Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Техника и тактика лыжных походов

Михайлова Надежда Валерьевна

Цель: помочь воспитанникам разобраться в возможных экстремальных ситуациях, возникающих в лыжном походе и подготовить их к правильному выбору.

Задачи:

- закрепить и обобщить знания о технике лыжного туризма

- научить обдуманно принимать решение

- морально подготовить к совершению многодневного лыжного похода

- развить уверенность в своих мыслях и действиях

- развить логические, аналитические и конструктивные способности

- развить умение применять обобщенные знания для решения конкретных ситуаций

- развить лидерские качества отдельных учащихся и умение строить отношения взаимоуважения и сотрудничества в группе

- воспитать чувство личной ответственности и доброжелательности

 

Занятие проводиться после ознакомления учащихся в теории и на практике:

  • с основными понятиями техники движения на лыжах (на спусках, подъемах, способах торможения, прохождения траверсом и пр.);
  • практическими работами связанными со строительством снежных стенок и др. способов защиты от непогоды
  • с особенностями туристского снаряжения для зимних походов

 

Занятие закрепляет и обобщает знания и умения воспитанников.

 

Форма проведения: комбинированное занятие.

 

Организационный этап.

Группа собирается в кабинете за столом. Воспитанники садятся по кругу (так им будет проще рассматривать картинки, общаться и слышать друг друга).

Необходимое оборудование:  письменные принадлежности,  бумага формата А4, плакаты по лыжному туризму, листок с заданиями-ситуациями, листок с рисунками.

 

Подготовительный этап.

Беседа с воспитанниками по вопросам:

Что необходимо иметь с собой в лыжном походе (какое специальное снаряжение)?

 

Какие правила необходимо соблюдать в лыжном походе? Какие хитрости помогают туристу лыжнику жить в походе комфортно?

 

Что обязательно нужно положить в аптечку для зимнего похода?

 

Что обязательно должно быть в лыжном ремнаборе?

 

 

 

 

Основной этап.

Учащимся предлагается  совместно (группой) найти выход из предложенных ситуаций «Лыжня полная неожиданностей».

При этом учащиеся зачитывают одну ситуацию (каждый по очереди), группе дается 2-3 минуты на обсуждение и выбор правильного варианта, затем один из участников формулирует ответ. Группа при желании может уточнить его ответ или внести коррективы. В трудных ситуациях или при неправильных, спорных решениях в обсуждение вмешивается руководитель.

 

Если воспитанники имеют большой опыт туристский опыт и в том числе лыжных походов можно дать  возможность принять решение каждому самостоятельно. А затем обсудить задания коллективно.

 

Проблемные ситуации в лыжном походе

«Лыжня полная неожиданностей»

 

Нас было семеро, и мы впервые попали в зону безлесья, оказавшись в лыжном походе, который для каждого служил очередной спортивной ступенькой. И, естественно, маршрут приготовил для нас массу неожиданностей. В затруднительной ситуации каждый из участников предлагал свое решение.  Руководитель почти всегда выбирал правильное решение. Попробуйте поставить себя на его место. Как поступите вы в следующих ситуациях:

 

  1. Начало похода. Перед нами снежная целина, и хотя достаточно крепкий наст тропить лыжню все равно придется, но снег не очень глубокий и по нему возможно достаточно быстро передвигаться.

Давайте поставим замыкающими девочек – предложил Коля,  им будет легче идти (1). Нет, возразил ему Леша, - замыкающим должен пойти наиболее сильный, выносливый и опытный участник (2). Кто прав и почему?

 

  1. Во второй день похода мы двигались по реке. Долина, то сжимала реку своими отвесными скалистыми берегами , то выпускала ее из своих теснин. Неожиданно впереди перед Сашей треснул лед и он оказался в воде. Нужно броситься всем к нему на помощь – закричала Люся (3). Нет всем стоять! Пусть выбирается сам! – сказал Толя (4). Пропустите, я один пойду к нему на помощь! – сказал Коля (5). Что еще понадобилось для спасения Саши.

 

  1. В середине для группа выбралась на большое озеро. Расстегнув крепления мы приятно скользили по насту. Сильный ветер мешал нашему движению. Оля обернулась и Галя заметила на ее щеке большое белое пятно. Группа остановилась и медик Толя полез в рюкзак за спиртом, что бы смазать ей лицо (6). Коля предложил растереть щеку снегом, а Галя протянула свою мягкую рукавицу (7). Леша посоветовал просто размять щеку руками (8). Что случилось с Олей? Чей совет лучше и почему?

 

  1. Ночевали мы на границе леса в невысоких карельских березках. С утра было очень морозно.  Впереди трудный ходовой день с двумя перевалами. Мы с Галей складывали горелки и сворачивали палатку. Петя с Лешей уже смазали лыжи и собирались уйти, чтобы разведать подход к перевалу (10). Но Коля посчитал, что следует лучше подкрепится и отдохнуть перед трудным переходом (11). Толя сказал: «Пусть Петя с Лешей помогут всем остальным, а пойдем все вместе» (12).

 

  1. Около десяти часов утра наша группа была уже под перевалом. Он был не очень сложным, но предстояло пересечь склон, который может быть лавиноопасным. Толя сказал, что нужно достать лавинные шнуры, распустить их,  привязать их к поясам и двигаться  по этому склону всем вместе (13). Хотя Петя был не против лавинного шнура, но все же решил пойти за группой метров через сорок (14). Кто был прав и почему?

 

  1. У нас за плечами четыре перевала и шесть дней пути. Мы уже освоились в этом районе и хотим для тренировки организовать безлесную ночевку. Надо поставить снежную стенку. Леша предложил резать снег помягче, чтобы было легче с ним работать (15). Петя считает: чем снег тверже, тем лучше: трудно резать – прочнее стена (16). Галя высказывается за компромиссное решение: лыжный ботинок оставляет след – и ладно (17). Нужно ли подготавливать снег для строительства стенки?

 

  1. Сегодня у нас дневка у самой границы леса. Солнечно и безветренно. Троих отправляют на разведку к перевалу – непонятно, каким распадком к нему лучше выходить. Коля говорит разведчикам: «Возьмите с собой маленькую палатку, теплую одежду и запас продуктов на два дня» (18). Но Леша возражает: «Налегке мы обернемся за два часа – вдвое быстрее!». Правы ли ребята. С чем бы вы пошли в такую разведку?

 

  1. Еще  до истечения контрольного срока установленного для наших разведчиков, вдруг поднялась пурга. В снежном молоке почти ничего не видно. «Как только кончит пуржить, - сказала Галя, - надо будет идти на помощь нашим (20). Нет, надо идти сейчас, - решительно сказал Коля. – Ведь наш принцип: сам погибай, а товарища выручай (21).

 

  1. После прохождения перевала группа приблизилась к лесу. Через час должны быть у костра. Но вдруг у Пети сломалось крепление. Кто – то предложил оставить «пострадавшему» ремнабор, а самим идти в лес, развести костер, к приходу Пети будет уже готов чай (22). Можно оставаться здесь всем, но ведь «прохладно», как бы не замерзнуть (23). «Эврика! Оставим с Петей реммастера Лешу, вдвоем они быстро устранят неисправность и прибегут к готовому чаю!» (24). Какой из вариантов наиболее целесообразен?

 

  1. И вот, наконец, радиальный выход на вершину. Захватив все необходимое, двинулись вперед. Налегке и тропить легче, и все окружающее кажется прекрасным. До границы леса добежали быстро. Снег стал плотнее, попадаются камни. Вскоре на лыжах идти становиться труднее, чем без лыж. Может быть, оставить лыжи у приметного камня? (25) Коля сказал, что лыжи лучше воткнуть в снег, что бы было видно их издалека (26), а Леша настаивал на том что бы взять лыжи с собой (27). Как вы считаете кто был прав и почему?

 

  1. Пройден последний перевал, вдали показалась полоска леса, а там – через день мы на станции, и – домой! Мы и не заметили как поднялся ветер, видимость начала резко ухудшаться. Коля уговаривает нас двигаться быстрее, чуть ли не на перегонки, бежать к лесу – там пурга не страшна (28), а Петя против: лучше остановиться и поставить палатку (29). Кто из ребят по вашему прав? Если еще выход из подобной ситуации?

 

 

Итоговый Этап.

Составление списка дел и снаряжения для организации и безопасного прохождения лыжного многодневного похода. Работа в малых группах по темам:

  • прохождение маршрута и основные сложные места
  • подготовка ремнабора
  • подготовка  аптечки
  • основные правила поведения туриста лыжника
  • элементы снаряжения сберегающие здоровье туристу-лыжнику и делающие поход для него наиболее комфортным

 

Воспитанники работают самостоятельно и составляют по темам список из нескольких позиций с учетом материала, который обсуждался в основной части занятия. Ответы уточняются и обсуждаются группой.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»