Основные задачи образовательной программы «Дизайн»
Егорова Анна Вячеславовна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ ДОД ДДТ «На 9-ой линии»,
Санкт-Петербург
Дизайн ‒ это художественное и техническое конструирование, проектирование вещей, пространственной и предметной среды, основанное на сочетании принципов удобства, экономичности и красоты. Английское слово «design» обозначает «план», «чертеж», «узор», «рисунок», «замысел», «проект». Русским эквивалентом считается «художественное и техническое конструирование». Окружающий предметный мир неразрывно связан с искусством дизайна, с такими его видами, как промышленный, компьютерный, архитектурный дизайн, дизайн одежды, интерьера, фито-дизайн.
Дизайн, являясь комплексной деятельностью, неразрывно соединяющей в себе интеллектуальную (логическую, конструкторскую) и художественную (эмоционально-эстетическую) компоненты, дает возможность ребенку приобщиться к творческому процессу в разнообразной деятельности. Программа предназначена для детей младшего школьного возраста.
Цель образовательной программы «Дизайн»: способствовать развитию творческого потенциала учащихся 6 - 10 лет в деятельности художественного и технического конструирования. Для реализации цели определен ряд задач.
Образовательные задачи:
- Формирование элементарных представлений о средствах выразительности в дизайне;
- Ознакомление с геометрическими формами, фигурами и способами их получения из бумаги, возможностями преобразования их в художественный образ;
- Обогащение представлений детей о свойствах и качествах материалов, о способах и приемах работы с ними;
- Создание условий для развития практических умений по работе с инструментами, с соблюдением техники безопасности.
Развивающие задачи:
- Развитие пространственного и ассоциативного мышления, аналитических способностей, творческого воображения, художественного восприятия;
- Развитие эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть в полезных предметах красоту, способствовать расширению кругозора детей;
- Создание благоприятной психологической атмосферы для творчества, для развития индивидуальных способностей ребенка.
Воспитывающие задачи:
- Воспитывать интерес, уважительное, бережное отношение к творческой деятельности и ее результату.
- Воспитывать аккуратность.
- Развивать самостоятельность.
- Способствовать приобщению учащихся к культурным ценностям.
Образовательная программа рассчитана на три года обучения. Прогнозируемыми результатами на первом году обучения являются знание и владение элементарными умениями по работе с чертежными и изобразительными инструментами. Усвоение минимального набора представлений, терминов и знаний по предмету. Возможность самостоятельного конструирования простейших технических и художественных моделей и объектов. Одним из ожидаемых результатов на втором году обучения детей становится выполнение композиционно сложной работы по собственному замыслу. Прогнозируемые результаты на третьем году обучения: создание проектов, индивидуальных и коллективных.
Задачи первого года обучения.
Обучающие:
1 Сформировать у учащихся элементарные представления о средствах выразительности в дизайне на доступном уровне (форма, пропорции, цвет и некоторые особенности материала).
2 Расширить их представления о геометрических фигурах (квадрат, круг, ромб, прямоугольник, треугольник).
3 Ознакомить с названиями объемных геометрических форм, способами получения тел вращения (цилиндр, конус), возможностями преобразования их в художественный образ.
4 Обогатить представления детей о свойствах и качествах материалов: бумаги, картона, пластилина, и других, о способах и приемах работы.
5 Способствовать развитию практических умений работы с инструментами: ножницами, линейкой, и другими, соблюдая технику безопасности.
Развивающие:
1 Способствовать развитию пространственного мышления, аналитических способностей, творческого воображения, образной памяти.
2 Способствовать расширению кругозора детей.
3 Развивать эстетическое отношение к окружающему миру, умение видеть в полезных предметах красивое и гармоничное.
4 Создать благоприятную психологическую атмосферу для творчества, развития коммуникативных качеств, индивидуальных способностей ребенка.
Воспитательные:
1 Воспитывать интерес, уважительное, бережное отношение к творческой деятельности и ее результату.
2 Воспитывать аккуратность.
3 Развивать самостоятельность.
Задачи 2 – 3 года обучения.
Обучающие:
1 Расширить у обучающихся представления о средствах выразительности дизайна: объеме, тектонике, пропорции, ритме, контрасте, фактуре.
2 Расширить и закрепить представления о геометрических фигурах.
3 Обогатить представления детей о свойствах и качествах материалов: бумаги, картона, пластилина, глины и других; о способах и приемах работы с ними.
4 Способствовать развитию практических умений работы с инструментами.
Развивающие:
1 Развивать в процессе конструирования ассоциативное мышление, аналитические способности, художественное восприятие.
2 Способствовать расширению кругозора детей.
3 Формировать умение видеть в полезных предметах красивое и гармоничное.
4 Создавать условия для благоприятной психологической атмосферы для творчества, развития коммуникативных качеств, индивидуальных способностей ребенка.
Воспитательные:
1 Воспитывать интерес, уважительное, бережное отношение к творческой деятельности и ее результату.
2 Воспитывать аккуратность.
3 Развивать самостоятельность.
4 Способствовать приобщению учащихся к культурным ценностям.
Способами проверки реализации задач обучения по программе являются опросы, анализ творческих работ, тесты, в том числе, на развитие креативности, и наблюдение. Формой отчетности и результатом реализации задач образовательной программы является выполнение итоговых творческих работ, участие работ учащихся студии в разнообразных выставках, конкурсах и фестивалях.