Методическая разработка
Основы русского танца «Хоровод»
Петрова Наталья Игоревна,
педагог дополнительного
образования ГБУ ДО ДДЮ
Приморского района Санкт-Петербурга
Занятие проводится с детьми третьей группы, возраст 9 – 10 лет, второго года обучения. Тема рассчитана на одно занятие. На занятии дети получают теоретические и практические знания о русском народном танце Хоровод.
Форма обучения:урок.
Тип занятия:
изучение нового материала, комбинированное занятие, урок творчества, групповой
Методы обучения:
· метод продуктивный, объяснительно – иллюстративный;
Тема занятия:
Хоровод, как элемент русского-народного танца
Цель занятия:
Познакомится с хороводом как элементом руского танца, изучить его основные фигуры
Задачи занятия:
· повторить и отработать изученные комбинации (экзерсис у станка)
· изучить фигуры и элементы русских хороводов;
· улучшить технику исполнения движений;
· развить чувство ритма и понимание музыки;
· привить детям любовь к народному танцу;
· создать условия для творческого развития личности ребенка и ситуацию успеха в работе.
Инвентарь для урока:
· хореографические станкии зеркала;
· музыкальный центр, нотный материал, коврики.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
I.Организационный этап:
· приветствие детей – поклон;
· проверка готовности к занятию;
· постановка темы;
· обозначение задач.
II. Повторение пройденного, подготовка к восприятию нового материала:
· разминка по кругу (русские ходы: простой шаг с носка, переменный шаг, припадание с правой ноги, с левой ноги, шаги сдвоенным ударом с правой и с левой ноги, шаги через пружинку с ударом каблучком,
· упражнения на полу.
· работа у станка: (комбинация demiendgrandpliesв характере русского танца, комбинация battmenttendu и battmenttendu jeteв характере итальянского танца, комбинация «дробные выстукивания» в характере испанского танца, комбинация relevelentв характере белорусского танца, комбинация grandbattementsjeteв характере молдавского танца)
III. Изучение нового материала:
1) Подготовительный этап:
· рассказ педагога о хороводе, как элементе русского танца;
2) Основной этап:
· изучение различных фигур и элементов хоровода;
· исполнение учениками
3) Контрольный этап:
· проверка усвоения изучаемого материала.
IV. Рефлексия:
· подведение итогов занятия
V. Окончание занятия:
· домашнее задание;
· поклон педагогу, концертмейстеру.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия
I.Организационный этап:
Под музыкальное сопровождение концертмейстера «Трава моя трава» ребята входят в класс, выстраиваются в две линии и делают поклон-приветствие педагогу и концертмейстеру в характере русского танца.
Педагог:Ребята, я хочу прочесть вам несколько строк:
«Танец-немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души, эмоциональная летопись народа, самобытно и ярко рассказывающая историю чувств и событий, им пережитых. Неистощимая сокровищница народного танца хранит много бесценных жемчужин. В них творческая сила народной фантазии, образность народного мышления, выразительность и пластичность формы, глубина чувств». (Игорь Моисеев).
Педагог:Вот как можно сказать о народном танце. А сегодня у нас урок народного танца. А это значит, что я приложу все свои усилия, чтобы вы полюбили народный танец, так как люблю его я. Как и на каждом занятии мы будем учиться слышать и понимать музыку, красиво двигаться и грамотно исполнять движения, развивать своё умение жить и работать в коллективе, потому что хореография это коллективный вид творчества, где один за всех и все за одного! Танцевать много и хорошо- это должно стать девизом нашего коллектива!
II. Повторение ранее изученного материала, подготовка к восприятию нового материала:
Педагог:Ребята, прежде чем приступить к изучению новой темы, мы должны сначала подготовить тело к работе, т.е. разогреть мышцы. (под музыкальное сопровождение воспитанники становятся по кругу и начинают разминку с простых медленных шагов и по нарастанию темпа заканчивают беговыми движениями). Используемые музыкальные произведения: «Утушка луговая», «Калинка», «Трава-муравушка», «Светит месяц», «Русская плясовая».
Работа у станка
Педагог:Ребята, подходим к станку, левая рука на палке, исходное положение 6-я позиция, правая рука вдоль корпуса.
(комбинация demiendgrandpliesв характере русского танца, комбинация battmenttendu и battmenttendu jeteв характере итальянского танца, комбинация «дробные выстукивания» в характере испанского танца, комбинация relevelentв характере белорусского танца, комбинация grandbattementsjeteв характере молдавского танца)
III. Изучение нового материала.
1) Подготовительный этап.
Педагог: ребята, русская пляска - вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (например, кадриль).
Хороводы бывают женские и смешанные. Исполняются чаще по кругу, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Для женского танца характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком; пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором.
Русские хороводы представляются столько же древними, сколько древня наша жизнь. Жили ли предки наши дома, они занимались играми, плясками, хороводами; были ли они на побоище, они воспевали родину в своих былинах. Есть люди, указывающие нам на былое действие, но нет верного указания, когда начались наши хороводы. История хороводов заключается в преданиях; а все наши народные предания говорят о былом, как о настоящем времени, без указаний дней и годов; говорят, что делали наши отцы и деды, не упоминая ни места действия, ни самих лиц.
Хороводы мы встречаем у всех славянских племен. Литовцо-руссы хоровод переименовали в корогод. Болгары называют - хоро. Богемцы, хорваты, карпато-руссы, морлаки, далматы обратили его в kolo - круг.
В хороводе неразрывно связаны между собой пляска, песня и игра. Хоровод относится к русским бытовым танцам, он имеет свои формы и правила исполнения. Обычно его участники держатся за руки, либо за платок, поясок или венок и при этом совместно исполняют хороводную песню.
Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все же при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек – «лебедушек», медленная уверенная поступь парней – «ясных соколов» и разнообразные замысловатые рисунки.
Русские хороводы распределялись по временам года, свободным дням жизни и по сословиям. Сельские начинаются со Святой недели и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются при наступлении зимы. Городские хороводы также начинаются со Святой недели и продолжаются все лето и осень.
Фигуры хороводов могут образовываться одними девушками, или одними парнями, или парнями и девушками вместе , которые могут быть выстроены в одну линию или соединены парами. Руки, соединены при построении фигуры, могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д.
Основные фигуры хороводов: «Круг», «Два круга рядом», «Круг в круге», «Восьмерка», «Улитка», «Гребень» и т.д
Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.
2) Основной этап:
Педагог: Ребята теперь давайте попробуем разучить и исполнить несколько движений в различных хороводных фигурах.
Разучивание, исполнение элементов танца.
3) Контрольный этап:
Педагог:А сейчас я задам вам вопросы по новому материалу.
Вопросы по проверке знаний:
Какие народы используют в своих танцах хоровод?
Мужской это танец или женский?
Какие фигуры хороводов вы знаете?
VII. Рефлексия:
Что нового вы узнали на занятии?
Какие трудности возникли по ходу урока?
Вас заинтересовала эта тема?
VIII. Окончание занятия:
Тема следующего занятия…
Домашнее задание: повторить основные фигуры русских хороводов
Поклон педагогу, концертмейстеру.
Я рада вашим успехам на сегодняшнем занятии. Вы все хорошо поработали. Спасибо за урок. До следующей встречи.