ножовкой, гибка, правка металла, обработка различными напильниками прямолинейных и криволинейных поверхностей, рубка металла зубилом, сверление, нарезание внутренней и наружной резьбы, клепка, сборка изделий и т.д.
Исходя из этого, появились различные изделия, изготовление которых заинтересовало детей, что привело к повышению их профессионального мастерства, а также к дисциплине на уроках. В данном случае дети не механически выполняют работу на уроках по опиливанию кромок дверного ушка, а выполняют целое изделие, в связи с чем с гораздо большей ответственностью относятся к работе, так как понимают, что можно отлично выполнить большую часть всех элементов изделия, но на последнем этапе испортить последний элемент и, таким образом, испортить все изделие. Очевидно, что цель обучения - это научить детей определённым трудовым операциям, при помощи которых учащийся сможет выполнить заданную работу. Для этого можно подобрать такое изделие, которое будет по силам изготовить учащемуся с ВОЗ. Работа с изделием будет интересна ребёнку, он получит необходимые по программе навыки и умения. Можно предложить изготовить какое-либо сувенирное изделие или игрушку. Мотивацией к качественному изготовлению изделия может служить возможность после окончания работы забрать этот сувенир домой и подарить маме или папе. Однако, должно быть поставлено условие - работа должна быть выполнена так качественно, чтобы она доставила удовольствие тем людям, которым она будет подарена.
Одной из интересных и полезных форм работы на уроках является работа по методу проектов.
Ученик сам может выбрать на свой вкус то изделие, которое ему понравится. В данной ситуации учитель может скорректировать выбор ученика, но не давить своим авторитетом. Польза этого метода заключается в разностороннем развитии ребёнка. Перед началом работы учащийся должен провести исследование, изучить с разных сторон целесообразность изготовления данного изделия, его стоимость, требования к изделию. В качестве иллюстрации работы по методу проектов можно предложить работу учащегося 7 класса Злобина Николая.
Творческий проект «Изготовление Герба России из металла»
Выполнил ученик 7 класса школы N 7 Красносельского района Санкт-Петербурга Злобин Николай
Руководитель: Суровцев Виктор Андреевич, учитель высшей категории
- Проблемная ситуация
Было решено изготовить символику нашего государства своими руками.
- Исследование
- Первоначальные идеи
- Из картона, покрытого лаком.
- Из картона, покрытого эпоксидной смолой.
- Из куска фанеры, с контуром герба, нанёсённым выжигательным прибором
- Из фанеры, при этом герб выпиливается по контуру, полностью повторяя все элементы изделия.
- Из стального листа, толщиной 2,5 мм.
- Требования к изделию
- Прочность изделия
- Стойкость к воздействию, как к атмосферным осадкам, так и к механическим повреждениям
- Доступная технология изготовления в условиях школьной мастерской.
- Небольшой расход материала.
- Низкая стоимость материала для изготовления.
- Низкая стоимость расходных материалов при изготовлении
- Яркий вид.
Оценив все варианты и подытожив результаты, я выбрал хоть и не самый лёгкий путь, но самый правильный, с моей точки зрения, изготовление Герба России из стального листа. Во-первых, изделие (качественно изготовленное –это непременное условие) будет долговечным, так как изготавливается из прочного материала, а также не дорогим, так как изготавливается из обрезков металлического листа. Изделия из картона и фанеры гораздо менее прочные, да, к тому же, разрушаются под воздействием окружающей среды.
6. Расчёт материалов и денежных затрат
При изготовлении изделия затраты на материалы и инструмент минимальны. Обрезки металлического листа имелись в мастерской, также как и инструменты для изготовления изделия.
За время изготовления потребовались следующие инструменты и материалы: слесарная ножовка, различные напильники, надфили, молоток, кернер, различная наждачная бумага.
В процессе изготовления изделия было израсходовано:
два ножовочных полотна (по 25 руб. за штуку),
два надфиля ( по 20 руб. за штуку)
Наждачная бумага, стоимостью 50 руб.
Полировальный круг и полировальная паста ГОИ имелись в мастерской.
ИТОГО: 140 рублей.
7. Технология изготовления Герба России из металла
1. Нахождение в Интернете подходящей фотографии Герба России.
2..Распечатка на бумаге фотографии герба с Интернета-
3. Подбор необходимой заготовки из металла (S= 2,5 мм)
4. Обернуть лист металла листом бумаги с нанесённым изображением Герба России.
5. При помощи кернера и молотка перенести изображение на бумаге на лист металла.
6. Ножовкой по металлу вырезать контуры изделия.
7. При помощи напильников и надфилей обработать изображение изделия на металле до товарного вида.
8. Обработать изделие наждачной бумагой различной зернистости и
отполировать.
9. Закрепить Герб России на рамке с Российским флагом.
8.Экспертная оценка и самооценка
При изготовлении Герба России я получил положительные отзывы от учителя за свою работу и за качество выполненного изделия. Ученики моего класса похвалили меня за изделие. Дома папе очень понравилось моё изделие и он сказал, что обязательно прикрепит его к автомобилю.
Источники информации, использованные при выполнении проекта
1. «Технология. Индустриальные технологии. 6 класс» А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко, «Вентана-Граф», М.,2016 г.
2. «Слесарное дело.7-8класс» И.Г.Спиридонов, Г.П.Буфетов, В.Г. Копелевич, М. «Просвещение» 1989г.
3.Интернет – ресурсы.
Последовательность изготовления изделия в фотографиях представлена файлом
изделие фотографии.pdf