Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка

Основы русского танца «Хоровод»

Петрова Наталья Игоревна,
педагог дополнительного
образования ГБУ ДО ДДЮ
Приморского района Санкт-Петербурга

Занятие проводится с детьми третьей группы, возраст 9 – 10 лет, второго года обучения. Тема рассчитана на одно занятие. На занятии дети получают теоретические и практические  знания о  русском  народном  танце  Хоровод.

Форма обучения:урок.

Тип занятия:

 изучение нового материала, комбинированное занятие, урок творчества, групповой

Методы обучения:

·       метод продуктивный, объяснительно – иллюстративный;

Тема занятия:

 Хоровод, как элемент русского-народного танца

Цель занятия:

Познакомится с хороводом как элементом руского танца, изучить его основные фигуры

Задачи занятия:

 

·       повторить и отработать изученные комбинации (экзерсис у станка)

·       изучить фигуры  и элементы русских хороводов;

·       улучшить технику исполнения движений;

·       развить чувство ритма и понимание музыки;

·       привить детям любовь к  народному танцу;

·       создать условия для творческого развития личности ребенка и ситуацию успеха в работе.

Инвентарь для урока:

·       хореографические станкии зеркала;

·       музыкальный центр, нотный материал, коврики.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

I.Организационный этап:

·       приветствие детей – поклон;

·       проверка готовности к занятию;

·       постановка темы;

·       обозначение задач.

II. Повторение пройденного, подготовка к восприятию нового материала:

·       разминка  по кругу (русские ходы: простой шаг с носка, переменный шаг, припадание с правой ноги, с левой ноги,  шаги  сдвоенным ударом с правой и с левой ноги, шаги через пружинку с ударом каблучком,

·       упражнения на полу.

·       работа у станка: (комбинация demiendgrandpliesв характере  русского  танца, комбинация battmenttendu  и battmenttendu  jeteв характере итальянского танца, комбинация «дробные выстукивания» в характере испанского танца, комбинация relevelentв характере белорусского танца, комбинация grandbattementsjeteв характере молдавского танца)

III. Изучение нового материала:

1)    Подготовительный этап:

·       рассказ педагога о хороводе, как элементе русского танца;

2)     Основной этап:

·       изучение  различных фигур   и элементов хоровода;

·       исполнение учениками

3)   Контрольный этап:

·       проверка усвоения изучаемого материала.

IV.  Рефлексия:

·       подведение итогов занятия

V. Окончание занятия:

·       домашнее задание;

·       поклон педагогу, концертмейстеру.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

I.Организационный этап:

Под музыкальное сопровождение концертмейстера «Трава моя трава» ребята входят в класс, выстраиваются в две линии и делают поклон-приветствие педагогу и концертмейстеру  в характере русского танца.

Педагог:Ребята, я хочу прочесть вам несколько строк:

«Танец-немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души, эмоциональная летопись народа, самобытно и ярко рассказывающая историю чувств и событий, им пережитых. Неистощимая сокровищница народного танца хранит много бесценных жемчужин. В них творческая сила народной фантазии, образность народного мышления, выразительность и пластичность формы, глубина чувств». (Игорь Моисеев).                               

Педагог:Вот как можно сказать о народном танце. А сегодня у нас урок народного танца. А это значит, что я приложу все свои усилия, чтобы вы полюбили народный танец, так как люблю его я. Как и на каждом занятии мы будем учиться слышать и понимать музыку, красиво двигаться и грамотно исполнять движения, развивать своё умение жить и работать в коллективе, потому что хореография это коллективный вид творчества, где один за всех и все за одного! Танцевать много и хорошо- это должно стать девизом нашего коллектива!

II. Повторение ранее изученного материала, подготовка к восприятию нового материала:

Педагог:Ребята, прежде чем приступить к изучению новой темы, мы должны сначала подготовить тело к работе, т.е. разогреть мышцы. (под музыкальное сопровождение воспитанники становятся по кругу и начинают разминку с простых медленных шагов и по нарастанию темпа заканчивают беговыми движениями). Используемые музыкальные произведения: «Утушка луговая», «Калинка», «Трава-муравушка», «Светит месяц», «Русская плясовая».

Работа у станка

Педагог:Ребята, подходим к станку, левая рука на палке, исходное положение 6-я позиция, правая рука вдоль корпуса.

(комбинация demiendgrandpliesв характере  русского  танца, комбинация battmenttendu  и battmenttendu  jeteв характере итальянского танца, комбинация «дробные выстукивания» в характере испанского танца, комбинация relevelentв характере белорусского танца, комбинация grandbattementsjeteв характере молдавского танца)

III. Изучение нового материала.

1)    Подготовительный этап.

Педагог: ребята, русская пляска - вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (например, кадриль).

Хороводы бывают женские и смешанные. Исполняются чаще по кругу, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Для женского танца характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком; пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором.

Русские хороводы представляются столько же древними, сколько древня наша жизнь. Жили ли предки наши дома, они занимались играми, плясками, хороводами; были ли они на побоище, они воспевали родину в своих былинах.  Есть люди, указывающие нам на былое действие, но нет верного указания, когда начались наши хороводы. История хороводов заключается в преданиях; а все наши народные предания говорят о былом, как о настоящем времени, без указаний дней и годов; говорят, что делали наши отцы и деды, не упоминая ни места действия, ни самих лиц.

Хороводы мы встречаем у всех славянских племен. Литовцо-руссы хоровод переименовали в корогод. Болгары называют - хоро. Богемцы, хорваты, карпато-руссы, морлаки, далматы обратили его в kolo - круг.

В хороводе неразрывно связаны между собой пляска, песня и игра. Хоровод относится к русским бытовым танцам, он имеет свои формы и правила исполнения. Обычно его участники держатся за руки, либо за платок, поясок или венок и при этом совместно исполняют хороводную песню.

Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все же при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек – «лебедушек», медленная уверенная поступь парней – «ясных соколов» и разнообразные замысловатые рисунки.

Русские хороводы распределялись по временам года, свободным дням жизни и по сословиям. Сельские начинаются со Святой недели и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются при наступлении зимы. Городские хороводы также начинаются со  Святой недели и продолжаются  все лето и осень.

Фигуры  хороводов могут образовываться одними девушками, или одними парнями, или парнями и девушками вместе , которые могут быть выстроены в одну линию или соединены парами. Руки, соединены при построении фигуры, могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д.

Основные фигуры хороводов: «Круг», «Два круга рядом», «Круг в круге», «Восьмерка», «Улитка», «Гребень» и т.д

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

2)    Основной этап:

Педагог: Ребята теперь давайте попробуем  разучить и исполнить  несколько движений в различных  хороводных фигурах.

Разучивание, исполнение элементов танца.

3)    Контрольный этап:

Педагог:А сейчас я задам вам вопросы по новому материалу.

 Вопросы по проверке знаний:

Какие народы используют в своих танцах хоровод?

Мужской это танец или женский?

Какие фигуры хороводов вы знаете?

VII. Рефлексия:

Что нового вы узнали на занятии?

Какие трудности возникли по ходу урока?

Вас заинтересовала эта тема?

VIII. Окончание занятия:

Тема следующего занятия…

Домашнее задание: повторить  основные фигуры  русских хороводов

Поклон педагогу, концертмейстеру.

Я рада вашим успехам на сегодняшнем занятии. Вы все хорошо поработали. Спасибо за урок. До следующей встречи.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»