Роль учителя в развитии творческих способностей на уроках технологии
Медовник Валентина Дмитриевна
Развитие творческих способностей школьников — сложная задача, требующая от педагога кропотливой работы, внимательного и бережного отношения к каждому ученику. Труд человека – это процесс преобразования окружающего мира и вместе с тем, совершенствование человека, осуществляющего трудовую деятельность. Медленно, из урока в урок, учитель терпеливо приближает детей к результату их труда. Очень важно научить понимать нравственную ценность трудовой деятельности, испытывать радость от процесса и результата труда. Шаг за шагом в своей деятельности педагог учит ребят узнавать о том, что человек может сделать своими руками, удивляться всему прекрасному, находить объяснение природы многих вещей, методов труда. Неотъемлемой частою преподавания на уроках технологии является познание национальной культуры и традиций. Преодолевая все эти ступени, трудные, но необходимые, учитель ведет учеников к возникновению желания создать что-либо прекрасное своими руками. Педагогу же необходимо организовать работу, используя все доступные средства и методы, необходимые для развития деловых и творческих способностей обучающихся.Основная цель современного образования — всестороннее воспитание и развитие личности школьника, подготовка его к активной жизнедеятельности. Спецификой уроков технологии является то, что помимо проблем общетрудовой подготовки необходимо решать задачи воспитания, образования и всестороннего развития личности обучающегося. Уметь вовлечь детей в разнообразные виды общественно-полезной, коллективной и творческой деятельности, направленной на приобретение знаний, навыков и умений. Мотивировать учащихся на повышение качества и культуры труда, экономии материалов, бережного отношения к оборудованию, рационализации своего труда. Дети должны научиться познавать, созидать, творчески подходить к преобразованию окружающей действительности. Формирование личностных качеств необходимо для осознанного выбора будущей профессии и проектирования жизненной карьеры.
В процессе организации трудовой деятельности обучающимся предлагается разработать предложения по нетрадиционному использованию инструментов, механизмов, приборов, оборудования. Продумывание визуальных образов осуществляется посредством чертежа, эскиза, выполнения из подсобных материалов элементов будущего изделия. Преднамеренно отложенное решение интересной задачи на занятии подталкивает ребят к поиску ее решения даже во внеурочное время. Постановка наводящих вопросов или вопросов по аналогичным ситуациям, правильная формулировка задачи, дает направление поиска решения. Учащимся предлагается самим составить комплекс взаимообусловленных вопросов и задач, из чего сделать? чем делать? с кем делать? какими средствами? и т.д. Художественная, оформительская, дизайнерская деятельность осуществляется с применением элементов прикладного и народного творчества. В заключение необходимо произвести оценку полученного результата, оценить реалистичность и практическую значимость. Интеграция знаний, полученных при изучении других дисциплин и предметов, научность и посильная трудность содержания, форм, методов и средств обучения, сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли учителя, создание и укрепление мотивации, связь теории с практикой, прочность результатов обучения, положительный эмоциональный фон, коллективный характер обучения, учет индивидуальных особенностей учащихся, соединение обучения с созидательной и практической деятельностью – вот те задачи, которые должен решить учитель в процессе обучения.
На уроках происходит ознакомление с трудовой, конструкторской, технологической, промышленной деятельностью человека. На конкретных примерах показывается последовательность производства, подбор необходимых материалов, инструментов, станков, осуществление различных видов обработки, и наконец, получение заданного продукта труда — законченное изделие.
Для достижения поставленной цели необходимо терпеливо и упорно вести ребенка вперед, воспитывая и поддерживая устойчивый интерес к выполняемой работе, а этого невозможно достичь без терпения, уважения, внимания, понимания и любви.